baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Промыслы народов Севера

«Промысел» – понятие широкое. Допустим, ловля трески, варка соли или добыча моржового клыка – это тоже промыслы, характерные для жителей Русского Севера. Но есть ремесла, занятия, которые переросли задачу «заработать на кусок хлеба», получить выгоду. Они настолько сами по себе красивы, эстетичны, что стали почти искусством. Точнее – прикладным искусством. Познакомимся с некоторыми видами северного прикладного искусства.

Народная роспись

17Исстари жители Русского Севера украшали свой быт. Обыденные вещи расписывали узорами, внося в повседневность праздничность и свет. В рисунках орнамента сохраняли вечные идеи красоты, добра, благополучия и счастья. Зародившиеся в древности образы и орнаменты сохранили для нас предметы, расписанные традиционными северными росписями.

Например, в Архангельской области насчитывается десять видов росписи. Все они очень разные по цвету, композиции, графические или свободно-кистевые. В детской школе ремесел педагоги обучают детей по программе, направленной на соблюдение особенности стиля Уфтюжской росписи, ее колорита, сохранение сюжета, композиции, точности рисунка, благодаря которым живет традиционное искусство сегодня.

О Мезенской и Северодвинской росписи мы писали: Русские народные промыслы. Народная живопись.

Плетение из бересты

20Огромное место в жизни русского человека занимает береста. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни – от рождения и до последних дней. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из нее плели различную берестяную утварь: корзины, туеса, дорожные солонки, футляры для точила, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или теснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения, да тепла в доме добавить.

Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми и происходит от слова той, что значит береста.

Береста своей гибкостью и теплым цветом вдохновляла мастеров из многих регионов. Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей – много всего делали на севере из бересты.

Архангельская область славиться своими мастерами. До настоящего времени во многих деревнях региона работают мастера, соблюдающие старинные традиции и работающие в рамках традиционных технологий. Появился и целый ряд подлинно выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества. Одним из них является народный мастер России Александр Владимирович Шутихин.

Шемогодская резьба по бересте

1 3Особенно прославились изделия шемогодской резьбы. В XVIII веке жители деревни Курово-Наволок и соседних сел Шемогодской волости создавали шкатулки, коробочки, тарелки и портсигары с ажурной резьбой и тиснением. Тут распространился тончайший растительный орнамент с розетками, ягодами и трилистниками, а также изящные фигурки птиц и животных. Еще одна «визитная карточка» шемогодской резьбы – рамочки с геометрическим орнаментом вокруг рисунка. Чтобы создать такую работу, художник с помощью затупленного шила наносит контуры на подготовленную пластину. Затем шило меняется на острый нож: мастер прорезает рисунок и удаляет фон. Чтобы получить четкий и контрастный узор, нужно держать лезвие под прямым углом. Если требуется плавность контуров и видимость объема – нож наклоняют. Готовую пластину художник наклеивает на изделие. Иногда под бересту подкладывают фон – цветную фольгу, бумагу, бересту другого оттенка.

Щепные птицы

18Традиция изготовления птиц из дерева в деревнях Архангельской губернии была распространена повсеместно вплоть до начала XX века. Делали их как для развлечения детей, так и для украшения дома. Существует предание о том, что однажды в деревне заболел ребёнок. С каждым днём ему становилось хуже. Отец, сидя у постели мальчика, плёл из сосновой дранки корзины и рассказывал, что скоро наступит лето, пригреет солнце, зазеленеет трава, весело запоют птицы. Рассказывая о лете, мастер сделал из щепы птицу, которую подвесил над кроваткой сына. С этого дня в болезни ребенка наступил перелом. И после этого люди стали вешать в избах щепных птиц «на счастье».

Деревянную щепную птицу принято называть птица счастья, хотя в Архангельской области зафиксированы и другие ее названия. Чаще всего ее называли поморский голубок. На Пинеге птичек из щепы именуют голубком или гулькой. В Верховажье деревянных птиц называли курушками.

В основе изготовления щепной птицы лежит традиционный прием плотницкого ремесла – расщепление древесины. Для легко расщепления и расслоения мастер должен был соблюсти два условия – древесина должна быть хвойной породы и влажная. Мягкая и гибкая – она легко принимает нужную форму, может сгибаться, не ломаясь.

Из инструментов мастеру нужен был только нож. В настоящее время используются ножовка и набор стамесок. Птицу могли делать из одного целого куска дерева, но чаще делали по более простому варианту – из двух брусков дерева.

