baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Татарские ремесла и промыслы

1

На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство, золотное шитьё, кожаная мозаика, тамбурная вышивка, закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочный промысел.

Среди наиболее известных татарских промыслов выделяется  золотошвейное искусство. Мастерицы расшивали тюбетейки и калфаки, женскую бархатную обувь, борта камзолов и другие предметы одежды.

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах – тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

• Золотное шитьё – Казань.

• Кожаная мозаика – Казань.

• Вышивка – Казань, Кукморский район, Чистополь.

• Узорная обувь – Казань, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.

• Ткачество – Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.

• Войлочное ковроделие – Дубъязы (Высокогорский район).

• Резьба по дереву – Сабинский, Мамадышский районы.

• Кружевоплетение – Рыбная Слобода.

• Ювелирный промысел – Казань, Рыбная Слобода.

• Художественный металл – Арск.

• Керамика – Лаишевский район.

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.

Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту – ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки.

В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции художественных промыслов. Сохраняя преемственность, широко используя национальные орнаменты и традиционную технику, современные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта.

Художественное ткачество

2 29Долгие часы, было время, проводили татарские женщины за ткацким станком. Владели они всеми видами техник узорного тканья: бранного (чуплэм), выборного (теслы чуплэм), многоремизного (кыялап сугу). Но наиболее традиционной и присущей для них была техника закладного ткачества (асалап сугу), которая явилась основой производства, помимо узорных тканей, также безворсовых ковров «келэм», половиков и дорожек.

Наряду с простыми гладкими тканями создавались богатые узорные изделия, украшенные разнообразным геометрическим орнаментом: концы полотенец, занавески, края скатертей, подзоры, фартуки.

Сейчас лишь в отдельных деревнях Татарстана можно встретить мастериц, работающих дома на ткацком станке. В основном они ткут безворсовые дорожки с полосатым многоцветным узором, так называемые паласы. Нарядные красочные половики, полосатые, а иногда с узором в клетку, стелятся на пол, накидываются и на мебель.

Тканное ремесло сохраняется почти во всех деревнях крещенных татар, где, помимо половиков, продолжают также ткать и салфетки, полотенца, другие необходимые в быту изделия несложного технического исполнения – переплетением нитей.

Многое сейчас уже забыто. Не сохранилось мастериц ручного ткачества, работающих в традиционных и некогда прославленных видах тканья, таких как закладное, бранное, выборное со сложными композициями узоров, расцвеченных всеми цветами радуги (как в многоцветных закладках) или в контрастном сочетании белого с красным (традиционные бранные полотенца).

2 31Сейчас данные промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. Изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити «утка» пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении.

Художественная обработка кожи

2 24Тиснение и мозаика – древнейший вид художественной обработки кожи у татар. Замечательными в своем роде уникальными образцами её стали многоцветные узорные ичиги (сапожки).

Известно, что многие сапожки из кожи без каблуков, по-татарски ичиги, читек, получают в прошлом широкое распространение среди тюркских кочевников евразийских степей и относятся к повседневному виду их обуви. Об этом свидетельствуют как письменные источники (Аммиан Марцеллини пишет в конце IV века о ношении кожаной обуви гуннами), так и сохранившиеся изображения западных скифов. Археологические материалы из Пазыркских курганов Горного Алтая середины I тыс. до н.э. дали уникальные образцы хорошо сохранившихся узорных женских полусапожек, а также остатки мужской меховой мозаичной обуви.

Самые ранние дошедшие до нас мозаичные ичиги относятся к первой половине XIX века. До начала XIX века шитье ичигов с мозаичными узорами имело характер домашнего ремесла, но с 40-х годов этого же столетия оно приобретает форму промысла и развивается в рамках мануфактурного производства.

Ичижно-каляпушным делом, куда помимо изготовления узорной обуви, входило также вышивание калфачков и тюбетеек в технике золотошвейной глади, в конце прошлого века занималось до 12 тысяч мастериц. Производилась мозаичная обувь и специально для русского населения. Под «татарские» делались русские узорные сапожки, украшенные вышивкой, в городе Торжке.

