Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Молодежные праздники, традиции народов Среднего Урала

123

Аварцы

День первой борозды – «Оцбай»

В каждом селении проводили оцбай в зависимости от погоды. Об этом по решению старейшин объявлял мангуш (глашатай). До проведения праздника пахать было запрещено. В этот день на улицах толпился народ, джигиты гарцевали на скакунах, которых готовили целый год для скачек, дети носились в радостном возбуждении. Старики и женщины поднимались на крыши смотреть на игры.

Наконец, начинались скачки. На лошадей для легкости сажали мальчиков. На шею лошади, одержавшей победу, мулла надевал последний бублик. Мужчины снимали с себя кинжалы и вешали на юного всадника, а женщины повязывали на шею лошади платки. Правда, все это доставалось хозяину коня. Но он дарил мальчику серебряный кинжал и одежду и обсыпал мальчика конфетами и орехами. А другие детишки их ловили.

Главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьба. На них выяснялось, кто из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Все эти качества были необходимы в прежние суровые времена.

Башкиры

«Каз Умахэ» (Гусиная помощь)

Юноши и девушки, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

«Йыйын» башкирской молодежи

Участники праздника могут поближе познакомиться с древними видами спорта. Так, специально для зрителей проводят показательный матч по тюркской игре Ылак. Суть игры напоминает гандбол. Правда, спортсмены передвигаются по полю на лошадях, вместо ворот на поле стоят казаны, а роль мяча выполняет туша козла.

Еще одним сюрприз для участников – конный биатлон, соревнования по борьбе курэш, конкурс шежере (родословная, генеалогическая летопись башкирских племен и родов).

Евреи

Совершеннолетие – «бар-мицва» (у мальчиков), и «бат-мицва» (у девочек)

У евреев совершеннолетие имеется в виду в духовном смысле, то есть за все свои грехи и проступки теперь несет ответственность сам ребенок, а не его родители. Так же он обязан соблюдать все заповеди наравне со взрослыми.

К бар-мицве начинают готовить мальчика заранее. Его учат возлагать тфиллин, а так же он учит ту главу из Торы, которую будут в это время читать в синагоге, так как его обязательно вызовут к Торе. Отмечают торжественно, устраивают праздничную трапезу. После дня рождения мальчик становится взрослым евреем и имеет права молиться в миньяне. На бар-мицву принято дарить юноше Сидур, талит, тфиллин и другие предметы религиозного обихода. Так же юноша должен произнести благословение и благодарственную речь своим родителям.

У девушек, когда она становится бат-мицвой, все проще. Раньше это вообще никак не отмечалось, если только в кругу семьи, а из гостей для самой девушки могли быть только подруги. Но сейчас церемония стала более торжественной. В этот день также приглашаются гости, устраивается праздничная трапеза. А после девушка считается уже взрослой, и к ней предъявляются соответствующие требования. Она обязана молиться, поститься, выполнять все заповеди, кроме тех, которые связаны с определенным временем (по желанию может соблюдать и их), должна носить скромную одежду и украшения. С этого времени девушка начинает более усиленно изучать заповеди, связанные с семейной жизнью и законы семейной чистоты, законы кашрута и все, что связано с домашним хозяйством.

На бат-мицву принято дарить книги по домоводству и кулинарии, подсвечники для шаббата и праздников, и другие полезные предметы.

Казахи

«Алты бакан»

В лунную ночь за аулом устанавливают качели (алты бакан). Это место, где к вечеру собирается молодежь, чтобы петь песни и веселиться. На алты бакане катаются поочередно парами – парень и девушка. Присутствующие поют популярные песни, но при этом они подшучивают над теми молодыми людьми, которые находятся на качелях. Стороннему наблюдателю может показаться, что качали уже кем-то установлены. Каким-то добрым дядюшкой. Нет, поработать пришлось самим молодым людям. Они взяли в руки пилы, топоры и занялись установкой качелей. Для это, между прочим, необходимо шесть бревен трёх-четырёх метров высотой, широкая перекладина и три аркана.

«Ак суек» (Белая кость)

В лунную ночь далеко закидывали белую кость, после чего парни с девушками шли ее искать. Во время поиска заветной кости завязывались любовные отношения между молодыми людьми из разных родов: между парнями и девушками из одного аула (казахское поселение) могла быть только дружба, поскольку браки у казахов были экзогамными. Внутри рода, который велся по отцовской линии, браки у казахов разрешались лишь через семь колен.

