baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Декоративно-прикладное искусство башкир

IMG 6583

Башкиры – народ с многовековой историей. Башкиры являются четвертым по численности народом в России.

Традиционный костюм

25Во все времена одежда, помимо защиты тела от воздействия негативных и пагубных факторов окружающей среды, несла еще и некий сакральный смысл, эстетическую, а также этнокультурную функции.

Одежда отдельных групп башкир, обусловленная этнической историей родов и племен, имеет свои особенности. Все эти особенности отражены в семи локальных костюмных комплексах: юго-восточном, юго-западном (демском), самаро-иргизском, центральном (инзерском), северо-западном, северо-восточном и восточном (зауральском).

Башкирский костюм формировался в условиях кочевого быта и скотоводческого хозяйства, что наложило отпечаток на его состав и материалы, из которых он шился.

В большинстве своем костюмные комплексы однотипны. Те же рубахи, штаны, сапоги и верхние распашные одежды. Различия наблюдаются в декоре, украшениях, материалах и способах ношения.

Основу башкирского традиционного костюма (как мужского, так и женского, которые изначально были близки между собою по составу и крою) составляли рубаха туникообразного кроя, штаны с широким шагом и верхняя распашная халатообразная одежда.

Рубаха кульдэк (күлдәк) кроилась просторной и длинной. Мужские рубахи в прошлом доходили до колен и ниже, а женские шили до пят. Ее основой было центральное полотнище, к которому пришивались прямые широкие рукава и расширенные книзу боковины. Между станом и рукавом вшивалась квадратная ластовица кештэк (кештәк). Были распространены мужские рубахи с широким отложным воротником и центральным вертикальным разрезом на груди. У ворота пришивались (или вдевались в петли) шнурки-завязки, концы которых нередко украшали кисточками. Существовал и другой архаическии тип мужской рубахи – без ворота, с горизонтальными разрезами на плечах.

Старинные женские рубахи не имели воротников, по центру груди делался вертикальный разрез и скреплялся у шеи шнурками. Грудь под разрезом прикрывал тонкий тканевый нагрудник (түшелдерек / күкрәксе). И женщины, и мужчины носили рубахи, не подпоясывая.

Поясной нательной одеждой мужчин и женщин являлись штаны (ыштан) из холста или сукна с простым кроем, приспособленным к верховой езде: между двумя прямыми штанинами вшивалась прямоугольная вставка (шириной около 40 см). В верхний край штанов вдевался шнурок, с помощью которого они удерживались на поясе. Поверх нижних штанов мужчины носились еще и верхние – салбар, которые повторяли крой нижних, но были при этом очень широкими. В шаровары салбар заправлялась при работах верхняя одежда.

Как у многих кочевых в прошлом народов, в башкирском костюмном комплексе существовали разнообразные варианты верхней распашной одежды. Наиболее древними среди них были: шуба из конских (или жеребячьих) шкур, нагольная овчинная шуба, суконный и тканевый халаты.

Неотъемлемым элементом костюма был тканевый халат (елән) – верхняя распашная одежда мужчин и женщин, которую шили преимущественно из покупных тканей черного цвета на подкладке.

Еще одним видом распашной одежды был просторный и длинный чекмень (сәҡмән) из домашнего сукна (тула). На мужские чекмени шло сукно, как из темной, так и из светлой шерсти, тогда как женские шили исключительно белого цвета.

17Елян и чекмень украшались аппликацией, вышивкой, декоративной строчкой, позументом, монетами, кораллами и бисером. В мужских елянах декор был прост: нашивки полос цветного сукна или позумента вдоль краев. Женские выглядели гораздо наряднее: вдоль бортов и по краям рукавов нашивались позумент, полосы красного и зеленого сукна, на груди вдоль краев крепились ювелирные украшения – круглые бляхи (ҡумбаҙ), подвески, выполненные в технике штамповки, гравировки, чеканки, скани, полы покрывались монетками, кораллами или вышивкой.

Башкирки носили халаты не только как наплечную одежду, но и накидывали на голову. Полой халата молодая женщина должна была, по обычаю, закрывать лицо от незнакомых мужчин и старших родственников мужа. Этой ясе цели иногда служили широкие рукава платья или свободные концы головных покрывал.

Наиболее древними мужскими головными уборами следует считать меховые и суконные малахаи ҡолаҡсын и көләпәрә, тульи которых, состоящие из четырех клиньев, внизу соединялись с широкой лопастью, спускающейся на спину и плечи.

15Простейшим и древним женским убором было полотенце таҫтар, которое наматывалось на голову так, что один конец оставался на груди, а другой – на спине. Поверх надевался ҡашмаү – чепец из кораллов и монет с пришитой сзади длинной лопастью, открытый на затылке. Богатые девушки носили еще калябаш – зашитую монетами высокую шапочку с широкой наспинной лопастью. Этим многообразие женских головных уборов не ограничивалось. Девушки носили также колпаки или монетную шапочку под названием такыя. А в XX веке к головным уборам добавились платки, покрывала, бархатные колпаки и шапки ҡамабурек.

Женский костюм дополнялся украшениями из кораллов и серебряных монет: массивными нагрудниками (в некоторых местах они сочетались со столь же тяжелыми наспинниками), лентами-перевязями, ожерельями из монет или кораллов, пелеринами из коралловой сетки. Комплект украшений дополняли браслеты, кольца, серьги, ювелирные подвески, косоплетки и накосники, подбородочные ленты для головных покрывал с нашитыми монетами или кораллами.

Обувь у башкир тоже отвечала требованиям времени. Чаще всего башкиры носили кожаные туфли күн башмак, кожаные башмаки ҡата, сапоги итек, ичиги, ситек. Изготавливали такую обувь из телячьей, бычьей и лошадиной кожи и сукна. Также в северных районах носили лапти, а на северо-востоке короткую меховую обувь.

В XIX веке в состав башкирского костюма вошли новые предметы верхней одежды (бишмәт, камзул, сыба, ватное пальто сырма), которые в отличие от старинных кроились приталенными и по лекалам.16

Камзул –  безрукавная одежда, одевавшаяся поверх рубахи. Сыба – тонкий холщовый короткий кафтан, приталенного кроя, запахивающийся на левую сторону. Его надевали при различных работах и в дорогу поверх других верхних одежд. Мужские сыба шились из белого полотна с узкими темными полосками, а женские – из синего с тонкими белыми полосками или из красного с черными полосками. Кроме того, женские домотканые сыба нередко были украшены разноцветными розетками, выполненными в технике выборного ткачества.