Иногда птицу расписывают. Раньше роспись была очень сдержанная. Мастер черными и красными черточками мог расписать оперенье. Такая роспись была близка традиционным приемам мезенской прялочной «скорописи». Крашеную птичку для закрепления покрывали олифой, что придавало дереву золотистый цвет и защищало от внешних воздействий. В настоящее время, в тех случаях, когда птицу расписывают, то декорирование отличается яркостью и разнообразием цветов.

Северная деревянная игрушка

1 2Северные регионы богаты древесиной, поэтому многие крестьяне сами вырубали топором необходимую утварь: из корневищ и древесных развилок вырезали лавки, ковши, посуду, простейшие орудия. Те же мастера заодно тесали детские игрушки и украшали их простым декором. Хоть промысел и был повсеместным, игрушки нигде не продавались: их делали для себя и соседских детей. Северную игрушку легко отличить по особой цельности. Ее форма очерчена широкими плоскостями и напоминает простые геометрические объемы: куб, пирамиду, цилиндр. Массивная и устойчивая, она буквально в нескольких линиях передает монументальные образы птицы, коня, человека. Особенно выделяется кукла панка – цельная фигурка, чаще женская, похожая на древнего идола. Она изображается без рук и ног, у нее едва намечены черты лица, а из украшений лишь скупой орнамент. Некоторые ученые предполагали, что панки произошли от культовых фигурок, связанных с духами предков.

Алеутское «шелковое» плетение из трав

32Коренные жители Камчатки – алеуты издавна плели корзины и коробочки из береговой травы. В основном они использовали колосняк мягкий, который хорошо растет на прибрежных лугах и склонах. Сбор и заготовка требовали много сил: из вязанки в человеческий рост после сушки и сортировки набиралось совсем немного материала, он умещался в ладонях. Специальных инструментов не было — мастерицы работали отросшим заостренным ногтем большого пальца. Плетение делали разное: и разреженное, и настолько плотное, что в корзине носили воду. После выделки трава получалась такой мягкой на ощупь, что промысел прозвали «шелковым». Для европейцев мастерицы стали плести кошельки, сигарочницы, кольца для салфеток. В ХХ веке дело почти угасло, но сегодня возрождается.

Резьба по кости

19Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, – мамонта. Кость – материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку.

За четыре века уникальный промысел, а точнее – искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели – изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

Уэленская резьба по кости

21Косторезный промысел на Чукотке сложился до нашей эры: чукчи и эскимосы охотились на морских зверей и обрабатывали клык моржа. В 1931 году в поселке Уэлен открылась мастерская, которая стала центром промысла. Традиционно выделяют два вида местной резьбы: фигурные скульптуры и цветную гравировку. Объемные фигурки вырезают ножом и бормашиной – с их помощью создают тюленей, охотников с гарпунами, любопытных нерп. Эксклюзивной считается гравировка с применением порошка из цветных карандашей. Чтобы выполнить ее, мастер сначала процарапывает контур с помощью специального инструмента: по-русски его называют «коготок», а по-чукотски – «вагылхын». В контуры втирается порошок из черного карандаша. Затем специальной стамесочкой мастер делает шероховатой внутреннюю часть рисунка и втирает в нее цветные пигменты.

Чернёное серебро

33Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Серебряное дело Великого Устюга процветало уже в XVII веке, но особый взлет наступил в XVIII столетии: именно тогда к городу перешло промышленное и культурное первенство от Сольвычегодска. Вершиной серебряного промысла стало чернение, которое подчеркивало глубину гравировки на изделиях из металла. Чернь – это нанесение на металл специального порошка из сплавленных серебра, меди, свинца и серы. Красивые темные линии создаются в несколько этапов. Сначала художник выполняет рисунок с помощью гравировки. Затем он втирает в полученные бороздки черневой состав и отправляет изделие в обжиг. При сильном нагреве чернь прочно сплавляется с основой – и рисунок обретает особую глубину. Великоустюгская чернь отличается невероятной прочностью и богатой палитрой цвета – от дымчато-серого до густого черного. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. 

Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь.

Мороз по жести

10Искусство кованого железа – кузнецы-устюжане творили в нем чудеса. Болотных руд много, дешевого леса хватает, почти в каждой деревне стояла кузница, где крестьянин-кузнец и лошадей подковывал, и косы-топоры-ножи точил, и замки-ключи вырезал… А кроме бытовых скобяных изделий создавал, например, ажурные решетки для оград устюжских церквей. Или закручивал завитки подсвечников, железных светцов, ковал ларцы и дымники (навершия печных труб)…

Уникальный промысел – «мороз по жести». С конца XVIII века он получил широкое распространение на устюжской земле. На тонкий лист жести наносился прочный рисунок с помощью особой химической обработки жести. Создавалась иллюзия морозного узора – радужные перламутровые «цветы» мороза. Из этой жести делались шкатулки и ларчики такой красоты, что мастера вывозили их на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где «мороз по жести» влет расхватывали персидские, турецкие и китайские перекупщики. Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками. Секрет «мороза по жести» утрачен – и сегодня мы можем любоваться лишь изделиями старых мастеров в музеях и хранилищах.

