baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

«Профессия дальнего действия». Выпуск 3

4Третий выпуск посвящен марийскому ученому-педагогу И.А. Чурикову и азербайджанскому просветителю Мамеду Таги Сидги.


Марийцы. Чуриков Иван Александрович – ученый-этнопедагог

thuricov

Гуманизм  марийской народной педагогики выражается в признании природного равенства людей, самоценности  и уникальности каждого человека…

Гуманизм марийской народной педагогики проявляется и в отношении к другим народам. Народная мудрость учит: «Хочешь узнать другой народ, посмотри на его жизнедеятельность, изучи язык».

Свое повествование об этнопедагоге марийского народа начну с цитаты К.Д. Ушинского: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Почему именно эта цитата? Она, по моему мнению, помогает раскрыть основные воспитательные идеи марийского педагога. Иван Александрович считал, что «вся народная воспитательная система соответственно была природосообразной, опираюшейся на специфические природоохранительные традиции… Под влиянием природной и социальной среды у марийцев воспитывались специфические качества личности, подчеркиваемые представителями других народов, такие как неуверенность, податливость, уступчивость, мягкость, душевная тонкость, дружелюбие…».

Марийцы воспитывали детей в гармонии с природой. Она представлялась единым живым организмом, нельзя было вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи (табу – ойöрö), «регулирующие взаимоотношения между человеком, природой и окружающим миром, – и, по мнению Чурикова, не допускающие нарушения гармонии».

Как пишет И.А. Чуриков в статье «Природосообразность народного воспитательного опыта финно-угров»: «Природосообразность воспитательного опыта народа мари связана также с народными традициями бережного отношения к водным источникам, воде, ее обожествлению. Народ осознавал огромную ценность воды, называя ее «батюшкой», «кровью земли», а все родники, ручьи, реки, озера – «кровеносной системой земли». Из пантеона богов народ почитает и молится Богине Воды, Богу Родников…»

Особо почитались и священными считались рощи – «кереметь», где проходили моления и жертвоприношения. В священных рощах нельзя было косить траву и рубить деревья. За свою многовековую историю марийский народ накопил богатый опыт бережного отношения к природе. Чуриков приводит примеры отношения марийцев к лесу, как живому существу, из народных сказок и легенд:

Заходи в лес гостем, а уходи добрым хозяином.

Любишь лес – люби тех, кто в нём живет. Ведь они – тоже лес.

Развесистую березу в чаще леса не думайте срубить.

Зеленую траву  близ сеней не думайте вытоптать.

Экологические представления народа нашли отражение в народных праздниках. У марийцев следы почитания медведя проявлялись в празднике «Маска пайрем» («Медвежий праздник»).

Как отмечает И.А. Чуриков, «сведения об этом празднике, к сожалению, не сохранились, осталось лишь предание о медвежьем сыне Проньке, родившемся от марийской девушки, бытующее среди уржумских марийцев [47, с. 200]. «Святочные медведи»: ряженые ходили по деревне в другой национальный праздник – в Шорыкйол (марийские святки), собирая к празднику припасы. Хозяева должны были угостить их пивом и орехами. В старину марийцы водили по деревням прирученного медведя, считая, что он принесет удачу. Об этой традиции можно прочитать и в марийских народных сказках. В сказке «Ученый медведь» говорит младший брат старшему: «Я залезу в медвежью шкуру, и пойдем с тобой по селам. Ты будешь на гармони играть, а я в шкуре плясать».

Также детям с малых лет внушали, что люди должны быть вместе так же, как и разные породы деревьев в лесу. Марийцы всегда почитали представителей других национальностей. Пожилые люди учили: «Никогда не ссорьтесь с другими народами, нужно жить с ними в мире».

 

Уникальное педагогическое наследие марийского народа стало основной темой исследований И.А. Чурикова. Тема народной педагогики мари стала ведущей в творчестве учёного в последующие годы. Итогом этой работы стало издание монографий «Марийская народная педагогика», «Этнопедагогика народа мари».

В первой книге И.А. Чуриков акцентирует внимание на народной педагогике как источнике духовного богатства народа, исторических истоках народной культуры на материале устно-поэтического творчества: «Величайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим принципом всего воспитания».