Камзолы, елән, кәзәкей, бешметы являлись по сути всесезонными, так как могли служить как уличной, так и домашней одеждой в холодное время года. Нередко предметы верхней одежды надевали один на другой: на рубаху – бешмет, на бешмет – елян или чекмень, сверху – шубу. Иногда на овчинную шубу надевались просторный холщовый халат сыба, шубу из лошадиных шкур или тулуп.

Одежда представителей административной, сословной верхушки и духовенства включала дорогие импортные изделия. Знаком административной власти в мужском костюме стала высокая островерхая шапка с разрезанными по бокам и загнутыми полями, украшенная бархатом и нашивками из галуна. Только муллы могли носить белую чалму.

Орнамент

13Башкирский орнамент – это история народа, сосредоточенная в рисунке. В нем, как в зеркале, отражаются истоки башкир, их взаимодействия с соседними культурами.

Башкирский орнамент соединил в себе пласты, сформировавшиеся в разное время и в разной этнической среде. Они не вытесняли и не замещали друг друга, а наслаивались, синтезировались или продолжали существовать параллельно.

Национальный башкирский орнамент изображен на государственном гербе Республики Башкортостан.

В соответствии с Конституцией РБ и законом РБ «О государственной символике Республики Башкортостан» от 6 июля 1999 года, орнамент обрамляет памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей. Это так называемый «кускар» – «бараньи рога» – символ плодородия, трав, скотоводства. Дизайн герба разработал заслуженный работник культуры РБ Фазлетдин Ислахов.

Симметричные узоры можно найти почти на всех предметах башкирского быта. Специальный узор-оберег наносили на рукава, воротник и подол одежды, а орнаменты на стенах и декоративных элементах не пускали в дом злых духов.

Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Яркие сочетания строились с помощью контраста сильных и чистых оттенков. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.

Башкирский орнамент может располагаться по краям предмета, отдельными розетками, или сплошной сеткой. Часто эти приемы используются одновременно. В центре ткани располагаются крупные элементы, а по бокам – повторяющие друг друга мелкие элементы.

Набор образов и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского. Эти фигуры чередуются между собой, а в одно целое их объединяет некий центральный элемент орнамента. Таким центром мог стать образ женщины-прародительницы, силуэт дерева жизни или ромб, как символ земли и пашни.

Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы растительности, частей тел животных, солнца, а также геометрические фигуры. Особую роль отдавали изображению треугольника. Считалось, что он способен оградить от болезней и прочих напастей.

В орнаменте башкир было выделено шесть комплексов, каждый из которых связывался традицией с определенным кругом предметов и техникой исполнения. Сравнительно-историческое изучение орнамента позволяет установить территорию и время сложения различных орнаментальных традиций, представленных в башкирском искусстве.

4Первый орнаментальный комплекс объединяет простейшие геометрические мотивы: бордюры из наклонных параллельных штрихов, зигзагов, елочек, сетчатый орнамент, вписанные друг в друга квадраты, прямоугольники с пересекающимися диагоналями, косые кресты, уголки-шевроны, заштрихованные треугольники и ромбы, круги, вихревые розетки. Мотивы этого комплекса представлены главным образом в резьбе по дереву (трехгранно-выемчатой и двугранным глубоким контуром) на долбленой посуде, донцах прялок и других традиционных предметах быта.

Первый комплекс является древнейшим не только для башкирского искусства, но и для многих народов Евразии.

1Основным элементом мотивов второго орнаментального комплекса является завиток-спираль (ҡүсҡар – башк.). Комбинации завитков в различных сочетаниях порождают разнообразные мотивы: S-образную фигуру, свастику, бордюры в виде набегающей волны или парных завитков (рогов барана) и другие. В него входят мотивы в виде ромбов с завитками, помещенными у вершин или вдоль сторон, обращенными внутрь ромба или вовне, которые закручиваются в одном направлении либо в противоположные стороны. В составе второго комплекса присутствуют сердцевидные фигуры, стилизованные растительные сюжеты (преимущественно кусты-деревья, составленные из множества завитков), как самостоятельный мотив использовался и отдельный спиральный завиток. Все мотивы этой группы криволинейны, их очертания округлы, их образует упруго закрученная линия, словно все они создавались по спиральным лекалам. Традиционно мотивы этого комплекса исполнялись в аппликации шнуром или тканью по сукну, в технике вышивки двойным тамбуром (косой сеткой). В XX веке эта орнаментальная традиция нашла продолжение в резьбе по дереву – в декоре наличников для окон. Круг украшаемых предметов был тесно связан с кочевым бытом. Орнаменты этой группы были основными в вышивке чепраков для женских седел, лент для перетягивания постели (түшәк тартҡы), кисетов (янсык), в аппликативном декоре обуви с суконными голенищами (сарыҡ. и ҡата).

2Третий орнаментальный комплекс в башкирском искусстве вобрал в себя все многообразие цветочно-растительных мотивов. Этот тип орнамента наиболее полно и разнообразно представлен в тамбурной вышивке. Узорами этой группы украшались одежда и предметы быта: платья, рубахи, фартуки, полотенца, скатерти, подзоры – занавески для матицы, молитвенные коврики и другие. Изображения этого комплекса (зигзаги, трилистники, многолепестковые розетки, сердцевидные фигуры, дуги, бегущая волна, цветущие ветки) использовались также в декоре ювелирных металлических изделий. В вышивке для этого типа орнамента характерны яркая полихромия и сопоставление контрастных цветов. В XX веке узоры третьего комплекса имели широкую область бытования – практически по всей территории Башкирии и в Зауралье, что было связано с распространением тамбура. В юго-восточных районах их использовали в меньшей степени и преимущественно в декоре ювелирных изделий.

Сходство узоров второго и третьего комплексов говорит о преемственной связи между ними. Третий комплекс башкирского орнамента моложе второго, складывался и развивался на его основе.

3Мотивы четвертого орнаментального комплекса присутствуют в башкирском искусстве в различных видах ткачества. Для него характерны крупные розетки-медальоны сложного строения, встречающиеся в орнаменте паласов и интерьерных занавесей – шаршаү, реже в декоре полотенец.

5Мотивы пятого орнаментального комплекса выполнялись в технике счетных вышивок по холсту (гладь, роспись, косой стежок). Характерным элементом была восьмиконечная звезда. Большинство мотивов абстрактно-геометрические, но кроме них присутствуют и геральдические изображения птиц, оленей, коней. Здесь сочетаются белый фон и доминирующий красно-коричневый цвет узора, дополненный вкраплениями желтого, зеленого, синего.

