Литературное многоцветие
Виртуальная литературная гостиная «Литературное многоцветие»
Для каждого человека родной литературой является та, которая написана в родной для него стране. Так, для человека, родившегося в России, это русская литература. Но Россия – многонациональная страна. Поэтому для многих ее жителей родной является татарская, мордовская, украинская, киргизская, чувашская и другие литературы.
Каждый человек ценит традиции своего народа и почитает авторов, которые писали на родном языке, описывая при этом жизнь родного народа. Литература малой родины предполагает не только изучение писателей, которые уже получили известность по всей стране, но и авторов современных, которые пишут и творят сегодня. Это дает повод гордиться собственным краем, в котором растут и живут писатели.
Изучение родной литературы важно для формирования личности каждого человека, поскольку произведения отечественных писателей затрагивают не только вечные вопросы, но и проблемы, актуальные для конкретной страны. Изучение художественных произведений писателей-земляков представляет еще большую ценность, так как такие авторы являются выразителями мыслей определенной области конкретной страны. С помощью литературы родной страны и родного края у читателей углубляется чувство любви к своей Родине. А любовь к Родине – это важное нравственное качество каждого человека. В этом и заключается ценность родной литературы.
Сегодня мы обратим свое внимание на национальную литературу татарского, чувашского и удмуртского народов.
Татарская литература своими корнями уходит вглубь веков. Истоки татарской литературы восходят к фольклорному наследию и памятникам средневековой тюркской письменной культуры и литературе арабо-мусульманского Востока. В средние века волжские булгары создали одну из ярких цивилизаций Европы.
Принятие ислама имело ещё одно важное значение – он дал сильный толчок развитию просвещения, литературы арабоязычной литературы.
Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся поэтов Востока того времени.
Знаковым произведением периода Булгарского государства, считается романтическая поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе» (1233 г.) Поэт Кул Гали жил в конце XII – пер. пол. XIII вв. В поэме он создал образ идеального правителя. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Счастье К. Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи.
Во второй половине XIII в. в Поволжье сформировалось сильное государство Золотая орда. В Золотой Орде получили широкое распространение творения Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма, Низами, Руми, Саади и целого ряда других знаменитых поэтов Востока.
Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии пользовались огромной популярностью среди татар. Более того они вдохновляли татарских поэтов на создание своей литературы, получившей высокое развитие в XIV веке. Именно в этот период были написаны бесценные памятники средневековой татарской литературы, как поэма «Гулистан» Саифа Сараи, «Хосров и Ширин» Кутби, прозаическое сочинение «Надж-ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари.
Поэмы Кутби и Сараи были созданы как вольные переводы одноименных поэм Низами и Саади, но они проникнуты духом средневековой татарской литературы.
В центре поэмы Кутби «Хосров и Ширин» – история любви. Кутби характеризует своих героев внешне красивыми, внутренне современными, нравственно чистыми. Во всей поэме чувствуется большое уважение к женщине.
Вершиной становления татарской литературы развитого средневековья, жемчужиной литературного наследия Золотой Орды является творчество Саифа Сараи. Поэт родился в Поволжье в 1321 году. В поэме «Гулистан» воспеваются такие качества как справедливость, скромность, верность, доброта.
Кроме художественной ценности эти произведения являются еще и источником для изучения истории Золотой Орды.
В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди жителей Казанского ханства, как и у булгар, была широко распространена грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, но и простые горожане, торговцы и ремесленники. Письменность была основана на арабском алфавите. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов – переписчиков книг.
Дальнейшее развитие получила художественная литература, поэзия. Широко известными поэтами были Мухаммадьяр, Кул Шариф, Умми-Камал.
Известный поэт Казанского ханства Кул Шариф, трагически погиб при осаде Казани в 1552 году. Каждое из его произведений воссоздает картину приближения человека к Богу.
Наиболее знаменитым был Мухаммадьяр. Он почти всю жизнь прожил в Казани. Поэмы «Дар мужей», «Свет сердца» сохранились до наших дней. «Дар мужей» состоит из семи произведений – рассказов, каждый из которых посвящен отдельным проблемам нравственности: терпеливость, необходимость отвечать на зло добром, уважение к старшим.
Ко второй половине XVII века относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле булгар, завершены в 1677 г. Его поэма «Хикмәтләр» (Мудрости) и газели, стихи составленные в форме изложения своей преданности к Аллаху. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности.
Постепенно татарская литература выходит с исламо-татарской орбиты. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдеррахим Утыз-Имани (1754 – 1834), Габдельджаббар Кандалый (1797 – 1860), Гали Чокрый (1826 – 1889), Мифтахетдин Акмулла (1831 – 1895), Яков Емельянов (1848 – 1893).