Молдаване

Новогодние традиции

Обряд «Ликие»

Это своеобразный обмен угощениями. Проводится он перед Рождеством. Пекутся небольшие лепешки – lichie, а также пряники, пирожки, хлебцы. Дети берут это угощение, заворачивают в большой платок и отправляются по домам родственников. Заходя, приветствуют всех ритуальной фразой: «Родители послали вам Lichie». Обмен Ликие означает, что родственные связи сильны, и все помнят даже о самой дальней родне.

Обряд «Plugusor»

Сначала дети обходят все дома с маленьким плугом, желая счастья и удачи, в каждом доме. К вечеру парни украшают большой плуг красным шерстяным кушаком и базиликом, после чего отправляются в те дома, где есть девушки «на выданье». Молодые девушки ждут гостей, сажают их за стол и угощают украшенным базиликом калачом. Смысл обряда – в пожелании благополучия.

«Колинды»

Шествие по домам парней, несущих Вифлеемскую звезду, установленную на шест и украшенную лентами. Перед шествием парни берут монастырскую кружку, чтобы ее наполнили для нужд церкви. Помимо денег ряженые наделяются салом, пирогами, колбасами. Все это они приносят в один подготовленный заранее дом, где пируют.

Мордва

«Роштовань кудо» (Рождественский дом)

На Рождество молодежь устраивала гуляния. В некоторых местах с Рождества до Крещения она собиралась в специальные Рождественские дома – Роштуванъ куд(о) или дома плясок – кштимань куд(о), которые были на каждой улице. Кроме молодых людей сюда приходили их родители и женатые молодые пары, последние также принимали участие в веселье. В играх, песнях часто присутствовала идея плодородия не только земли, но и людей.

Поляки

«День Трех Королей»

В этот день проходят яркие карнавалы и шествия. Люди на таких шествиях одеваются в яркие карнавальные костюмы, поют календы, несут ясли и рождественские звезды.

В этот день в стране, принято выпекать сладкий пирог из миндаля. В этом пироге прятали один целый миндальный орех, кто его находил, считался миндальным королем, и этот орех должен был принести удачу нашедшему человеку.

Таджики

«Хашар» (Взаимопомощь)

Среди обычаев и традиций помощь друг другу в тяжелых и трудоемких работах занимает особое место. Обычно это необходимо при молотьбе, подготовке дров на зиму, строительстве дома, посадке деревьев, чтобы дело закончить быстро.

«Бойчечак»

Республика Таджикистан – страна гор. Укутанные на зиму толстым покрывалом снега, горы и предгорья очень долго не сбрасывают с себя белоснежные одежды, и лишь первые, ласковые лучи весеннего солнца способны растопить их, обнажив крохотное чудо – маленькие лиловые головки хрупких цветов. Это подснежники, первые, нежные ростки на тоненьких стебельках, пробившиеся из-под снега – неоспоримое доказательство прихода долгожданной весны.

Самый первый из ребят, нашедший подснежник (тадж. «бойчечак»), считается настоящим везунчиком. За ним в горы бежит вся ребячья стайка, чтобы нарвать цветов и подарить их матерям, сестрам, учителям – все женщинам аила, как символ возрожденной жизни, символ молодости и красоты. Женщины, принимая подарок, прикладывают цветы к глазам и благодарят Всевышнего за то, что дождались весны, а детвору угощают конфетами, фруктами и выпечкой.

Затем в каждой семье готовят традиционный плов, который носит название – «Оши бойчечак» и собирает, по традиции всех близких и родных.

Татары

Молодёжные посиделки Аулак ей

«Аулак ой» – это молодежные посиделки без родителей. Собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки. Существовало негласное правило: ни один из юношей не должен был обмануть, обидеть девушку. Это считалось большим грехом. На посиделки каждый приносил гостинцы (кустанась). А потом началось веселье: шуточные игры, забавы, песни и пляски. Гости тоже не остались в стороне. Завершилось мероприятие дегустацией блюд национальной кухни и песнями под гармонь.