6В шестой орнаментальный комплекс входят ромбические мотивы, косые кресты и их варианты, широко представленные в браном ткачестве и счетных вышивках гладью по тонким тканям, в вышивке набором, перевитью. Эта орнаментальная традиция – одна из древнейших и потому чрезвычайно широко распространена по Евразийскому континенту от Прибалтики до Алтая.

 Декоративно-прикладное искусство

Предметный мир традиционной башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря своему декору, который проникал и привносил национальную эстетику во все ее сферы – обрядовую, праздничную, бытовую.

Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: валяние узорных войлоков, аппликация по ткани и сукну, лоскутное шитье, резьба и роспись по дереву, тиснение по коже, ювелирная обработка металла, различные виды ткачества (браное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество), вышивки (счетные, свободные), декоративные строчки.

Исконными для башкирского искусства были традиции украшения изделий из шерсти и кожи, т.е. тех материалов, которые всегда были в достатке в хозяйстве скотовода.

Войлоки

Из овечьей шерсти (йөн) женщины валяли войлоки. Теплоизоляционные и гигроскопичные свойства взбитой и скатанной шерсти были очень востребованы в условиях полукочевого быта. Войлоками покрывали остов юрты и застилали пространство внутри, они защищали от холода и сырости земли. Их стелили на нары в домах, из них изготовляли чепраки, молитвенные коврики и теплую одежду: головные уборы, чулки.

Производство кошм (войлочных полотен) включало несколько этапов. Первый этап – заготовка сырья. Овец стригли два раза год: весной и осенью. Снятую шерсть перебирали вручную, очищая от мусора, грязи, колючек, сортировали по качеству и цвету. Шерсть весенней (яҙғы йөн) и осенней (көҙгө йөн) стрижки различалась по свойствам: первая более грубая, длинная, она больше загрязнена и сваляна, вторая – более качественная, предназначалась для гостевых юрт.

Второй этап – взбивание состриженной шерсти. Его производили непосредственно перед началом валяния, прутиками или при помощи инструмента в виде небольшого лука с натянутой «тетивой».

9Основной и самый сложный этап – это собственно валяние войлока. В прошлом этим занимались летом на кочевках и исключительно женщины. Очищенную, взбитую шерсть раскладывали ровным слоем на подстилке из рогожи и смачивали горячей водой, затем скатывали в рулон, связывали и в таком виде катали. Эта технология сохранялась неизменной веками. Небольшие кошмы валяли руками или ногами, большие, использовавшиеся для покрытия юрт, – на лошадях.

Особо ценились белые войлоки (аҡ кейеҙ), которые использовались для покрытия праздничных юрт и играли особую роль в свадебных обрядах. Белый войлок ассоциировался с богатством, плодородием, благополучием. Практиковалось изготовление двусторонних войлоков, лицевая сторона которых была скатана из белой шерсти, а изнаночная – из темной; на праздники их стелили белой стороной вверх, а в будни – переворачивали.

10Узорные войлоки были небольших размеров: подседельники (сергетыш), подстилочные кошмы, молитвенные коврики намаҙлыҡ. Женщины катали их в домашних условиях или во дворе. Работали сообща: несколько женщин, сидя на коленях энергичными движениями рук перекатывали свернутую в рулон войлочную заготовку. Работа продолжалась в течение 2-3 часов. Традиционно узорные войлочные изделия предназначались для праздников.

Орнамент строился на контрастном сопоставлении фона и рисунка и был изначально монохромен, выполнялся шерстью двух тонов: темной и белой. Применение красителей для шерсти позволило разнообразить цветовую гамму войлочных изделий.

Постепенный переход башкир к оседлому хозяйству и земледелию, сокращение поголовья в стадах привело к угасанию этого древнейшего ремесла.

В XXI веке в республике возрождается искусство изготовления войлоков. Ежегодно с 2003 г. проводятся обучающие семинары, на которых каждый желающий может освоить технологию и создать свое произведение.

Аппликация

Аппликация – древнее искусство кочевников. Существовало два распространенных способа выполнения аппликаций. Первый заключался в вырезании намеченного (порою достаточно сложного) рисунка из цельного лоскута. Для изготовления накладных узоров использовали фабричные сукна и ткани, некоторые предметы орнаментировались кожей. При выполнении аппликации вторым способом фабричное сукно предварительно разрезали на узкие полоски, которые затем мельчайшими стежками пришивали к основе, выкладывая ими задуманный узор. Этот технический прием использовался только для украшения суконных голенищ праздничной женской обуви и суконных чулок. Узоры, создаваемые первым способом, были цельными (фигурными), во втором – дробными (контурными). Во второй половине XX века для аппликаций стали использовать фабричную тесьму.

7Основой для аппликаций служило домотканое или фабричное сукно, реже войлок. Во второй половине XX века накладные узоры чаще использовались для украшения подолов платьев и фартуков, при этом аппликация выполнялась тканью по ткани. Для украшения суконных голенищ праздничной женской обуви использовали обе разновидности аппликативного декора из цветного фабричного сукна:

• фигурный (узоры, вырезанные из цельного лоскута);

• контурный (узоры, выложенные тонкими полосками).

Наиболее распространенными на суконных голенищах женской обуви в конце XIX - начале XX века были контурные узоры, составленные из тонких полосок, спирально закрученных на краях и наложенных определенным порядком. В украшении одежды аппликация использовалась ограниченно. На верхней распашной халатообразной одежде нашивками полос красного и зеленого фабричного сукна, позумента, обкладывались края пол, концы рукавов, подол. В юго-восточных районах Башкортостана было принято помещать аппликативные нашивки на плечах, на спинке (на уровне талии), вдоль краев полочек по подолу. Нашивки на плечах, располагавшееся своеобразными погончиками, изначально выполнялись из цветного (красного или зеленого) сукна и представляли собою либо череду из трех треугольников, либо целый лоскут, выкроенный с одной или двумя парами симметричных дугообразных выступов. На спинке располагались парные нашивки. Вдоль краев (по бортам и подолу) вереницей нашивались кружки из цветного сукна, обрамленные вышитыми «лучами», превращающими розетки в солнца и звезды.

Иными были аппликации на подолах платьев и фартуках. В Зауралье подолы платьев украшались крупными дугами или зигзагами, выложенными полосками однотонных фабричных тканей, контрастных по цвету к основе. Они могли быть как одинарными, так и удвоенными или утроенными. Обычно дуги и зигзаги дополнялись розетками в виде отдельно нашитого цветка с восемью лепестками, размещавшегося в просветах.