2 25В советский период – 1920-е годы – ичижное производство возрождалось вновь и развивалось на новой социально-экономической базе. Кустари-ичижники, разбросанные по разным деревням и селам, объединялись в кооперативы. В них, кроме традиционных видов женской узорной обуви – ичигов, туфель, выпускались, хотя и в небольших сериях, диванные подушки, кисеты для табака, переплеты для альбомов адресов, небольшие декоративные коврики.

На сегодняшний день искусство художественной кожи открывает широкие возможности для становления новых жанров декоративного искусства. В частности, декоративные возможности кожи находят применения в оформлении интерьеров в виде настенных панно и облицовок. Яркие и насыщенные цветом и орнаментом композиции придают интерьеру замкнутость и уют.

Мозаика в интерьере составляет уникальное явление, которое не встретишь в искусстве других народов.

Национальный костюм

2 27Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII – начале XIX вв. Однако он сформировался на протяжении многих столетий и, несмотря на быстротечность моды и меняющиеся эстетические вкусы, сохранил издавна присущий ему комплекс традиционных элементов. Истоки их уходят в культуру древних племен, составивших этническую основу поволжских татар, что и отразилось в формах национального костюма. Это, прежде всего, свободные рубахи – кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражения и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма.

Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба.

Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой – кукрэкчэ и внешний нарядный – изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.

Мужчины же подпоясывали рубахи. Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX века, однако в свадебном обряде его использовали ещё долго.

Штаны с широким шагом были не похожи на турецкие шаровары, потому что их кроили особым образом. Два широких отреза ткани шли на штанины, а третья полоса вшивалась между ними. Из-за кочевнического образа жизни предков, штаны у татар носили и мужчины, и женщины. В городах уже ко второй половине XIX века подобные штаны вышли из бытования, в деревнях их продолжали носить до начала XX века.

Удлинённый свободный камзол носили и татарские женщины, и мужчины. Изначально он был до колен и с рукавами, но постепенно укоротился, исчезли рукава, а силуэт стал более приталенным.

Чапан надевали поверх камзола и не подпоясывали, а носили как накидку. В XIX веке женщины, собираясь выйти на улицу, накрывались от посторонних глаз джиляном мужа, который закрывал голову и почти всё тело. Рукава при этом могли быть подвязаны сзади или свисать по бокам. Чапан дошёл до наших дней как верхняя одежда имама.

В выходном костюме присутствовал бархатный калфак – женский головной убор, который к началу XX века превратился в декоративную наколку. На голове он удерживался мелкими крючками, нашитыми с изнанки. При выходе из дома на калфак накидывали трикотажную шаль.

Пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру. Такие головные уборы сохранились в музеях.

Мужчины носили на голове такыя и каляпуш – две разновидности тюбетейки. Дома носили нижний головной убор, а на улицу надевали поверх него верхний. Сначала появилась такыя – небольшая шапочка из четырёх клиньев ткани, заострённая кверху. Во второй половине XIX века верх такыи стал более округлым, а сама она могла быть из дорогих тканей – шёлка, бархата, парчи. Выходную такыю украшали позументной лентой, вышивкой. Позднее горожане нашивали на такие головные уборы кисточки, следуя турецкой моде.

2 28Из тех же материалов первоначально делали другой головной убор – каляпуш, который в наши дни называют тюбетейкой. Позже каляпуш делали чаще из чёрного или зелёного бархата. У богачей тюбетейки были расшиты золотыми нитями и жемчугом. Особенность татарской тюбетейки была в креплении подклада и верха: между стежками рядов пропускался конский волос, а позднее крученная нить. Так между тканями циркулировал воздух, и голова меньше потела.

Обувь татар сшивали из двух деталей – подошвы и верхней части. Кожаную обувь носили с булгарских времён. Это была обувь горожанок, а на селе её надевали по праздникам.