Танцевальный вечер «Кичке уеннар»

«Кичке уеннар» в переводе с татарского означает «Вечерние игры». В программе – татарские национальные игры, конкурсы, песни и танцы.

Удмурты

«Бергаз» (хоровод)

Он отличался соединением разного рода танцев с мимическим искусством, драмой, стихами и музыкой. Основная фигура хоровода – круг, движение по кругу. Сюда же включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни. Хороводные гуляния проводились на лугу, на поляне или на деревенской улице. Во время праздничных хороводов молодежь встречалась в центральном селении, где собирались 6–7 селений. Участниками хороводов были девушки и парни.

Хороводы начинались после заката солнца. Как правило, в дни хоровода молодежь надевала свои лучшие наряды. Парни, пришедшие на хоровод, заранее присматривали себе будущую жену. А хоровод использовали для близкого знакомства. Хоровод принимал самые разные формы. В самом начале двигался под песни то в одну, то в другую сторону. Затем движение принимало уже другие формы: змеевидную, креста, восьмерки, ворот, – через которые должны были пройти участники хоровода и др. Различные драматические представления в хороводе наполнялись танцами – в одиночку или парами. Хороводные песни представляли собой большей частью четверостишья (частушки) или песни в форме диалога.

 

Традиция «Гербера» – свадьба поля

Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. «Основная идея обряда – девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.

Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур. После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.

Узбеки

«Купкари»

Купкари — узбекское соревнование или спортивная игра, конкурс всадников. Обычно его проводят перед свадьбой или другим мероприятием. Конкурс заключается в том, чтобы всадник первым прискакал к определенному месту, при этом удерживая между ног козленка. Обычно это индивидуальный конкурс, но участники могут выступать и в команде. Участники купкари — это энергичные, молодые, сильные всадники.

Церемония посвящения учеников в мастера

Одним из древних, частично сохранившихся до нашего времени, ритуалов, имеющих социальный смысл, является церемония посвящения учеников в мастера. Эта традиция укоренилась в основном в ремесленном производстве.

В соответствии с этой традицией, детей 8-10, иногда 6-7 лет, отдавали в ученики мастеру по той или иной специальности. Отец мальчика, приводя ученика к мастеру, говорил: «Мясо ваше, кости наши», что означало – отдаю его в полное распоряжение мастеру, чтобы из него подготовили специалиста, лишь бы был здоров. Когда обучение заканчивалось, ученик (шогирд) обязан был получить благословение своего мастера, для чего проводилась специальная церемония посвящения (фотиха зиёфати) с участием аксакала и мастеров по цеху.

Церемония проходила в доме ученика, а если он был бездомным или сиротой – в доме мастера за счет последнего. Во время ритуала читали цеховой устав (рисола), религиозные книги. После ритуальной трапезы мастер по предложению главы цеха (калантар) давал благословение с благим напутствием.

В конце церемонии мастер одаривал своего ученика инструментами, необходимыми для работы, а ученик, в свою очередь, в знак благодарности, преподносил мастеру и калантару чапан и другие подарки. Шогирд, обращаясь к своему мастеру в конце церемонии, говорил следующее: «Усто, Вы меня учили, кормили, одевали, давали деньги, хлеб и соль, довольны ли вы мною?» Наставник ему отвечал: «Я был требователен, наказывал и ругал, когда ты был виноват, а ты не в обиде?» Когда оба изъявляли свое удовлетворение, ритуал заканчивался, и его участники расходились.

Украинцы

«Вечерницы»

Основным местом общения молодежи были вечерницы, которые устраивались в домах вдов или бездетных пожилых супругов. На вечерницы собирались вечером, после окончания домашних работ. Девушки приходили с работой, которая чередовалась с развлечениями: танцами, пением, шутками, играми, рассказами. Эти вечера посещали и парни. Здесь завязывались знакомства.

 

Цыгане

 «Май – Маето»

14 мая, цыгане празднуют свой обычай МАЙ – МАЕТО, как день шуток и весёлого обмана. Некоторые люди говорят, что 1 апреля на Балканах, принято считать днем шуток — под влиянием западноевропейской культуры. Но, МАЕТО цыган — их оригинальный, собственный праздник. Этот праздник у цыган — чисто женский, веселый и особенный в своём роде. Он празднуется, когда вишни созревают.