В середине XX века в северо-восточных районах появился новый способ аппликации – выкладывание узоров тонкой фабричной тесьмой. Ее орнамент повторял характерные для этих районов узоры тамбурной вышивки: крупные цветы, листья. Появление таких аппликаций, очевидно, было связано с желанием упростить трудоемкий традиционный процесс украшения одежды.

Лоскутная техника

23Изделия из лоскутов (ҡорама) были широко распространенным элементом башкирского интерьера. В этой технике делали одеяла, покрывала, подушки, наволочки, подстилки, сумки-конверты мукса, чехлы для чепраков, кисеты, нательные нагрудники, и даже молитвенные коврики. Из прямоугольных лоскутов шилась верхняя часть занавеса шаршау. Лоскуты нашивали на детскую одежду. Лоскут, обладающий магической силой амулета, наделял ею все изделие.

Выполнялись лоскутные изделия двумя способами: мозаикой и аппликацией. Мозаика предполагала сшивание между собой отдельных лоскутков; аппликация – нашивание лоскутов на текстильную основу.

Изделия составляли, комбинируя квадратные, треугольные, прямоугольные лоскуты различных, иногда одинаковых, размеров. На предметах, сшитых из треугольных кусков, лоскуты образовывали на поверхности одноцветные поперечные или продольные зигзаги или елочки. Встречались изделия с узором в виде крупной восьмиконечной звезды или со сложной композицией из вписанных друг в друга квадратов и ромбов. Для изделий, сшитых исключительно из квадратных лоскутов, было характерно расположение одноцветных деталей диагональными рядами. Обычными были также одеяла и покрывала с орнаментом из крупных ромбов, расположенных продольным одноцветными рядами. Практически всегда лоскутная композиция имела по краю широкую кайму. Комбинируя лоскуты, подбирая их по цвету, мастерицы составляли множество композиций даже на простейших небольших изделиях. Встречались как выразительно-лаконичные двухцветные композиции (сочетались красный – зеленый, фиолетовый – красный, красный – черный; при этом использовались однотонные ткани), так и составленные из трех-четырех цветов. На некоторых изделиях соединялись лоскуты шести, девяти, тринадцати, пятнадцати расцветок. При этом использовали не только однотонные ткани, но и ткани с рисунком.

Изделия из лоскутов и сегодня можно встретить в башкирских домах, покрывалами застилают нары и диваны, маленькие квадратные подстилки кладут на табуретки и стулья.

Ковроткачество

40Неотъемлемым элементом интерьера башкирского жилища были безворсовые ковры. До настоящего времени они составляли важную часть приданого. Их стелили под ноги в юртах и покрывали широкие нары в домах. Башкирские ткачихи вырабатывали несколько видов безворсовых ковров и дорожек: продольно-полосатые буй балаҫы (их основа – разноцветные нити из овечьей или козьей шерсти, а уток – неокрашенная конопляная или шерстяная нить), узорные келәм, поперечно полосатые балаҫ.

Сначала паласы изготавливались с использованием бело-черно-серых или бело-коричневых сочетаний цветов пряжи.

Затем ковровщицы-мастерицы научились использовать растительные краски домашнего приготовления. В дальнейшем с появлением анилиновых красителей начали изготавливаться яркие ковры.

Заготовка для паласа ткалась длинной и узкой (18-24 см) полосой. Готовый материал разрезали на куски по длине паласа (от 2,0 до 3,5 м). В одном ковре аккуратными швами соединялось от 5 до 7 полос. Требовалось большое искусство так соткать заготовки, чтобы затем аккуратно состыковать полосы одного цвета. Узкие края обшивались цветным сукном, кумачом или другой одноцветной тканью. Такие паласы нашивали на войлоки и в таком виде они служили постелью, в юрте и других летних жилищах ими устилали пол, в избе – покрывали нары. Паласы, предназначенные для постели, складывали на деревянные узорные подставки – живописная горка из свёрнутых паласов украшала интерьер. Также было принято ткать полосатые дорожки.

19Узоры на безворсовых паласах представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). По сложившимся традициям в коврах не использовались рисунки человека или животного, потому что ислам, приверженцами которого являются башкиры, ограничивал использование образов животных и человека. Наиболее частые элементы в композиции узоров – восьмиконечные звезды, ромбы, треугольники, завитки-рога. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой. Самыми распространёнными и древними были узоры бадьян, сулпы, паднус.

Расцветки рисунков были чистые и очень яркие – малиновые, оранжевые, зеленые, голубые, красные, терракотовые. Важную роль в башкирских паласах играли цвета. Красный символизировал огонь и тепло, желтый – изобилие и богатство, он же символизировал солнце, черный – землю и плодородие, зеленый – вечную зелень, синий – небо и свободолюбие. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне – зеленый и желтый узор, на черном – красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, реже – белый цвет холста.

Один ковер ткался от двух недель до шести месяцев в зависимости от сложности узора и величины изделия. Днем рукодельничать чаще всего не получалось: работы по хозяйству было много. Садились за станок вечером, когда переделаны все дела. Ткали всю ночь до утра. Секреты самобытного изготовления ковра передавались из поколения в поколение.

В последние годы ремесло стало возрождаться. У многих в домах от бабушек-прабабушек остались схемы самотканых старинных ковров. Активные мастерицы, следуя традициям, красят шерсть только натуральными красителями, воссоздают старинные узоры, учат тканью молодых. Энтузиасты в районах объединяются в артели, мастерские и клубы с целью возрождения забытых и полузабытых техник ткачества и передачи опыта молодому поколению.

Ткачество

42Ткачество – одно из самых древних изобретений человечества.

Ткачество было известно повсеместно и имело свои региональные особенности. Выделялись две традиции: северная и южная. В южных регионах основным материалом для ткачества служила шерсть. Нити пряли из овечьей, верблюжьей, козьей шерсти и пуха, из них ткали шали, попоны для лошадей, паласы, ленты для стяжки юрт и другие предметы, а также получали материал для разных видов одежды. Башкирки умело использовали природные качества, присущие разному волокну. Из мягкой овечьей шерсти делали ткань для чалмы, тонкое сукно для чулок, на теплые шали шла слабо скрученная нить из руна овцы и козьего пуха. Из верблюжьей шерсти, не пропускавшей влагу, изготавливали плотную ткань для верхней одежды. На севере, ткани вырабатывали из растительных волокон (конопли и льна). Здесь были развиты традиции узорного ткачества: браного, выборного, многоремизного, закладного. Из узорных тканей шили одежду, большие занавесы-перегородки шаршау, занавесы-подзоры для матицы ҡашаға, скатерти ашъяүлыҡ, изготавливали полотенца таҫтамал с орнаментированными концами.