С начала XIX века в татарской литературе и общественной мысли развивается рационалистическое течение.
Одним из первых представителей передовой мысли татарского народа XIX века был поэт Габдеррахим Утыз-Имани. Он первым призвал татар изучать русский язык. Утыз Имани был врагом невежества и считал, что и женщинам необходимо образование. Широко образованный человек своего времени он писал свои труды на татарском, арабском языках.
Светский образ жизни татар отражен в лирико-эпических поэмах Г. Кандалый «Сахибжамал», «Мулла и абыстай».
В конце 18 века Габденнасыр Курсави, известный татарский философ, был одним из идеологов рационалистического течения. Курсави совершенствовал свои знания в Бухаре. Его «Книга о наставлении людям» возвеличивает личность, стремящуюся к знаниям.
В начале XIX века в общественно-политической и социокультурной жизни России наметились существенные сдвиги: открытие Казанского университета (1804 г.), преподавание татарского языка в нем, открытие Азиатской типографии в Казани (1800 г.) стали теми факторами, которые способствовали развитию татарской литературы. Нельзя не упомнить Ибрагима Халфина – он одним из первых среди татар был утвержден профессором восточной словесности. Им были написаны «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения», «Татарская хрестоматия».
Татарская литература отличалась в целом религиозно-этическим содержанием, она была далека от народа.
Явления реальной жизни нашло наиболее яркое и сильное отражение в устной народной поэзии: баитах, народных песнях.
Популярностью в то время пользовались и любовно-романтические поэмы Курмаши.
Со второй половины XIX века значительную роль в развитии татарской литературы сыграли М. Акъегет, З. Бигиев, Ф. Карими, Г. Ильяси, Ф. Халиди.
Роман З. Бигиева «Олуф яки гүзәл кыз Хадича» («Тысячи или красавица Хадича»). Рисуя образы Зулейхи и Хадичи З. Бигиев рассказывает о тяжелой судьбе татарских женщин.
Зулейха красива, образованна, но бедна. Её жених Муса отказывается жениться на ней, так как перед ним открылась возможность жениться более выгодно на дочери богача. Зулейха кончает жизнь самоубийством.
Начало XX века по праву считается временем зарождения новой татарской литературы, «золотым периодом» в национальном литературном процессе. В это время взошла звезда знаменитого татарского народного поэта Габдуллы Тукая. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.
Октябрьская революция была воспринята художникаами слова неоднозначно: М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, К. Наджми восприняли революцию как обновление жизни, а представители старшегот поколения: Г. Исхаки, Ф. Амирхан оценивали ситуацию как разрушение.
Прославленные мастера слова Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин стали зачинателями новой литературы.
Так, классик татарской литературы Фатих Амирхан оставил нам в своих произведениях яркие реалистические картины жизни татар в дореволюционной России. Его проза впитала в себя живые богатства народного языка. В его рассказах повестях «Хаят», «Фатхулла хазрет», «Счастливый день», «Любовь Габдельбасыра» с присущей писателю глубиной изображается душевная красота и нелегкая участь татарской женщины до Октября, разоблачается невежество, нравственное убожество и фанатизм служителей религии.
Развитие татарской драматургии, татарского театра неотъемлемо связано с именем Г. Камала. В 1908 г. вышла его комедия «Бүлек өчен» («Ради подарка»), в 1911 г. «Тайны нашего города». Драматические произведения Г. Камала сильны своим реализмом.
В татарской литературе формируются новые жанры: трагедии, мелодрамы.
Говоря о XX веке, прежде всего нужно сказать о Г. Ибрагимове. В становлении и развитии татарской реалистической прозы произведения Г. Ибрагимова занимают значительное место. Путь пройденный писателем за 30 лет составляет яркую страницу. В рассказах «Старый байрак», «Пастухи» на передний план выдвигается образ простого человека, угнетенного труженика. Драма «Новые люди» посвящена грозным дням Гражданской войны. Роман «Глубокие корни» – вершина творчества писателя.
В поэзии на первый план вышел певец новой эпохи – Хади Такташ (Такташев Хади Хайруллович) – один из основоположников татарской советской поэзии. Жизнь и творчество Хади Такташа – выдающееся явление татарской советской поэзии. Его имя по достоинству стоит в ряду крупнейших поэтов нашего времени. Для раннего творчества Такташа-романтика характерны были мотивы богоборчества, переплетающиеся с мотивами протеста бунтаря-одиночки против феодально-буржуазной идеологии старого Востока.