Мужчины и женщины дома носили читек – сапоги-носки с мягкой подошвой. Чтобы выйти на улицу, они надевали поверх такой обуви чабата или кэвеш. Чабата – калоши из лыка – носили в основном на селе, а горожане предпочитали аналог из толстой кожи на твёрдой подошве – кэвеш.

Мужскую обувь практически не украшали. Разве что в ранних вариантах декорирована была пятка сапога. А вот женские сапоги – каюлы читек – украшали кожаной мозаикой сверху донизу. Такая обувь известна с XVIII века. Узорными также были сапоги итек на невысоком каблуке.

К 1930-1940 годам традиционный татарский костюм практически вышел из обихода. Некоторые элементы остались лишь на селе.

С середины 1990-х началось возрождение татарского костюма. Люди стали интересоваться своими корнями, и дизайнеры начали использовать отдельные элементы костюма – украшения с традиционным татарским орнаментом.

Костюм – это поистине самобытное и уникальное явление в национальной культуре Татарстана. На сегодняшний день в республике работают немало мастериц, изготавливающие уникальные женские и мужские национальные костюмы.

Вышивка и кружево

2 3Вышивка – один из самых традиционных и древних видов художественного творчества татар. Она отличается своеобразием орнаментального языка и яркой полихромией. Наиболее популярной является тамбурная техника вышивания, которая применяется в бытовых, обрядовых предметах и в народном костюме. Вершиной профессионализма в этом виде искусства является золотошвейная гладь, великолепные образцы которой хранятся во многих музеях мира. Появление в Нижегородской и Рязанской областях русского золотого шитья связывается исследователями влиянием татарской вышивки.

Тамбурная вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы – лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Вышивка болгарским крестом. Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский крест напоминает обычную вышивку крестом, только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. Крестом раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

В современных условиях вышивка развивается в творчестве народных мастеров, самодеятельных и профессиональных художников, но на сегодняшний день традиционная тамбурная вышивка уступает место вышивке в технике глади и болгарского креста. Традиционные мотивы, композиции, цветовые решения, орнаментальная трактовка мотивов заменяется объемно-цветовой, реалистической. Популярными стали мотивы цветов и различные композиции из них.

2 26В наши дни татарстанские умелицы расшивают полотенца, скатерти, настенные панно, подушки и пр. Вышивка активно используется в украшении современного костюма, головных уборов и национальной обуви. В последние годы заново осваивается производство текстильной обуви, декорированной цветной вышивкой. Возрождая древние традиции, мастера создают оригинальные образцы валяных сапог с вышивкой по верхнему краю.

Кружевоплетение на коклюшках. Искусство кружевоплетения развивалось в республике в русле традиций русского народного промысла, существовавшего в Казанской губернии до революции. Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Плетением кружев занимались еще крепостные крестьяне, принадлежащие ряду помещиков, которые вывозили их продукцию на рынки Москвы, Петербурга и за границу под видом «брюссельских кружев». Государственные крестьяне тоже активно занимались плетением кружев, продавая их скупщикам, вывозившим продукцию далеко за пределы волжского края. В начале века изделия местных мастериц часто отмечались на всемирных выставках. В основном это были салфетки, дорожки, накидки, воротнички т.п. Для старинных кружев была характерна обводка узора толстой ниткой, что отличала изделия татарских кружевниц от мастеров других областей России. Иной особенностью являлась сложная строчка в виде самостоятельных прошв и кружев.

Лоскутная мозаика

2 7В 18 веке вечера у женщин проходили за прялкой, пяльцами и ткацким станком. Ткань женщины ткали сами, полотна делали шириной 40 сантиметров, что соответствовало крою полотенца или рубахи, чтобы при шитье отходов не оставалось. Постепенно в домашний обиход начали входить недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых составляла 75-80 сантиметров, то есть шире кроя одежды. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками стали удлинять одежду, украшать рубахи, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно.