Наиболее распространенным способом декорирования ткани являлась браная техника. Чаще узоры были практически монохромны, преобладало красно-белое сочетание. Так украшали в прошлом подол и края рукавов белых холщовых рубах, а в XX веке – концы праздничных полотенец. Узоры браного ткачества – косые кресты, ромбы, S-образные фигуры и другие мотивы располагались горизонтальными рядами.

Выборное ткачество было полихромным: отдельные фигуры выполнялись нитками разных цветов по яркому фону: красному, желтому, черному, оранжевому. В этой технике ткались концы полотенец, занавеси шаршау, скатерти, подзоры для матицы, полотно для платьев и фартуков, праздничных штанов. Выборный узор располагался розетками, отдельными фигурами. На занавесях шаршау, а иногда и на полотенцах исполняли розетки сложного рисунка.

Закладное ткачество с многоцветными узорами и преимущественно красным фоном бытовало главным образом в западных районах Башкирии. В такой технике ткались узорные концы полотенец, безворсовые ковры келәм.

Вышивка и декоративная строчка

12Вышивка была наиболее распространенным видом женского рукоделия, так как не требовала сложных приспособлений. Девочки учились вышивать с 8-10 лет. Овладев мастерством, они приступали к подготовке приданого: вышитой одежды для себя и для будущего мужа, подарков для его родственников и гостей. После свадьбы башкирская женщина вышивала скатерти, салфетки, декоративные полотенца для своего дома, помогала готовить приданое дочерям.

Основой для вышивания могли служить холст, сукно, фабричные ткани, кожа, при этом использовали шерстяные, шелковые, позументные нити, мулине, гарус, а также бисер, жемчуг, стеклярус. Существовало более двух десятков различных технических приемов, среди которых были как счетные (стежки прокладывались по счету нитей основы и имели строго определенную длину и направление), так и свободные (стежки прокладывались произвольно). К счетным относились: гладь, косой стежок, роспись, набор, вышивки по сетке разреженной основы (перевить), к свободным: тамбур, гладь, козлик.

Наибольшее распространение в XX веке получил тамбурный шов (әлмә), его стежки ложились цепочкой петля в петлю. Тамбуром украшались одежда и широкий круг предметов убранства дома: платья, фартуки, тряпочные нагрудники, женские колпачки, головные покрывала, мужские рубашки, тюбетейки, портянки, занавеси, полотенца, скатерти, салфетки, наволочки, подзоры для матицы, молитвенные коврики и иные предметы.

Вышивали иголкой, реже крючком. Использование иглы позволяло вышивальщице варьировать ширину и форму петли, исполнять классическую тамбурную цепочку, широкий тамбур, открытый тамбур, двойной тамбур, усложненный вариант широкого тамбура, известный в этнографической литературе под названием «косая сетка».

Во второй половине XIX века мастерицы начинают чаще использовать для вышивания крючок. При работе крючком тамбурные строчки приобретали исключительно ровный вид. С этим связано появление высокого тамбура или как его еще называют коврового шва, при исполнении которого нить находится с изнаночной стороны, и вышивальщица с помощью крючка выводит ее петлей на лицевую сторону. Петли при этом не прикрепляются к основе и не соединяются между собой, оставаясь в вертикальном положении. Густо расположенные стоящие петли образуют рельефную фактуру, которая вызывает ассоциации с ковровой поверхностью, что и дало название вышивке. Для работы крючком необходимо было хорошо растянуть ткань на пяльцах, при выполнении тамбура иглой использование пялец было не обязательно. Тамбур позволял вышивальщице свободно импровизировать, так как, сочетаясь с другими швами, он способен был создавать различные по декоративному эффекту композиции.

В настоящее время традиции тамбурного шитья у башкир постепенно исчезают. Немногие мастерицы работают на заказ, вышивая праздничные скатерти, комплекты подарков на свадьбу.

basСчетные вышивки – это швы, стежки которых прокладываются по счету нитей холста, по счету нитей строится и рисунок. Получаемые при этом мотивы производят впечатление удивительной гармонии. В основе всех форм и пропорций такого орнамента лежит ячейка переплетения основы и утка. Поэтому счетная вышивка являлась как бы органичным продолжением ткани и казалась неотделимой от украшаемого предмета.

К счетным относятся следующие виды швов: двусторонняя гладь, гладь «кирпичиком», косой стежок, набор, роспись, крест.

Особую группу в башкирском искусстве вышивки составляет перевить по сетке, для получения которой нити основы и утка подрезали и выдергивали. Для перевити использовали шелковые нити, а как исключение – шерстяные.

Декоративная строчка выполнялась цветом контрастным к основе. Линии, которые прокладывались стежками, выводили на поверхности украшаемого предмета контурные узоры. В искусстве башкир она играла в большинстве случаев второстепенную роль в убранстве предмета, оставаясь малоприметной на фоне яркого сложного орнамента, выполненного в иной технике.

Резьба по дереву

14Резьба по дереву занимала ведущее место среди деревообрабатывающих промыслов. Башкирские мастера владели различными видами резьбы: скульптурной (объемной), глухой плоскостной (плосковыемчатой и плоскорельефной), накладной (пропильной и прорезной). Между этими двумя традициями резьбы по дереву существовали различия в орнаменте, технике и ареале бытования.

Большинство изделий из дерева хозяйственного назначения не были орнаментированы, украшались лишь некоторые группы предметов. Часть из них была традиционна для полукочевого скотоводческого уклада (кумысные кадки и ковши, резные седла и стремена), другие больше связаны с оседлым земледельческим хозяйством и появились в культуре башкир сравнительно поздно, под влиянием соседей (ткацкий инвентарь, резные челноки, прялки). Исконной для башкирской культуры была традиция украшения предметов, связанных с конем и коневодством. Резьбой украшались деревянные стремена, луки седел, хомуты. В орнаментации седел использовали глухую выемчатую, а иногда и скульптурную резьбу: лукам придавались зооморфные черты, сближающие их очертания с силуэтом звериных головок.