Историческая победа Великого Октября вывела Такташа из тупика символизма на широкий путь реалистического творчества. Большую роль в политической закалке поэта сыграли ленинские работы об основных принципах новой советской литературы. В стихотворении «Такташ умер» (1923) поэт как бы подводит итоги раннего периода своего творчества, открыто и резко осуждает былые заблуждения. Одно из лучших произведений первых лет советской татарской литературы – поэма X.Такташа «Века и минуты» (1924). Поэт проникновенно передает всенародную скорбь, вызванную безвременной смертью великого вождя, убедительно раскрывает органическую связь ленинских идей с жизнью народа, его думами и стремлениями. Поэт воспевал бессмертие великого Ленина и его идей.
Облик литературы всего советского периода определили такие прозаики: К. Наджми, Г. Баширов, А. Шамов, И. Гази, А. Еники, Ф. Хусни, А. Абсалямов, М. Амир, чьи романы, повести и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе.
Ф. Хусни – целая эпоха в татарской литературе. Его повесть «Гыйльмениса» удостоена Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. В произведении показан образ женщины – труженицы, прошедшей через большие испытания. Ф Хусни – неповторимый мастер слова, большой знаток языка, тонко чувствующий его богатство, его музыку, мелодию.
Роман К. Наджми (1901 – 19957) «Весенние ветры» (1948) одно из наиболее значительных произведений в татарской литературе на историко-революционную тему. Здесь показана дружба татарского и русского пролетариата, общность их интересов.
Больших художественных высот в творчестве достиг видный татарский прозаик И. Гази. Его трилогия «Незабываемые годы» посвящена жизни народа в переломные годы революций.
Самый музыкальный среди татарских писателей – Амирхан Еники. Великолепный знаток родного языка, тонкий стилист. В его рассказах «Одинокий гусь» и «Маковый цвет» гуманизм противостоит варварской войне. В центре рассказа А. Еники «Невысказанное завещание» (1965) Акэби, она выразительница народного духа. Она хочет, чтобы не скудела в душах детей привязанность к родной земле, родному селу. Самое дорогое из духовных богатств – родной язык. Акэби желает, чтобы его не забывали и любили.
Появляются героико – трагические повести «Сиваш» Г. Баширова, бытовые повести А. Шамова «Рауфа», А. Кутуя «Неотосланные письма».
В начале Великой Отечественной войны наблюдается усиление патриотического пафоса. А. Ерикей, М. Джалиль, С. Баттал, М. Садри призывают идти на фронт, больше внимания уделяют патриотизму солдат, тружеников тыла.
Радость победы, надежду на улучшение жизни отражают романы «Алтын йолдуз» А. Абсалямова, «Тормыш җыры» М. Амира.
Поэты шестидесятники: Р. Ахметзянов, Р. Файзуллин, Р. Мингалим, Р. Харис, Р. Гаташ, Г. Рахим и пришедшие в поэзию после них интересные поэты Р. Валеев, Р. Миннуллин, Г. Мурат, Р. Рахман.
М. Магдеев, В. Нуруллин, Р. Тухватуллин хорошо пишут деревенскую прозу.
Написанная в 80-е гг. повесть А. Гилязова «Взлетел петух на плетень» широко известна татарскому читателю. Автор исследует духовное состояние татарской деревни.
История татарского народа нашла отражение в романах Н. Фаттаха «Итиль река течет», «Свистящие стрелы»; М. Хабибиуллина «Кубрат хан», «Чертово городище»; Р. Батуллы «Сююмбике»; Ф. Латифи «Измена».
Тема сталинских лагерей нашла отражение в произведениях И. Салахова «Колымские рассказы», Г. Тавлина «Трагедия», Ф. Сафина «Обманчивый рассвет». Роман Ф. Сафина создан с привлечением подлинных архивных материалов.
Современная литература чаще обращается к социальным и этическим проблемам: «Этләр патшасы» Г. Ахунова, «У дороги незабудка» Р. Батуллы.
Литература имеет большое будущее, если у нее есть молодые писатели. Вот почему традиционно во все времена оставалась проблема преемственности литературы.
Достойная плеяда молодых современных писателей: Ленар Шаех, Лилия Гибадуллина, Айдар Закиев, Рустам Галиуллин, Эльвира Хадиева, Рузаль Мухаметшин, Лейсан Фатхетдинова, Ильгиз Зайниев, Рифат Салах.
Журналы «Идель» и «Казан утлары публикуют лучшие образцы современной татарской литературы, открывают новые имена и доводят новые произведения молодых писателей до своего читателя.
Татарская литература прошла многовековой путь своего развития и охватывает неисчислимое количество произведений, без которых невозможно представить объективно нашу национальную литературу.
Чувашская литература имеет древнейшие корни, связанные с культурами Востока и Азии. Значительное развитие чувашская литература получила в VIII – XIII веках, в период становления и расцвета Болгарского государства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные источники – путевые заметки Ибн Фадлана и Якуба ибн Нугмана «История Булгарии», относящиеся к XII веку. Образцы письменной культуры нашли отражение в надписях на надгробных камнях (эпитафиях).