Вторая книга на этнографическом материале освещает истоки развития народной педагогики и теоретические основы формирования народного воспитательного опыта: «Одной  из важнейших задач каждого народа в области воспитания подрастающего поколения является формирование его внутреннего мира, обеспечение духовного становления растущего человека... Один из основных элементов духовности человека является владение родным языком».

Иван Александрович доказывал, что в древней самобытной культуре народа много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Народы, проживающие на территории России, взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими знаниями. По мнению И.А. Чурикова, «анализируя длительный процесс становления этнопедагогической науки в России, следует подчеркнуть его интернациональный характер, вовлечение в его развитие национальной народной педагогики…».

Что же может и должна взять современная педагогика как наука и искусство воспитания, по мнению И.А. Чурикова, из этнопедагогики? И.А. Чуриков отмечал, что «в печати широко обсуждались также концепции государственного национального воспитания, опирающегося на народные ценности — веру, патриотизм, семейные и национальные традиции…». Прежде всего, идеи и практику воспитания детей в семье, и особенно — идею многодетной семьи; режим постоянного общения детей с матерью. Очень ценным надо признать опыт воспитания детей в семье, в которой достигается преемственность трёх-четырёх поколений. Именно в такой семье воспитывается забота старших о младших, уважение к старшим, скромность во всем, непритязательность к бытовым сторонам жизни, доброта, совестливость, домовитость, хозяйственная хватка, физическая закалка, единство слова и дела. Воспитание уважения к старшим — одна из важных задач, взятых из народной педагогики.  Народ глубоко верил, что только труд облагораживает человека, делает здоровым его физическое и духовное состояние. Марийская мудрость гласит: «Кто не встаёт с восходом солнца, тот не настоящий труженик», «Утренняя роса сделает гибким даже старый дуб», «У того, кто работу любит, и петух утром встаёт», «Птица славится пением, а человек трудом» и другие.

Педагогика в жизни народа мари присутствовала всегда и носила прикладной характер. Исследователи говорят о педагогическом воздействии на ребенка при большой любви родителей: «Следует отметить... любовь черемис к детям, готовность во всякую минуту помочь сиротам...». В понимании марийцев, если у ребенка уже есть чон (душа, сознание), значит, нужно оберегать ее и воздействовать на нее через мать. В молитвах постоянно упоминалась забота о них: «Родившимся детям в деньгах, хлебе, пчелах и скотоводстве счастья дай».

Эти аксиомы народной педагоги актуальны в любую эпоху.

В заключение мне бы хотелось высказать слова восхищения поэтическим даром марийского народа. Изучая педагогическое наследие И.А. Чурикова, я наткнулась на научную статью Галины Евгеньевны Шкалиной— марийского публициста, культуролога «Этноэтические аспекты в традиционном мировоззрении народа мари». В данной статье автор говорит о том, что «…исстари люди знали: природа родины имеет магическую власть над человеком. Не случайно корифей марийской филологии В.М. Васильев отмечал, что перевод слова природа на марийский язык означает пӱртӱс, а подробнее – пӱрышын тӱсшö, лик Создателя, Творца. Сохранившееся и поныне отношение к природе как к живому существу, имеющему душу – это один из духовных скрепов традиционной культуры мари».

А далее автор приводит фрагмент языческой молитвы мари. Надеюсь, Вы вместе со мной получите истинное наслаждение от поэтического звучания слов молитвы народа мари:

«шке тӱтыратым ӱлкö волто, мланде тӱтырам кӱшкö кузыктö, кок тӱтыра коклаштат варсенге гае вычыматен, порсын  гае ӱмырым шуен, ото гае койышланен, курык гае куанен илаш полшо!

– «свой туман вниз опусти, туман с земли вверх подними, между двумя туманами, подобно ласточке щебеча, подобно шелку, век продлевая, подобно роще, щеголяя, подобно горе, радуясь, жить помогай!».


Азербайджанцы. Мамед Таги Сидги

sidgi

Образование и воспитание подобны сокровищнице, ключ от которой находится в школе.