Вологодское кружево

12Специалисты считают, что вологодскому кружеву уже несколько столетий, хотя первые точные факты (записи и датированные изделия) появились лишь во второй половине XIX века. Особенного размаха промысел достиг к началу 1900-х годов: тогда в губернии открылась кружевная школа, а в Москве и Лондоне работали специальные склады. Ремеслом занимались больше 40 тысяч кружевниц. В 1928 году в Вологде была создана профтехшкола кружевниц, а в 1930 году – Вологодский кружевной союз.

Особенность вологодского кружева в том, что его узор четко отделен от фона. Такое кружево относится к сцепному типу: крупный орнамент выкладывается сплошной нескончаемой лентой-полосой, образуя фигуры, которые соединяются мелкой сеточкой – сцепом. Как правило, сцеп в вологодском кружеве – это ажурная решетка из сквозных кругов, квадратов и шести­угольников. Плетут кружево с помощью нескольких пар палочек-коклюшек.

В Вологде есть единственный в России Музей кружева, здесь собраны кружевные раритеты, проводятся выставки, фестивали и конкурсы кружевниц. В числе четырех тысяч экспонатов – и первые кружева из золотых и серебряных нитей, прибывшие в губернию морем. Но главная гордость коллекции – работы вологодских кружевниц, что сказочник Степан Писахов назвал «мороженой песней».

Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Кружевоплетение объединяет и промышленное производство, и эксклюзив. Традиции сохраняются, узоры перенимаются молодыми, ценителей вологодского кружева становится все больше…

Вышивка

1 6Вышивка являлась наиболее древним и распространённым видом декорирования одежды, считалась искусством, в котором находили свое призвание тысячи талантливых мастериц. Это был один из крупнейших национальных промыслов, где бережно сохранились особенности народного стиля и разрабатывались новые орнаменты и узоры.

Северная вышивка – уникальное культурное наследие, в котором нашли своё отражение народные традиции, особенности повседневной жизни, глубокий символический смысл, заключённый в знаках и цветовом оформлении элементов вышивки. Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приемами построения узоров.

Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии. По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).

Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов в узоре, его вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение. Типичные являются геометрические и растительные мотивы, фигуры птиц, зверей и всадников.

Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу. Наиболее популярными разновидностями несчетных швов были тамбур, стебельчатый шов, местное название шов веревочка и гладь. Стебельчатый шов считается самым древним видом вышивки и одновременно самым простым для выполнения.

Любимым швом архангельских и каргопольских мастериц был счетный шов, называвшийся роспись.

Очень часто встречается вышивка в технике роспись внутри прямоугольника, по краям идет обрамление вышивкой в технике набор. Набор или брань представляет собой двухстороннее шитье, которое по своей фактуре напоминает бранное ткачество. Это один из самых древних видов традиционной вышивки. Такое сочетание росписи и набора делало вышивку уникальной. По своим исключительным художественным качествам такое сочетание техник не находит себе равных среди других северных вышивок.

Вышивка набором под браное ткачество существовала и самостоятельно. Она является древнейшим видом северной вышивки. Возможно, именно она предшествовала ткачеству на стане.

Одним из самых древних типов северной вышивки является белая строчка. Выполнялась такая вышивка по дерганой и обвитой сетке. Вышивальщицы применяли разнообразные приемы заполнения ячеек сетки.

Со второй половины XIX века на Каргополье, а точнее – в Ошевенской волости широкое распространение получает вышивка тамбуром. В этой местности её поэтично называли мышиная тропка. Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, елочка, петля вприкреп, сложный тамбур и т. д.

Из всех известных видов вышивки – вышивка крестом получила распространение в северной деревне едва ли не позже всех. Вышивалась она по счету нитей и по накладной канве, которую удаляли после выполнения узора.