В X веке произошла исламизация Волжской Болгарии. Чуваши, которые отвергли новую религию, постепенно стали терять традиции письменной культуры. В связи с этим литературно-художественное творчестве чувашей в последующий период времени представлено, главным образом, богатым фольклором, устными сказаниями, легендами народа об Ульпе.
Ульп – добрый, сильный великан, является воплощением идеала трудового человека. Он помогает в корчевании деревьев, защищает чувашский народ от стихийных бедствий и вражеских нашествий
В фольклорном сознании чувашского народа глубоко отразились события периода владычества монголо-татар, правления Казанского ханства и присоединения чувашей к Российскому государству. Повествование об этих событиях встречается в легендах, исторических песнях и преданиях. В них повествуется о поворотных событиях в судьбе чувашей, дана их историческая оценка. Таким образом, главным источником, позволяющим проследить развитие художественной культуры чувашского народа является фольклор (предания и мифы, легенды и сказания, песни и былины, магические обрядовые речения и литературные жанровые формы: хайла, несер, шут).
После исламизации Волжской Булгарии (X в.) чуваши, отвергнувшие новую религию, постепенно начинают утрачивать когда-то сильные традиции письменной культуры, поэтому художественное сознание чувашей последующих веков в основном представлено в богатом фольклоре устного творчества.
С присоединением в XVI в. к российскому государству были созданы предпосылки для начала диалога между чувашскими и русскими культурами. В XVI – XVII вв. в духовную культуру чувашей проникли некоторые элементы русской православной культуры.
Решающим толчком для литературного развития нового времени явилось создание чувашской письменности на основе кириллицы во второй половине XVIII в. Церковно-миссионерские задачи преследовали такие начинания, как первые переводы на чувашский язык евангелий, катехизиса, молитвословий. На основе вновь созданной письменности были написаны сочинения учащихся духовных учебных заведений в честь приезда императрицы Екатерины II в г. Казань.
Большое значение для развития словесности имели составленные в этот период «Чувашско-русский лексикон», «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка» (1769 г.), «Русско-татарско-чувашско-эрзянско-марийский большой словарь», чувашский лексикон, учебник чувашского языка. Почти все – результат творения писателя-просветителя Е. Рожанского и его учеников.
Чувашская письменная литература первой половины XIX в. по своему назначению и содержанию носила преимущественно религиозный характер и особенно активно развивалась в двух культурно-просветительских центрах – в духовной академии в Казани и духовной семинарии в Нижнем Новгороде.
В середине XIX в. развернул свою просветительскую деятельность ученый и литератор С. М. Михайлов (1821–1861 гг.), гордо заявивший: «Из миллиона чуваш и черемис я первый еще писатель в России». Под влиянием идей русского просвещения С. Михайлов в своих научно-публицистических статьях и прозаических произведениях остро ставил вопросы социально-экономического и культурного развития чувашского народа. Писатель использовал разнообразные жанровые формы: очерк, повесть, рассказ, новелла. Деятельность Михайлова расширила программу чувашского просветительского движения, придав ей нравственно-этический, общечеловеческий характер.
С начала 70-х годов XIX века стала развиваться новописьменная литература. Ее развитие происходит на основе письменности, созданной известным чувашским просветителем И. Я. Яковлевым. В 1868 году он открыл Симбирскую чувашскую школу. Началом нового этапа просветительства стало создание им букваря, составление алфавита, издание книг для чтения, учебников, а также открытие ряда сельских школ. Яковлев разработал и внедрил в практику совершенно новую и перспективную просветительско-педагогическую систему, в основу которой был положен родной чувашский язык обучающихся. Первые оригинальные произведения новописьменной чувашской литературы были созданы Яковлевым на основе обработки сюжетов и мотивов фольклора.
В 80-90-е годы происходит зарождение в чувашской литературе жанра повести. Первыми произведениями этого жанра стали повести «Сыт человек, а глаза голодны» И. Юркина и «Моя жизнь» С. Чундерова.
Для поэзии характерно усиление эпических тенденций. В этот период Михаил Федоров написал балладу «Леший».
На рубеже XIX–XX вв. обозначились основные контуры целостного историко-литературного процесса, который объединял десятки прозаиков, поэтов, драматургов, публицистов. Литературное развитие полнокровно подпитывали «гнезда» чувашской культуры, возникшие в Казани (во главе с Н. Никольским), Симбирске (И.Яковлев), Самаре (Д. Филимонов), Уфе (Г. Комиссаров).
В Симбирской чувашской учительской школе в начале XX в. сформировалась своеобразная литературная школа, объединявшая целую плеяду литераторов, выдающимся представителем которой был Константин Васильевич Иванов – основоположник национальной литературы. Его имя как автора бессмертной поэмы «Нарспи» хорошо известно во всем мире.