…настоящая цена человека слагается из навыков и знаний, выученных и познанных благодаря школе.

Наша библиотека уже в течение двух лет ведет на сайте раздел «Культурный рюкзак». Библиотечные путешествия привели нас и в Азербайджан. Изучая архитектурные ансамбли Баку, обратила внимание на мемориальную доску на здании пединститута. Напоминает мемориальная доска о выдающемся азербайджанском педагоге и поэте Мамеде Таги Сидги Сафарове, но почему-то в паре с Янушем Корчаком. Связь между этими именами установить не удалось, но в памяти отложилось, что необходимо познакомиться с педагогическим наследием М.Т. Сидги (псевдоним Мухаммеда Таги Кербалаи Сафар оглу Сафарова).

Скупые строчки энциклопедии: «Значительный вклад в реформу школьного дела, популяризацию новометодных школ в Азербайджане особенно, в Нахчыване, внёс видный просветитель, писатель и поэт конца 19 века Мамед Таги Сидги».

Его современники говорили о том, что Мамед таги Сидги оставил яркий след в истории образования Азербайджана. «Большой мастер», «народный учитель» – такими именами называли М.Т. Сидги соотечественники. Деятельность Мамеда Таги Сидги была многогранна, он был просветителем, педагогом, поэтом, публицистом.

Перечислю наиболее интересные и судьбоносные события из жизни нашего героя:

Был инициатором многих культурно-просветительских и общественных начинаний: открывал школы нового типа, режиссировал комедии своего предшественника М.Ф. Ахундова, пропагандировал творчество А.С. Пушкина в Азербайджане.

Интерес к творчеству «главы сбора поэтов» (так называл А.С. Пушкина М.Ф. Ахундов) не ослабевал в Азербайджане никогда. Знаменательным событием в культурной жизни России стало открытие памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 году, откликом на которое являлись стихи выдающегося азербайджанского поэта Сеид Азима Ширвани: «И каждый меджлис может быть украшен его стихами».

Памятной стала речь поэта-педагога Мамеда Таги Сидги на торжественном вечере в Нахичиванской школе «Тербиет» в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, в которой говорилось: «Счастлив тот народ, то племя, которые благодаря своим стремлениям к науке и культуре, вырастили и выпустят много талантливых сынов, таких, как Пушкин. Памятник поэту – свидетельство признания его заслуг, которые Пушкин имел перед государством и народом».

В 1899 г. Мамед Таги Сидги выступил с докладом «А.С. Пушкин» в одной из школ Нахичевани, который был позже издан отдельной брошюрой. Вот цитата из этого доклада:

«Пушкин оживил русский язык, дал ему новый дух. Заслуга его в том, что его произведения служили нравоучению и развитию мысли русского народа. Он в свой век, изобиловавший тьмой, появился, как восходящее солнце... Пушкин добился такого успеха и славы, потому, что писал настолько просто и ясно, что его стихи и рассказы читают и понимают даже крестьяне».

В конце XIX – начале XX вв. подобно М.Т. Сидги рассуждали многие азербайджанские литераторы.

Открывал «новометодные» школы.

Эти учебные заведения коренным образом отличались от традиционных религиозных школ (молла-хана), так как здесь процесс преподавания строился на новых, современных методах. Вместо зубрежки использовался метод сознательного усвоения материала, запрещались телесные наказания учеников, использовались парты, доска, глобусы и другое школьное оборудование.

Это национальная школа «Эхтер» («Звезда»), которую вместе с единомышленниками открыл в 1892 году Мамед Таги Сидги в Ордубаде. Обучение на родном языке вскоре принесло известность новому учебному заведению. В отчёте иреванского губернатора за 1892 год было отмечено, что «что местное население настолько благосклонно относится к этой школе, что снимает своих детей с приходских мехтебов и записывает Эхтер».

В 1894 году Мамед Таги Сидги переехал в Нахчыван и открыл здесь новую школу под названием «Тербие» («Воспитание»).