38Архитектурная фасадная резьба в искусстве башкир получила распространение также сравнительно недавно. Мастера использовали как глухую резьбу, так и ажурные пропильные накладные узоры. Глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-выемчатая) резьба на домах и постройках встречалась в северных, восточных районах Башкортостана и в восточном Зауралье. В орнаменте наличников присутствуют стилизованные изображения птиц, зверей, солярные мотивы, мотивы, повторяющие кускарные узоры старинных вышивок и аппликаций. Излюбленным декором на калитках и воротах были накладные солярные розетки.

В XX веке резьбой украшалась не только деревянная посуда и утварь, но и предметы интерьера: подставки под постель, сундуки, самодельная мебель, рамы для зеркал, футляры для настенных часов, ложкодержатели, рамки для фотографий. В это же время мастера-плотники стали делать домашнюю мебель: шкафчики, буфеты, столы, кровати, стулья с фигурными ножками, колонками, резными спинками, декоративными навершиями.

Выделка и декоративная обработка кож

20Выделка и декоративная обработка кож преимущественно конских, бычьих, верблюжьих, бараньих, козьих издревле была традиционным ремеслом. Кожи шли на изготовление сбруи, упряжи, кнутов, покрытий для седел, сосудов для кумыса, обуви, ремней. Из них шили колчаны, налучья, сумки, мешочки для дроби. В быту кожа употреблялась главным образом для изготовления сосудов, которые служили исключительно для приготовления, хранения и перевозки кумыса. Сосуды разнообразных форм и размеров шили из лошадиных кож, безотходно раскраивая всю снятую шкуру.

Существовало несколько способов декорирования кожаных изделий: тиснение, резьба, вышивка, плетение. Тиснение являлось не только наиболее сложной технологически и интересной по орнаменту техникой орнаментации кожи, но и наиболее специфичной для этого материала, выявляющей и использующей его природные качества – эластичность сырой кожи и сохранение приданной ей формы после высыхания. В отличие от резьбы и вышивки, тиснение в декоративно-прикладном искусстве башкир было связано только с обработкой кожи. Тисненным орнаментом украшались колчаны, налучья, мешочки для дроби и походные сумки.

37Резьба по коже, наносимая лезвием ножа, очевидно, существовала параллельно с тиснением и являлась столь же традиционным способом украшения кожаных изделий.

Вышивка на коже использовалась очень ограниченно и бытовала эта традиция локально, встречаясь только на обуви.

Мягкость тонкой кожи, устойчивость ее краев делали кожу удобным материалом для аппликаций. В этом качестве кожа использовалась для украшения суконных голенищ мужской, детской и для женской обуви сарыҡ. Для аппликации из кожи вырезались простые фигуры: треугольники, ромбы полуовалы.

Часть кожаных предметов изготавливалась в технике плетения из тонких ремешков. К таким предметам относятся кнуты, плетки, ногайки, широкие ремни (кирәм), используемые пчеловодами. В плетении соединялось от 6 до 32 тонких ремешков

В XVIII веке кожевенное дело процветало, но в последующие столетия постепенно сокращалось. Так, к началу XX в. выделка кож сохранилась лишь в горных районах и в Зауралье. К концу XX века остались в прошлом коптильни и производство кожаных сосудов для кумыса, лишь отдельные мастера использовали башкирские традиции обработки кож при изготовлении конской сбруи и плетеных предметов.

  • 1 1.JPG
  • 1 2.JPG
  • 1 3.JPG
  • 1 4.JPG
  • 1 5.JPG
  • 1 6.JPG
  • 1 7.JPG
  • 1 8.JPG
  • 1 9.JPG
  • 1 10.JPG
  • 1 11.JPG
  • 1 12.JPG
  • 1 13.JPG
  • 1 14.JPG
  • 1 15.JPG
  • 1 16.JPG
  • 1 17.JPG
  • 1 18.JPG
  • 1 19.JPG
  • 1 20.JPG

Литература:

Агидель : башкирские художественные промыслы / [автор-составитель Ф. Ф. Джакели]. – Уфа : [б. и.], 2001. – 16 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

Башкирские сувениры / составитель А. Янбухтина. – Уфа : Башкирское книжное издательство, 1982. – 136 с. : ил. – На русском и башкирском языках. – Текст : непосредственный.

Альбом знакомит с наиболее популярными и характерными башкирскими сувенирами. Среди них – изделия, выполненные в традициях многовекового народного искусства, а также новые явившиеся результатом творческого осмысления традиции прошлого современными художниками и мастерами.

Книга снабжена обстоятельным предисловием и краткими сведениями о художниках и мастерах, работающих над созданием башкирских сувениров.

Башкирское народное искусство / под редакцией С. Шитовой. – Москва : Демиург, 2002. – 360 с. : цв. ил. – ISBN 5-901686-15-2. – Текст : непосредственный.

Книга знакомит читателя с древнейшими видами народного искусства башкир: вышивкой, ткачеством, украшением металла, кожи, дерева. В очерках дается подробнее описание башкирского орнамента, народного костюма, убранства коня, вооружения, декора жилища древних башкир. Издание позволяет проследить тесную связь современной культуры республики с национальными традициями, историей, традиционной обрядностью. Великолепный текстовой и художественный материал позволит насладиться искусством башкирских мастеров прошлого.

Башкиры : этническая история и традиционная культура / Н. В. Бикбулатов [и др.] ; [редактор Р. М. Юсупов]. – Уфа : Башкирская энциклопедия, 2002. – 247 с., [8] л. ил. : ил. – Библиогр. в примеч.: с. 228-246. – ISBN 5-88185-031-9. – Текст : непосредственный.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой серию историко-этнографических очерков, посвященных основным этапам исторического развития башкирского народа, характеристике его антропологического состава, материальной и духовной культуры. Задуманная в начале 1990-х годов как очерк «Башкиры» под авторством Н. В. Бикбулатова для серийного издания «Народы СНГ» Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, она со временем переросла в коллективную монографию.

По существу эта книга представляет собой некий итог и является этапной для башкирской этнографии. Она восходит к фундаментальным исследованиям выдающегося учёного-этнолога С. И. Руденко, в ней также нашли отражение выводы, содержащиеся в трудах известного этнолога Р. Г. Кузеева и многих других учёных республики. Вместе с тем это результат собственных научных изысканий авторов – сотрудников отдела этнографии и антропологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, которые в течение нескольких десятков лет принимали участие в экспедициях по изучению почти всех этнографических групп башкир как в Башкортостане, так и за его пределами: в Курганской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской и Челябинской областях. (История изучения традиционной башкирской этнографии изложена в отдельной главе).