Поэма «Нарспи» считается вершиной творчества Константина Иванова. Это глубокое произведение о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. В поэме наглядно прослеживается неприязнь автора к социальной несправедливости, его мечта о свободе для чувашского народа.
Трагедию любви Нарспи и Сетнера сравнивают с шекспировской драмой «Ромео и Джульетта». Также произведение называют «энциклопедией жизни чуваш».
Поэт расширил ритмическое пространство чувашского стиха. Граждански активная личность лирического героя в поэзии Сеспеля несла огромный заряд гуманизма, утверждала общечеловеческие ценности, выражала демократические идеалы трудящихся масс, борющихся за возрождение национальной культуры.
Творчество Михаила Сеспеля в чувашской литературе занимает особое место. Классик является основоположником силлабо–тонического стихосложения в чувашской поэзии. Он расширил лирические возможности стиха, основываясь на опыте русской классической поэзии, лучших образцах дореволюционной чувашской литературы, фольклора. Несмотря на смерть в юном возрасте, Михаил Сеспель успел многое сделать. Его произведения, исследовательские материалы всегда будут иметь большое значение в литературном творчестве.
"Сеспель нам дорог тем, что с огромной силой поэтической формы воззвал соотечественников к единству во имя возрождения нации и чувашского языка, ощущая себя полномочным представителем своих соотечественников, идентифицируя себя со всем чувашским народом, чувствуя свое право высказываться от его имени…» – так оценил творчество великого поэта Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров на торжественном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения М. Сеспеля
В середине 20-х гг. в чувашской поэзии значительно возрос, как следствие подъема национального самосознания, интерес к исторической тематике. В ряде произведений имеет место попытка эпического осмысления поворотных этапов истории (поэмы С. Эльгера «Под гнетом», Н. Шубоссинни «Фаворит»).
В прозе начала 20-х гг. преобладают жанры рассказа, очерка, повести, в которых поднимается тема революции и Гражданской войны, прошлое и современность противопоставляются с помощью приема контраста. («В приземистой избушке» М. Трубиной, «Двое павших», «Однажды утром» И. Ахаха, «Штрум» С. Хуммы (Фомин).
Актуальность получает тема мирного строительства. В повестях, рассказах, очерках С. Хуммы, И. Тхти, М. Трубиной содержится призыв к искоренению бытовых пороков, изживших себя привычек в семейной жизни, во взаимоотношениях людей в обществе.
На литературное развитие в республике благотворно повлияли и усилившиеся тенденции к организационному объединению писательских сил. В 1923 г. по инициативе и под руководством литератора А. Милли было организовано «Общество любителей чувашской словесности». Программа и Устав «Общества» носили идеологически «нейтральный» характер и нацеливали творческие силы на культурно-просветительскую деятельность в широких слоях чувашского населения. Вскоре под натиском авторитаристских сил, возглавляемых областной партийной организацией, «Общество» распалось и взамен был создан Союз «Канаш» (1923 г.).
В дальнейшем организационном сплочении литературно-творческих сил республики большую роль сыграл 1-й Съезд советских писателей (1934 г.). Динамичному развитию литературы способствовало расширение сети печатных органов на чувашском языке. В первые же послереволюционные годы начали издаваться газеты «Новая жизнь», «Крестьянское слово», «Канат», журналы «Заря», «Нива», а с середины 20-х гг. журналы «Сунтал» (1924 г.), «Капкан» (1925 г.), «Труженица» (1928 г.), «Будь готов» (1929 г.), «Селькор» (1929 г.), «Народное просвещение» (1926 г.), «Голос трудящихся» (1922 г.).
На рубеже 20–30-х гг. в литературном развитии особую актуальность получают темы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Следствием этого явилось создание больших поэтических и прозаических полотен о жизни и трудовой деятельности рабочего класса Чувашии (поэма П. Хузангая «Магнит-гора», повесть А. Талвира «Люди из Батыръяла»). Теме коллективизации деревни посвящен целый ряд произведений большой и малой форм: роман В. Краснова-Асли «В гору», повести М. Трубиной «Мучар», И. Тукташа «Бычий лог», рассказы Е. Еллиева, Д. Петрова (Юмана), С. Эльгера, В. Рзая, поэма В. Митты «Зычный голос».
Во 2-й половине 30-х гг. живой интерес писателей к острым проблемам и конфликтам постепенно уступает место облегченному воспроизведению явлений действительности, приукрашиванию, а то и лакировке реалий и фактов общественного бытия. На фоне массы бесконфликтных рассказов, очерков, повестей колоритно выделяются эпические произведения С. Эльгера: роман-хроника «Дни войны» и социально-исторический роман «На заре», содержащие глубокие черты романтического мышления и эпичности.