Как писал профессор И. Габиббейли: «Школа Тербие, помимо того, что являлась учебным заведением нового типа на высоком уровне, выполняла ещё функцию основного центра общественно-литературной мысли в нахчыванской среде. Здесь проводились литературно просветительские обсуждения, показывались театральные спектакли, устраивались юбилейные мероприятия, организовывались занятия художественного чтения и перевода. Просветительская интеллигенция сплотилась вокруг М.Т. Сидги и школы Тербие».

«Новометодные» школы, как их называли, сыграли важную роль в просветительском движении во всём Азербайджане. В этих школах преподавались современные учебные предметы, проводились художественно-просветительские мероприятия.

Особую роль сыграли подготовленные со стороны Сидги учебники – «Ахтарские примеры», «Нумунейн-ахлак» («Образцы морали»), «Мухтасар джография рисалеси», («Краткий учебник географии»), «Фонетика и морфология арабского языка», (на арабском языке), «Тохфее-бенат» («Подарок девушкам»), «Гираетифениййе» («Книга для чтения»), «Светлые мысли и вразумление людей», «Хифзус-сеххет» («Школьная гигиена»), первый в истории Азербайджана учебник по педагогике.

Организовал в школах обучение на родном языке.

Опиралась на педагогические идеи К.Д. Ушинского, в том числе и по вопросам преподавания родного языка, было организовано обучение по новому звуковому методу, а также по другим проблемам образовательного и воспитательного характера. М.Т. Сигди разделял мнение К. Д. Ушинского о том, что «главным предметом в общем, гуманном развитии современного человека должны стать родной язык и родная литература».

Вел самоотверженную работу по привлечению к образованию девочек.

Отсутствие женского образования оставалось одной из самых насущных и наболевших проблем во всех мусульманских обществах того периода, включая и Азербайджан. Как истинный интеллигент-просветитель Сидги считал очень важным получение девушками образования, привлечение их к просвещению, которое могло открыть для них путь к новой, более достойной жизни. В этих целях в 1896 году М. Т. Сидги учредил «Школу для девочек».

Таги Сидги являлся одним из создателей азербайджанской просветительско-реалистической литературы.

Написанные им произведения: крупное поэтическое стихотворение «Культурные двустишия»; художественно-философское сочинение «Взгляд на образ человека»; повести «Кабла Наср», «Два метода воспитания», «Вежливый ребенок», «Ребенок, идущий в школу», «Ребенок, продолжающий школу», «Украшение матерей»; просветительские наставления; более 300 стихотворений имели особое значение в возрождении просветительской литературы.

М. Сидги подчеркивал, что люди не рождаются плохими или хорошими, их характер и отношение к жизни являются плодом воспитания. Нет плохих людей, есть плохое воспитание: «если бы ребенка с самого рождения поместили среди животных, то он ничем не отличался бы от них». Он был убежден, что среда играет существенную роль в становлении нравственных и социальных черт личности. «Никто не может от роду стать поэтом, математиком, ученым, здесь играет роль лишь воспитание и личные умения. Ребенок – человеческий материал, из которого путем воспитания можно вылепить все, что угодно».

Исследователи педагогического наследия Мамеда Таги Сидги акцентировали внимание на том, что он работал в провинции, как в культурном, так и географическом значении — в Нахчыване, Ордубаде, где позиции консервативных групп были особенно прочными, а их противодействие во многом препятствовало распространению просветительских идей.

Для Сидги это было сознательным выбором. «Всей своей деятельностью, всем образом жизни он формировал вокруг себя новую культурную среду, которая постепенно подтачивала отсталое и невежественное мышление темной массы».

Публицист Джалил Мамедгулизаде так оценил заслуги М.Т. Сидги: «для того чтобы по достоинству оценить заслуги М.Т. Сидги перед Родиной, необходимо сопоставить настоящее состояние грамотности и просвещения народа с тем, что существовало 10 лет тому назад. Прогресс довольно зримо бросается в глаза, и если будем утверждать, что на девять десятых причиной этого прогресса является именно М.Т. Сидги, то не сильно отойдем от истины и совести».

Мамед Таги Сидги говорил: «Счастье состоит из четырех основ: чистота рода, чистота сердца, чистота рук и праведность помысла».

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области