В книге можно найти общие сведения о башкирах, происхождение этнонима «башкорт» и основные этапы этнической истории народа. Отдельная глава посвящена духовной культуре башкир (основу очерка о семейных обрядах и обычаях составила их совместная монография «Семейный быт башкир XIX-XX вв.»).

В монографии раскрыты не все аспекты этнической истории и традиционной культуры башкир, практически не затрагиваются ранние этапы этногенеза, обычное право, народная медицина и т. д. Однако авторы на примере башкирского этноса стремились показать, что в человеческом сообществе всё самоценно, что нет великих и малых народов – каждый вносит свой штрих в богатую палитру истории.

Башкиры / ответственный редактор Р. Г. Кузеев, Е.С. Данилко ; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН ; Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – Москва : Наука, 2015. – 662 с. – (Народы и культуры). – ISBN 978-5-02-039182-6. – Текст : непосредственный.

Очередной том фундаментальной серии «Народы и культуры» посвящен башкирам – четвертому по численности народу Российской Федерации. В коллективной монографии рассматриваются основные этапы этнической и социально-политической истории, демографические процессы и современное этнокультурное развитие башкир. Особое внимание уделяется истории изучения, анализу источников и этническому картографированию. Отдельные главы тома посвящены языку, традиционному хозяйству и системе жизнеобеспечения, костюму, декоративно-прикладному искусству, семейному быту, фольклору, праздничной культуре, религиозным представлениям и профессиональной культуре. Монография богато иллюстрирована и снабжена приложениями.

Давлетшина, З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее) / З. М. Давлетшина ; Учреждение Российской Академии наук Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – Уфа : ИП Поляковский Ю. И., 2011. – 115 с. : ил. – Текст : непосредственный.

В книге рассказывается о традиционных видах женского рукоделия у башкир - ткачестве, вышивке и изготовлении войлока. Читатели могут ознакомиться со способами изготовления узорных тканей и изделий из войлока, приемами декоративного шитья, распространенными среди башкир с глубокой древности и до наших дней. Автор также рассматривает в своей работе использование орнаментированных изделий декоративно-прикладного искусства в традиционных и современных обрядах и обычаях башкир, знакомит с творчеством создателей башкирской женской одежды. Представлены фотографии наиболее интересных изделий и музейных экспонатов, а также словари башкирских и историко-этнографических терминов, использованных в работе.

Камалиева, А. С. Башкирский костюм : технология, конструкция, декор / А. С. Камалиева. – Уфа : Китап, 2020. – 215 с. : ил. – Библиография: с. 211-214 (74 назв.). – ISBN 978-5-295-07457-8. – Текст : непосредственный.

Книга основана на материалах многолетних исследований музейных и частных коллекций башкирской народной одежды. В книге раскрыты принципы конструктивно-композиционного построения башкирской народной одежды. Представлены развертки деталей кроя, технология изготовления, схемы расположения декора на натурных образцах башкирского костюма. Также освещены подходы к проектированию современной одежды с элементами башкирского народного костюма.

Монеты в народной одежде и украшениях : [альбом] / Российский этнографический музей ; [научные редакторы: А. Б. Островский, А. В. Ратникова]. – Москва : Бослен, 2019. – 203 с. : ил., цв. ил. – Библиография: с. 252-254 и в подстрочных примечаниях. – ISBN 978-5-91187-339-4. – Текст : непосредственный.

В книге-альбоме, подготовленном научным коллективом Российского этнографического музея, представлена традиция использования монет в костюме и украшениях разных народов. Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск, и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

В структуре альбома применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей. Вступительные статьи разделов дают читателю ключ к пониманию нумизматических, этнографических особенностей бытования предметов, декорированных монетами. В издании представлено около 300 экспонатов, иллюстрации сопровождаются аннотированным научным описанием.

Народное искусство башкир : альбом / составители: С. Авижанская, Н. Бикбулатов, Р. Кузеев. – Ленинград : Советский художник, 1968. – 110 с. : ил. – На русском и башкирском языках. – Текст : непосредственный.

Цель альбома – познакомить читателя с наиболее интересными образцами декоративно-прикладного искусства башкир, созданного народом на протяжении его многовековой истории и донесенного до наших дней. Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка – таковы наиболее характерные формы башкирского искусства.

Нечвалода, Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир / Е. Е. Нечвалода. – Уфа : Китап, 2018. – 210 с., [16] л. цв. ил. : ил. – Библиография: с. 186-196. – ISBN 978-5-295-07010-5. – Текст : непосредственный.

Книга посвящена особому пласту в декоративно-прикладном искусстве башкир – вышивкам по счету нитей основы. В ней рассматриваются вопросы происхождения и развития орнаментальных мотивов башкирской счетной вышивки, их семантики. Башкирский орнамент исследуется в контексте широкого круга аналогий в искусстве народов Евразии.

Нуриджанова, С. А. Читайте полотенца! / Софья Нуриджанова (Хордикайнен). – Уфа : Китап, 2011. – 155 с. : ил., портр. – Указ. имен: с. 146-151. – ISBN 978-5-295-05203-3. – Текст : непосредственный.

В этой книге все башкирские и татарские тканые тастамалы распределены по технике исполнения и отчасти по предполагаемому времени создания. Полотенца других народов Башкирии объединены по их национальной принадлежности. Указаны время появления.

Руденко, С. И. Башкиры : историко-этнографические очерки / С. И. Руденко ; [ответственный редактор Ю. М. Абсалямов] ; Российская академия наук, Уфимский научный центр, Институт истории, языка и литературы, Российский этнографический музей. – [переиздание, с изменениями и дополнениями]. – Уфа : Китап, 2006. – 373 с. : ил. – ISBN 5-295-03899-8. – Печатается по изданию: Руденко, Сергей Иванович. Башкиры : историко-этнографические очерки / С. И. Руденко. – Москва ; Ленинград, 1955. – Текст : непосредственный.

Настоящая книга является переизданием широко известной монографии ученого-этнографа, с изменениями, связанными в основном с введением в 1956 г. последнего свода «Правил русской орфографии и пунктуации». Книга дополнена библиографическим указателем С. И. Руденко.

В ходе работы над изданием была осуществлена пересъемка многих экспонатов из коллекции С. И. Руденко, хранящейся в Российском этнографическом музее, фотографий, которые были использованы в монографии 1955 г

Шитова, С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир : этнографические очерки / С. Н. Шитова. – Уфа : Китап, 2006. – 200 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое, социально знаковое, религиозное значение.