Так и зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло, непременный атрибут крестьянского дома, знак уюта и гостеприимства.

В наши дни искусство лоскутного шитья привлекает к себе все больше внимания. Появилось много мастеров этого ремесла, создаются клубы, студии, мастерские, которые развивают этот вид искусства.

Роспись и аппликация по ткани

2 2Роспись и аппликация по ткани завоевали широкую популярность у художников Татарстана. Батик в качестве искусства росписи в республике появился в конце 70-х годов. Аппликация по ткани является традиционным в народном творчестве татар, в частности, в женской одежде.

Ковроделие

2 5Ручное ковроделие – старинный народный художественный промысел существует с тех пор, как человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – ковры, хранящиеся в музейных коллекциях, а также записи географов и историков. Изготовление ковров, в частности безворсовое ковроткачество, занимало ведущее место в искусстве и быту древних кочевых предков татар и сохранилось в творчестве последних как пережиточная форма древней кочевой культуры.

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры.

Безворсовые ковры (келем, асалы палас) ткались на станках и обычно сшивались из двух-трех тканых полотнищ, которые обрамлялись неширокой каймой. Орнамент, как и в закладных изделиях геометрический, составленный из крупных уступчатых ромбов, квадратов и других фигур, ритмическими рядами заполняющие поле ковра и контрастно выступающих на его поверхности в сочетании зелено-голубых и золотисто-желтых расцветок. Ведущие орнаментальные мотивы ковров прекрасно вписывались в одноцветный фон и, по используемый гамме цветов, придавали им особую праздничную декоративность и монументальную торжественность. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Сейчас многие традиции ковроткачества утрачены. Однако, искусство продолжает существовать в форме народного ремесла среди татарских мастериц в различных районах республики.

Помимо безворсового, правда в меньшей мере, получило развитие ворсовое ковроделие. Старинные ковры казанских татар до нас не сохранились, однако возможность существования этого промысла в виде организованного ремесла еще в период Казанского ханства, не исключается. Сейчас в республике работают отдельные мастерицы, которые создают ворсовые ковры, как предметы индивидуального творчества.

Ювелирное искусство

2 6Произведения татарских мастеров-ювелиров (кемешче) с изящными скаными узорами и яркостью самоцветов всегда имели мировую известность. Постоянное стремление мастеров к совершенствованию и обновлению художественно-технических средств способствовали созданию уникальной технологии плоской ажурной скани и зернения с ярким «полихромным стилем».

Изысканное мастерство скани и зерни было традиционным и прославленным видом ювелирного искусства казанских татар еще с булгарских времен. Эти традиции были не только развиты, но и обогащены татарскими мастерами более поздних эпох (XVIII-XIX вв.). Они так же, как и булгары, владели в совершенстве техникой чернения, литья, гравировки, глубокой и плоской чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, металлом (золото, серебро), техникой гравировки на самоцветах (глиптика), золочения и серебрения. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос – чулпы, которые вплетали в косы. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Большого умения достигли татарские ювелиры в искусстве огранки драгоценных камней, кроме того, их изделия не клеймились в силу своей оригинальности и характерности.

Многие украшения современных ювелиров связаны с древними архаическими формами ювелирного искусства народов Поволжья, и в то же время стилистически находятся в русле новых изысканий декоративного искусства.

Ювелирные изделия татарских мастеров трудно представить без драгоценных и полудрагоценных камней, самоцветов. Оригинальные украшения с использованием самых неожиданных сочетаний природных камней притягивают взгляд. Глубокое осмысление специфики татарского ювелирного искусства, высокое мастерство и культура обработки материалов, оригинальность творческого мышления характеризуют творчество татарских ювелиров, которые достойно представляют ювелирное искусство республики, всегда бывшее предметом национальной гордости

Художественный металл

2 22Одним из наиболее древних видов народного творчества татар является художественная обработка металла. Она известна по археологическим памятникам булгаро-татарского ремесла VIII-XVI веков. Широкий круг изделий художественного металла был представлен в отделке бытовых предметов, украшений, оружия, конского снаряжения. Материалом для их изготовления служили медь, бронза, серебро, реже – золото, которые обрабатывались техникой литья, тиснения и штамповки (басма), чеканки, гравировки высокого и низкого рельефа.