Крестецкая строчка

9Особая вышивка зародилась в селе Старое Рахино Новгородской губернии. Во второй половине XIX века она выросла в промысел: в поселке Крестцы на дороге между Петербургом и Москвой путешественники бойко скупали полотенца, скатерти, постельное белье. Тонкость крестецких узоров напоминает сотканные снежинки. Легкие и сквозные, они строятся на строгих сочетаниях ажурных и геометрических форм: кружков, квадратиков, звезд. Орнаменты создаются на натуральной ткани полотняного переплетения, чаще на льне: для работы нужна фактура, которая позволит аккуратно подрезать и выдернуть отдельные ниточки. В процессе вырезания возникает тонкая сетка – ее нужно перевить другой нитью. Так прямо внутри полотна появляется ажурный рисунок. Часто к основной сетке добавляется сновка – дополнительная нитка, которая позволяет разнообразить узор. За годы промысла тут сложились особые орнаменты: «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата».

Сегодня крестецкая строчка сохраняется в Крестецком и Валдайском районах, новые владельцы восстановили старинный завод в поселке Крестцы и сотрудничают с современными дизайнерами.

Куклы

Лоскутная кукла

1 16Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Первоочередная задача славянской народной куклы – привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» – две куклы из одного куска ткани с общей рукой. Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги.

Кукла Кувадка относиться к куклам-оберегам – одним из первых оберегов, встречающих человека с рождения.

Традиционно Кувадку создавала сама женщина накануне родов. Кукла защищала женщину во время священного момента – рождения ребенка, вместе с тем Кувадка оберегала только-только появившегося на свет малыша, кукла становилась для ребеночка оберегом – ее вешали над кроваткой, чтобы та охраняла его, пока он не подрастет; а также становилась первой игрушкой.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Лоскутное шитье

Старинный вид рукоделия, имеющий широкое распространение в России.

11В начале 20 века северные мастерицы придумали свою оригинальную технику, которая стала называться «ляпочиха»: кусочки ткани нашивались на круглую основу, как флажки, напоминая мех. Чуть позднее возникла еще одна интересная техника – «уголки», из которых шили круглые коврики – «кругляши». По «уголкам» и «ляпакам», которые придавали объем, можно отличить технику северных мастериц.

Современные мастера бережно продолжают традиции своих предшественников, сохраняя уникальные стили народного творчества.

 

 

 

 


Литература:

34

 

Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера. Занятия с младшими школьниками : учебно-методическое пособие / [Н. И. Рогозина, О. П. Попова] ; под редакцией Т. Я. Шпикаловой. – Москва : Владос, 2001. – 223 с. : ил. – (Воспитание и дополнительное образование). – ISBN 5-691-00358-5. – Текст : непосредственный. В пособии представлена система занятий по ознакомлению младших школьников с народными промыслами Русского Севера.

 

14Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество / [Т. Я. Шпикалова и др.] ; под редакцией: Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – Москва : Владос, 2000. – 272 с. : ил. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – ISBN 5-691-00416-6. – Текст : непосредственный.

Содержание книги позволяет обратиться к истокам национальной русской культуры и искусства. В пособии дан материал, позволяющий педагогу повысить уровень профессионально-художественной подготовки к обучению и воспитанию школьников на произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

16

 

Колчина, Е. В. Лоскутное шитье: история и традиции : [альбом] / Елена Колчина. – Москва : Бослен, 2019. – 239 с. : ил., цв. ил. – (Лоскутные изделия в коллекциях Российского этнографического музея). – ISBN 978-5-91187-338-7. – Текст : непосредственный.

Альбом содержит информацию о хранящихся в фондах Российского этнографического музея (РЭМ) текстильных памятниках, изготовленных в технике лоскутного шитья.Издание впервые раскрывает тему традиционного лоскутного творчества народов России, представляя около 100 лоскутных изделий, изготовленных и бытовавших в народной среде. В тексте характеризуются основные материалы и техники исторического лоскута.

Народные мастера русского Севера : (Архангельская область) / Н. А. Филева, Н. Н. Соснина ; редактор Г. Н. Бочаров ; Союз художников РСФСР, Государственный музей этнографии народов СССР. – Москва : Советский художник, 1991. – 111 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

 

Сорокина, М. А. Кружева России. Вологодское кружево : альбом / М. А. Сорокина. – Москва : Интербук Бизнес, 2001. – 127 с. : ил., цв. ил., фот. цв. – (Шедевры народного искусства России). – На обл. авт. не указан. – ISBN 5-89164-069-4. – Текст : непосредственный.

15Вобравшие в себя опыт и талант многих поколений, народные промыслы постоянно развиваются и обновляются, поэтому остаются живым и современным искусством, художественной ценностью, составляющей основу национальной культуры. Книга содержит обзорную статью, знакомящую читателей с историей развития промысла, творчеством художников разных поколений, а также около 200 иллюстраций, включающих лучшие произведения, как из собраний музеев России, так и из частных коллекций.