Чувашская проза периода Великой Отечественной войны преимущественно представлена произведениями малого жанра (рассказ, очерк, статья, памфлет, зарисовка), в которых преследовалась важнейшая цель – мобилизация всего советского народа на борьбу с фашизмом. Прославлялись мужество и стойкость защитников Родины, показывалась жизнь тыла. Лучшие образцы поэзии военной поры также содержат огромный мобилизующий заряд, в стихах и поэмах авторы обнажают звериный лик фашизма, поддерживают веру в конечную победу над захватчиками (стихи Н. Шелеби, С. Эльгера, Я. Ухсая, И. Ивника). Были созданы поэмы: «Таня» П. Хузангая, «На берегу Влтавы» Я. Ухсая, «Солдатская мать» М.Уйпа, «Зоя» С. Шавлы. Многие писатели воевали с оружием в руках, были политруками, военными корреспондентами, газетчиками. Среди них Л. Агаков, П. Хузангай, В. Алендей, А. Воробьев, В. Садай, М. Ильбек, А. Артемьев, Г. Орлов, Н. Сандров, А. Алга.
Развитие Чувашской литературы послевоенных лет шло на путях поисков новых жанровых форм и стилей. Писатели-фронтовики продолжают разрабатывать тему войны, создают прозаические и поэтические произведения малой и средней форм (рассказы «Дорога открыта», «Не гнись, орешник» А. Артемьева, «В госпитале» М. Ильбека, «Золотая цепочка» Л. Агакова; стихи П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Алги, И. Тукташа.
Актуальна и тема современности. Прозаик К. Турхан создал роман «Деревня в ветлах», в котором отразил энтузиазм тружеников села, занятых восстановлением разрушенного войной хозяйства.
Одновременно с разработкой темы современности в литературе усиливается интерес к историческому прошлому народа. В 50-60-е гг. появились романы, поднимающие глубин, пласты исторического бытия чувашей, – «Тенета» Ф. Уяра, «Черный хлеб» М. Ильбека, «Свияга впадает в Волгу» К. Турхана, «Век прожить – не поле перейти» Н. Мраньки, «Ахрат» С. Аслана. Эта историко-романистическая волна в решающей степени способствовала становлению эпически повествовательных форм в национальной литературе. Важнейшими тенденциями в развитии современной чувашской литературы является возрастающее внимание к духовно-нравственным проблемам в жизни общества. Об этом повести и рассказы Ф. Уяра, Ю. Скворцова, А. Артемьева, Д. Гордеева, Н. Максимова, В. Петрова, Ф. Агивера, В. Игнатьева, И. Вутлана, Н. Мартынова, Е. Лисиной, Б. Чиндыкова. В то же время наблюдается углубленный социологический анализ важнейших сторон и явлений в жизни, нацеленность на острейшие проблемы и конфликтные ситуации. Эти черты прозы сконцентрированы в произведениях А. Емельянова, Л. Таллерова, Г. Краснова.
Характер современного человека, его духовно-нравственный мир и деяния широко представлены в произведениях прозаиков, драматургов, поэтов – Н. Терентьева, Г. Айги, Н. Сидорова, Б. Чиндыкова, Г. Ефимова, А. Галкина, Ю. Айдаша, М. Юхмы, Р. Сарби, П. Афанасьева, М. Сениэля, Н. Петровского, П. Эйзина, И. Егорова, А. Кибеча, П. Яковлева, В. Эндипа, В. Ахуна, Г. Юмарта, В. Тимакова, Ю. Семендера, Л. Мартьяновой.
Фундаментом удмуртской литературы стали записи устного народного творчества и произведения русской классики, переведенные на удмуртский язык.
Удмуртский фольклор является нераздельной частью удмуртской культуры и основой для возникновения удмуртской литературы.
Первыми попытками создания авторского стихотворения на удмуртском языке были поздравления императрице Екатерине II в честь ее приезда в Казань в 1767 году, а затем в 1778 году при открытии Казанского наместничества. Эти стихотворения под руководством были переведены на удмуртский из готового текста на русском языке.
Начиная с 1880 года многие поэты Удмуртии, среди которых Бернат Мункачи, Юрьё Вихманн, Николай Первухин, Борис Гаврилов, Григорий Верещагин, публиковали записи произведений устной народной поэзии. Годом рождения подлинно удмуртской литературы можно считать 1889 год, когда первый удмуртский учёный Г. Верещагин издал свой этнографо-социолого-исторический труд «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», в фольклорных иллюстрациях которого нашлось место и для его произведений, в частности колыбельной песни «Чагыр, чагыр, дыдыке» («Сизый, сизый, голубок»). Это стихотворение является первой ласточкой удмуртской художественной литературы, в то же время признаком поныне характерной тесной связи литературы и фольклора, подлинным симбиозом литературного и фольклорного начала. Верещагин, Григорий Егорович – первый удмуртский литератор, учёный, просветитель, православный миссионер и священнослужитель. Родился 11 октября 1851 года в крестьянской семье. С детства интересовался народным творчеством, литературой, увлекался живописью, ремёслами, пением, искусно играл на русской гармошке, гитаре и фисгармонии.