13 мая, две женщины, берут котел — наследственный или недавно купленный, украшают его венком из цветов и рано, до восхода солнца, тихо наполняют его водой из трех родников. Позже днем, держа котёл в руках, они ходят по домам, и каждая из женщин дома кладет в него серьгу, кольцо или что другое.

После экскурсии они оставляют его под навесом выбранного дома, да так, чтобы в него могли заглянуть звёзды через тоненькую ткань, которой накрыли котёл. Никто, кроме двух женщин и домохозяйки, не должны знать, где находится котел – ведь содержимое котла, останется в этом доме для процветания богатства и добра.

Рано утром, 14 мая — в день МАЕТО, девочки выходят на поле, собирают «цветы майя», делают из них пояс и завязывают на талии.

Чеченцы

Новый год – «Керла шо»

К новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника.

В очаг укладывались длинные бревна. Укладывание бревна в очаг – красивый и веселый новогодний ритуал. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне девушке воду и будет суженым.

Чуваши

Чувашский обряд «Ниме»

В прошлом с помощью ниме и веме выполнялись самые разные виды работ: возведение избы, хозяйственных построек, обмолот зерна, битье глиняных печей, вывозка навоза, рытье колодцев. Известно, что трудовое воспитание молодого поколения не ограничивалось рамками семьи: их контакты находились под постоянным контролем старших, жителей селения. Иногда это выражалось в непосредственном наблюдении и участии. Например, Г.Е. Верещагин, описывая участие подростков в обряде трудовой взаимопомощи, отмечал, что «мальчики и девочки возят глину, девушки, в свою очередь, толкут глину палками, поют песни». Во время помочей молодежь усваивала от членов семьи важность родственных и соседских связей, училась уважать общественное мнение и учитывать его. Иначе говоря, через активную трудовую деятельность молодое поколение входило в социальную среду, воспринимало этнические особенности общества. Решение провести помочи в пользу какого-либо лица, нуждавшегося в коллективной поддержке, обычно принимала община. Большим разнообразием отличались виды женской взаимопомощи: трепание льна или конопли, прядение, мытье пряжи, шитье полога, рубка капусты, стрижка овец, сбор хмеля, мытье дома.

Хоровод «Вӑйӑ»

Хоровод самый древний чувашский танец – родоначальник всех видов народной хореографии. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена.

Существуют игровые хороводы для парней и девушек, чтобы они почувствовали друг друга, влюбились. А есть — только для девушек. хороводах юноши и девушки всегда выполняли разные функции, при нарушении которых хоровод просто не мог состояться, разваливался.

Чувашские юноши – задавали ритм и темп хоровода, выстраивали его структуру. Важно было делать это так, чтобы девушке легко было следовать за этой структурой, легко петь, и песня не прерывалась, лилась как реченька, иногда даже заунывно. Так чувашские юноши, шутя и играючи, учились, заботливо и бережно относиться к девушкам, вести за собой так, чтобы "хотелось следовать за ними", приобретали подсознательное знание о том, что счастье девушек зависит от них, от их действий, осваивали свою главенствующую роль в отношениях.

У чувашских девушек была другая функция в хороводах. Они должны были следовать за юношей, плавно, непрерывно, красиво петь песню и двигаться. Так они научались умиротворять, приводить до ладу все вокруг, наполнять пространство любовью, красотой, нежностью.

Водя такие хороводы, юноши и девушки программировали свою жизнь быть такой же плавной, спокойной, текучей, умиротворенной, стабильной, легкой, веселой и красивой, как сам хоровод. У чувашского хоровода всегда были водящие. Это обычно самые активные юноши и девушки. Простой хоровод могла вести и одна девушка, а вот сложные, парные хороводы с мужской и женской отдельной линией обязательно водили два водящих – юноша и девушка. Вести хоровод – это большая ответственность, ведь водящий задает тон, темп и стиль хороводу. Он все время должен думать о том, чтобы в этом хороводе никто не устал, чтобы всем было легко и приятно, чтобы хоровод складывался в гармоничную структуру и был беспрерывным. И при этом еще чтобы и сам водящий получал удовольствие от вождения. Если хоровод ведется правильно, то у всех участников выравнивается сердцебиение и дыхание. И тогда можно водиться до самого утра без усталости и переутомлений, хотя с утра надо было идти работать.

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области