 


Источники:

6 удивительных народных промыслов Русского Севера. – Текст : электронный // Журнал Фома : [сайт]. – 2000-2022. – URL: https://foma.ru/shest-udivitelnyh-narodnyh-promyslov-russkogo-severa.html?ysclid=l9i7e7q7yp743580234 (дата обращения: 11.10.2022).

Бронштейн, М. Резная кость Таймыра / Михаил Бронштейн. – Текст : электронный // GoArctic : [сайт]. – 2019. – 4 апр. – URL: https://goarctic.ru/society/reznaya-kost-taymyra/?ysclid=l9iaxpp7ns681195342 (дата обращения: 11.10.2022).

Громова, Д. С. Живописная игла / Дарья Сергеевна Горомова. – Текст : электронный // Детская школа народных ремёсел : [сайт]. – Архангельск. – URL: http://школа-ремесел.рф/m-k/198-zhivopisnaya-igla (дата обращения: 11.10.2022).

Громова, Д. С. Изготовление салфетки «Птичка» в технике «роспись» / Дарья Сергеевна Громова. – Текст : электронный // Детская школа народных ремёсел : [сайт]. – Архангельск. – URL: http://школа-ремесел.рф/m-k/162-izgotovlenie-salfetki-ptichka-v-tekhnike-rospis (дата обращения: 11.10.2022).

Клестова, С. А. Народная куколка / Светлана Анатольевна Клестова ; Детская школа народных ремёсел. – Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт]. – 2020. – 10 июня. – URL: https://vk.com/@dshnr-narodnaya-kukolka (дата обращения: 11.10.2022).

Куклы-обереги на Руси. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi?ysclid=l9jpvzj0as846246450 (дата обращения: 11.10.2022).

Летникова, Н. Нетающий иней Вологды / Наталья Летникова. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/55050/netayushii-inei-vologdy (дата обращения: 10.12.2022).

Лукьянцева, Е. М. Веселые лоскутки / Елена Михайловна Лукьянцева ; Детская школа народных ремёсел. – Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт]. – 2020. – 6 июня. – URL: https://vk.com/@dshnr-veselye-loskutki (дата обращения: 11.10.2022).

Маякова, О. Народные промыслы России : Цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны / Оксана Маякова. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Спецпроекты. – URL: https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/?ysclid=l9i491k3d9771013013 (дата обращения: 11.10.2022).

Нордвик, В. Поэт березового ситца : создателя берестяных шедевров занесли в объекты нематериального культурного наследия России / Владимир Нордвик. – Текст : электронный // Электронный научно-исторический журнал «Родина» : [сайт]. – 2022. – 6 июня. – URL: https://rg.ru/2022/06/06/sozdatelia-berestianyh-shedevrov-zanesli-v-obekty-nematerialnogo-kulturnogo-naslediia-rossii.html (дата обращения: 10.12.2022).

Птица счастья. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремёслам : [сайт]. – 2015. – 28 июня. – URL: https://russianarts.online/1891-zhbannikovskaya-gorodeckaya-igrushka/ (дата обращения: 10.12.2022).

Решетникова, А. А. Куколка Кувадка / Анна Александровна Решетникова. – Текст : электронный // Детская школа народных ремёсел : [сайт]. – Архангельск. – URL: http://школа-ремесел.рф/m-k/185-kukolka-kuvadka (дата обращения: 11.10.2022).

Рыжая, Л. Н. Уфтюжская веточка / Лариса Николаевна Рыжая ; Детская школа народных ремёсел. – Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт]. – 2020. – 7 июня. – URL: https://vk.com/@dshnr-uftuzhskaya-vetochka (дата обращения: 11.10.2022).

Творческое наследие берестянщика Александра Владимировича Шутихина из города Котлас Архангельской области. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasledie-berestyanshika-aleksandra-vladimirovicha-shutikhina-iz-goroda-kotlas-arkhangelskoi-oblasti (дата обращения: 11.10.2022).

Традиции северной вышивки Архангельской области. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/objects/2958/tradicii-severnoi-vyshivki-arkhangelskoi-oblasti?ysclid=l9jimv4gu9594418639 (дата обращения: 11.10.2022).

Традиционное изготовление щепной птицы в Архангельской области. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/objects/2988/tradicionnoe-izgotovlenie-shepnoi-pticy-v-arkhangelskoi-oblasti (дата обращения: 11.10.2022).

Шемогодская резьба: берестяное кружево из Великого Устюга. – Текст : электронный // Путь на Полночь – путешествие на Русский Север : [сайт]. – 2020. – URL: https://sever.foma.ru/shemogodskaja-rezba-berestjanoe-kruzhevo-iz-velikogo-ustjuga/ (дата обращения: 11.10.2022).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области