В 1896 году в Вятке Григорий Верещагин выпустил небольшую брошюру под названием «О книгах на вотском языке». В ней автор подверг анализу удмуртские переводы русских текстов, преимущественно религиозных, и фактически положил начало зарождению удмуртской литературно-художественной критики и литературоведения.
В 1924 году учёный опубликовал ряд поэтических произведений в газете «Гудыри». Наиболее значимые из них стали достоянием читателя в 1970-1980 гг. в публикациях журнала «Молот» и коллективных сборниках материалов Удмуртского НИИ. В их числе – поэмы-сказки «Батыр дӥсь» (Одежда батыра») и «Зарни чорыг» («Золотая рыбка», созданная на основе «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина), «Скоробогат-Кащей» (на русском языке). Стихотворные произведения Г. Е. Верещагина переведены на русский, татарский, венгерский, финский и эстонский языки.
Второй период удмуртской литературы продолжается с 1889-го до 1917-1919 годов. К деятелям второго периода удмуртской литературы относятся Г. Верещагин, Кедра Митрей, М. Ильин, М. Можгин, И. Михеев, И. Шкляев, И. Яковлев, Т. Борисов, В. Крылов, И. Волков, Максим Прокопьев, Михаил Прокопьев, А. Кириллов.
Удмуртская литература начала ХХ века характеризуется распространением нормативной эстетики, предписывающей литературе создавать положительного героя с определенными революционными качествами, что доминировало вплоть до 1950-х годов.
В 1910 году была опубликована поэтическая баллада Михаила Можгина «Беглой». Эта баллада стала первым поэтическом произведением на удмуртском языке. А в 1915 году Кедра Митрей опубликовал стихотворную трагедию «Эш-Терек» – первую часть своей «Исторической трилогии». В основу трагедии лег одноименный героический эпос, который Кедра Митрей опубликовал в 1911 году. В рукописных журналах, издаваемых в семинариях стихи Кузебая Герда (К. П. Чайников, 1898—1941).
Октябрьская революция открыла широкие возможности для развития культуры и литры удмуртского народа. В советской удмуртской литературе в первое время преобладала поэзия. В газетах печатались стихи, прославляющие революцию, разоблачающие кулаков, духовенство, знахарство, призывающие к просвещению. Романтизация действительности, свойственная этим стихам, постепенно сменялась реалистическим изображением жизни: стихи М. Прокопьева (1884—1919), Д. Майорова (1889—1923), И. Дядюкова (1896—1955). Поэтесса Ашальчи Оки (Л. Г. Векшина, р. 1898) обратилась к теме, освобождения удмуртских женщины.
В 20-е гг. плодотворно работал К. Герд. Ему принадлежат стихи и поэмы о тяжкой жизни народа при самодержавии, произведения прославлявшие революцию и «свободный труд столикий». Многие стихи Герда стали популярными песнями удмуртов. В поэмах «Завод» (1922), «Ленин» (1925), «Десять лет» (1931) он умело сочетал романтический пафос с реалистичными картинами жизни.
Вместе с поэзией росла драматургия. Первые оригинальные пьесы были преимущественно одноактными: «На светлый путь» (1919), «Свидетели» (1919) и «Ворожея» (1920) Герда, «Сон дезертира» (1920) П. Батуева-Марксистского (1891—1966), «Удмуртская свадьба» (1920) и «Анисья» (1921) Д. Майорова. Во 2-й пол. 20-х гг. удмуртская драматургия укрепляется на позициях реализма: драма «Бунтующие» (1926) П. Соколова – о бурных революционных событиях 1906 в удмуртской деревне, первая музыкальная драма «Насьток» (1928) М. Тимашева (1905—38). Нек-рые пьесы, например, «Удмуртская свадьба» (1928) А. Сугатова (р. 1897), основана на этнографическом материале.
Проза в эти годы несколько отставала от поэзии и драматургии. Раньше других возник жанр рассказа: «Мотя» (1920) К. Герда, «Федор Павлович» (1925) И. Дядюкова. Во 2-й пол. 20-х гг. появляются произведения крупных форм: первая повесть на удмуртском языке – «Старая деревня» (1926) Кедра Митрея; повесть «Черный вихрь» (1927) Д. Пиня (Д. Баженов, 1904-38) – обе о Гражданской войне. В 1929 вышел первый удмуртский роман – «Тяжкое иго» Кедра Митрея, где воссозданы картины неприкрытой эксплуатации трудового крестьянства.