В книге исследуется колоритное искусство южных башкир. В центре внимания типичные для евразийских степей ремесла, связанные, прежде всего, с освоением шерсти: кошмоделие, изготовление сукон и тканей, производство паласов. Представлены наиболее яркие виды декора на мягких материалах: вышивка, аппликация, лоскутная мозаика, украшение тканей кораллами, бисером, серебряными подвесками.

Осмысление богатейшего художественного наследия в контексте формирования башкирской этнической культуры позволило выделить «кочевнический» пласт в башкирском народном творчестве XVIII–XX вв. Историко-культурные аналогии подтверждают древность этих традиций.

Этнографическое описание дополнено рисунками, таблицами узоров, фотографиями. Значительная часть материалов публикуется впервые.

Шитова, С. Н. Ремесла : башкирское народное искусство / [С. Н. Шитова, Ф. Г. Ахатова] ; под общей редакцией С. Н. Шитовой. – Уфа : Инеш, 2015. – 119 с. : цв. ил. – (Традиционная и современная культура Республики Башкортостан). – Авторы указаны в выпускных данных. – Текст : непосредственный.

Книга о башкирском народном искусстве и традиционных ремеслах составлена ведущими специалистами в этой области. Она представляет читателю универсальный материал, широко охватывающий сферу традиционных башкирских ремесел: создание одежды, вышивка, узорное ткачество, паласы и кошмы, обработка кожи и металла, резьба по дереву и изготовление музыкальных инструментов.

Источники:

Андреев, Д. Башкирский орнамент / Данил Андреев. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/page8383927.html (дата обращения: 02.06.2022).

Аппликация. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/81589/ (дата обращения: 02.06.2022).

Башкирская национальная одежда. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/bashnationaldress-ru (дата обращения: 02.06.2022).

Архив рубрики «Декоративно-прикладное искусство башкир». – Текст : электронный // История и культура Башкортостана : [сайт]. – 2012. – URL: https://www.bashculture.ru/archives/category/daa? (дата обращения: 02.06.2022).

Башкирский национальный костюм. – Текст : электронный // ВПлатье.ру : [сайт]. – 2015-2022. – Раздел: Костюмы / Национальные. – URL: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/bashkirskij/? (дата обращения: 02.06.2022).

Башкирский национальный костюм. – Текст : электронный // wLOOKS.ru : [сайт]. – Раздел: Костюмы / Национальные. – URL: https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/bashkirskie/? (дата обращения: 02.06.2022).

Войлок. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=5HvQ0fyaXaQ (дата обращения: 15.06.2022).

Войлок – это не только валенки / автор-составитель Р. Ф. Газизов. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/bashkirskiy-voylok (дата обращения: 02.06.2022).

Вышивки башкирских женщин. 2005 г. – Фильм вышел в 2014 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=iUL_mQ0ATA8 (дата обращения: 15.06.2022).

Давлетшина, З. М. Ткачество/ З. М. Давлетшина. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/76103/ (дата обращения: 02.06.2022).

Декоративно-прикладное творчество и ремесла / С. В. Игнатенко, Н. Х. Хисматуллина, С. Н. Шитова, А. Г. Янбухтина. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2021. – 24 авг. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/104315/ (дата обращения: 02.06.2022).

Игнатенко, С. В. Дерево художественное / С. В. Игнатенко, Н. Х. Хисматуллина. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/84427/ (дата обращения: 02.06.2022).

Игнатенко, С. В. Кожа художественная / С. В. Игнатенко, Н. Х. Хисматуллина. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/85392/ (дата обращения: 02.06.2022).

Мавлютова, З. А. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика / З. А. Мавлютова. – Текст : электронный // Российские регионы: взгляд в будущее : [сайт]. – Москва. – 2014. – Раздел: Мир культуры. – URL: http://futureruss.ru/worldculture/handcraft/bashkirskoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-istoriko-kulturnaya-specifika.html? (дата обращения: 02.06.2022).

Надежда : [клуб любителей лоскутного шитья]. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2021. – 23 авг. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/104524/ (дата обращения: 02.06.2022).

Народные промыслы Башкирии – Республика Башкортостан. – Текст : электронный // Национальный туристический портал Russia.travel : [сайт]. – URL: https://russia.travel/objects/296162/?ysclid=l3v9dbg2el (дата обращения: 02.06.2022).

«Орнамент» Башкирские народные промыслы. Дайджест.2016г. – Фильм вышел в 2016 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=vJRP6GEEgWE (дата обращения: 15.06.2022).

«Орнамент» Национальный костюм башкир. Тамбурное шитье Урала. 2014г. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=U4R8FBkYw9E (дата обращения: 15.06.2022).

Праздник башкирского войлока и паласа. – Текст : электронный // Сельское поселение Казанский Сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан : официальный сайт. – Казанка. – 2017. – 19 июня. – URL: http://kazan.spalshey.ru/2017/06/19/prazdnik-bashkirskogo-vojloka-i-palasa/ (дата обращения: 02.06.2022).

Процесс вышивания (тамбурная вышивка башкир). – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1Z1LwD5cyvY (дата обращения: 15.06.2022).

Роскошные ковры в истории башкир / автор-составитель Р. Ф. Газизов. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/buy-balas (дата обращения: 02.06.2022).

Тамбурная вышивка/ автор-составитель Р. Ф. Газизов. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/tamburnaya_vyshivka (дата обращения: 02.06.2022).

Ткачество/ автор-составитель Г. Акулова. – Текст : электронный // ГУП РБ «Башкирское издательство "Китап"» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа. – 2019. – 4 дек. – Раздел: Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. – URL: https://kitaplong.ru/tkachestvo (дата обращения: 02.06.2022).

Утварь. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/77358/ (дата обращения: 02.06.2022).

Шитова, С. Н. Деревянная утварь / С. Н. Шитова. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/90287/ (дата обращения: 02.06.2022).

Шитова, С. Н. Кожаная утварь / С. Н. Шитова. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/87627/ (дата обращения: 02.06.2022).

Шитова, С. Н. Сарык, обувь из кожи и сукна / С. Н. Шитова. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 10 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/78073/ (дата обращения: 02.06.2022).

Янбухтина, А. Г. Вышивка / А. Г. Янбухтина. – Текст : электронный // Башкирская энциклопедия : [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: http://bashenc.online/ru/articles/84937/ (дата обращения: 02.06.2022).

Селтәр / Башҡорт ҡатын-ҡыҙҙар кейеме. – Фильм вышел в 2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=7RJPzUt8M-k (дата обращения: 15.06.2022).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области