Новым этапом в развитии советской удмуртской литературы стали 30-е гг., когда на первый план уверенно вышла проза. В рассказах преобладающее место заняла тема коллективизации.
Впервые появляются произведения о рабочем классе: рассказы «Гонди – мастер» (1933) М. Бехтерева (1908 – 1943) и «В завод» (1933) С. Загребина (1907 – 1952). Развивается и очерк, лучшие образцы которого принадлежат Т. Архипову (р. 1908), А. Миронову (190 – 1931), Г. Медведеву (1904 – 1939). Этот этап характеризуется расцветом крупных жанров прозы. Первыми попытками более широкого осмысления жизни деревни и города явились повести А. Миронова «Восемнадцать» (1931) и «Закаляются» (1931). Ф. Кедров (1909 – 1944) в повести «Катя» (1940) создал выразительные бытовые картины жизни удмуртской деревни накануне революции.
Проза становится более психологичной. Писатели используют новые для удмуртской литературы приемы психологического анализа, внутренний монолог, несобственно-прямую речь. М. Коновалов (1905 – 1939) создал первый удмуртский производственный роман «Лицо со шрамом» (1933). Ему же принадлежит исторический роман «Гаян» (1936). П. Блинов (1913 – 1942) обогатил удмуртскую литературу романом воспитания «Жить хочется» (1940).
В поэзии 30-х гг. преобладали стихи о социалистическом преобразовании деревни, о жестокой классовой борьбе. На эти темы писали М. Петров, И. Гаврилов, Ф. Кедров, П. Чайников (1916 – 1954).
В развитии драматургии большую роль сыграла организация в 1931 удмуртского национального театра. Репертуар его создавался в основном силами М. Петрова, написавшего пьесы «Батрак» (1931), «Сквозь огонь» (1933), «Иго содрогается» (1936), «Италмас» (1938), и И. Гаврилова, автора пьес «Шумит река Вала» (1931), «Коллективное поле» (1934), «Герои» (1936), «Груня Тарасова» (1938). В это время в драматургии преобладали конфликты классового характера, внутреннему миру героев уделялось пока мало внимания.
В период культа личности, в 30-е гг., многие удмуртские писатели были незаконно репрессированы (К. Герд, Кедра Митрей, Г. Медведев, М. Коновалов, М. Тимашев).
В годы Великой Отечественной войны удмуртские писатели, преимущественно в рамках малых жанров, воспевали героические дела на фронте и трудовые успехи народа в тылу: стихи М. Петрова, Ф. Кедрова, С. Широбокова (р. 1912), Т. Шмакова (1910—61), А. Бутолина (р. 1908) . В боях за Родину погибли П. Блинов, Ф. Кедров.
В послевоенное десятилетие вновь первое место в удмуртской литературе заняла поэзия. М. Петров в стихах и поэмах «Италмас» (1946), «Наташа» (1946), «Песня не умрет» (1950) умело сочетал традиции национального фольклора и русской классической поэзии.
В поэзию влились новые силы: Н. Байтеряков (р. 1923), М. Покчи-Петров (1930—59), И. Зорин (р. 1920), Г. Сабитов (р. 1915). В 1954 появился исторический роман М. Петрова «Старый Мултан», переведенный на ряд языков. Его же повесть «Перед рассветом» (1952) получила признание и за рубежом. В послевоенной драматургии видное место заняли пьесы В. Садовникова (р. 1915), особенно его комедия «Свадьба» (1951), драма С. Широбокова «У волка своя тропа» (1956).
В удмуртской литературе 60 – 80-х годов наблюдается ориентация на укрепление достигнутых вершин в деле освоения крупномасштабных жанров – романов-дилогий, романов-трилогий («Голуби с пути не сбиваются» С. Самсонова, «Поклонись земле» Г. Перевощикова, «В родных краях» И. Гаврилова).
Отличительные черты удмуртской литературы 1990-х – начала XXI века – демократизация героя, изображение многосложных человеческих связей, критический пафос, поиск корней национальной традиции, свободная композиция.
Литературоведы выделяют новое направление – этнофутуризм. Ведущие тенденции в современной удмуртской литературе – мифологизация повествования, интеллектуально-философское осмысление действительности, развитие документально-художественной прозы, беллетристической литературы. Об этом свидетельствует творчество А. Перевозчикова, В. Ившина, С. Матвеева, Е. Самсонова, Н. Самсонова, О. Четкарева, Л. Емельянова, М. Атаманова.
Произведения удмуртских писателей переведены на многие языки народов России, европейские языки.