Использовали разные техники – литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу.

С середины XVI века развитие художественной обработки металла у татар регламентировалось запретами русского царского приказа на производство отдельных видов изделий и поэтому создавались предметы только бытового назначения: металлические кумганы – сосуды для воды с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой, блюда, подносы, кованые сундуки и др. Производились они мастерами – бакырчы, бывшими в каждой татарской деревне. Особенно славились чеканными кумганами мастера Казани. Отличительной особенностью татарских кумганов было украшение их сливных носиков в форме головок животных птиц. Подобные кумганы пользовались большой популярностью среди народов края и по «татарскому типу» производились русские кумганы.

Изредка в татарских деревнях можно и по сей день встретить мастеров, создающих традиционные медночеканные изделия. Встречаются и кузницы, в которых производится горячая обработка металла.

Художественная обработка металла в современных условиях стала областью творчества профессиональных художников. Широкого развития в наше время получило искусство чеканки. Это искусство в изделиях татарских мастеров представлено в трех видах: пуансонная (точечная, фигурная), плоскорельефная и высокорельефная.

Резьба и роспись по дереву

2 23Бытовая и, особенно, домовая резьба по дереву занимала значительное место в народном искусстве татар.

Татарские резчики использовали как твердые (дуб, береза, клен), так и легкие, мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины. При этом применяли специальные деревообрабатывающие инструменты, остальные изделия вытачивали на токарном станке. Богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявлялись в облике сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек.

Архитектура жилища во многом определила специфику художественного строя искусства резьбы по дереву. Мастера варьировали древнейшую технику трехгранно-выемчатой резьбы с наиболее распространенной у казанских татар техникой накладной контурной и глухой резьбы и с появившейся в конце XIX века пропильной резьбой.

В современных условиях искусство резьбы по дереву применяется в украшении различных деталей и архитектурных форм сельских построек, а также в творчестве профессиональных художников Татарстана. Современные мастера-резчики по дереву расширяют традиционные рамки этого вида искусства. Это шкатулки, резные картинные рамы, настенные тарелки, в которых использованы орнаментальные мотивы «арабесок», ленточные узоры булгаро-татарского орнамента.

В последние годы становится популярным такой жанр как резное оформление наружных и внутренних дверей в зданиях общественного назначения – мечетях, учебных заведениях, учреждениях культуры.

Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму (ярко-красные, оранжевые, золотые краски), характерную для национального искусства.

Художественная обработка дерева, в частности, такие виды как резьба и роспись, получила развитие в монументально-декоративной и утилитарно-художественной сущности. Специфика данного вида декоративного искусства состоит в том, что он является преимущественно областью народного творчества, в котором проявился широкий спектр национальных и привнесенных извне традиций.

Художественная керамика

2 4Древнейший вид декоративного творчества татарского народа – прошла сложный путь развития. Исчезнув в археологических слоях второй половины XVI века, она возродилась в наши дни – в творчестве современных художников, привнесших в традиционные изделия новые импульсы.

Глубокие истоки керамической культуры татар, представления о которых можно составить по дошедшим до нас сосудам и фрагментам гончарных изделий волжских булгар и казанских татар периода XV-XVI вв., свидетельствуют о высоком уровне ремесла, в котором утилитарные задачи органично переплетались с декоративными. Наряду с бытовой посудой (кувшины, хумы, кумганы, блюда, чернильницы, светильники, игрушки), в мастерских гончаров создавались также облицовочная глазурованная керамика, фигурные кирпичики. Широко распространенными приемами художественной обработки сосудов, повышающими их декоративные свойства, являлись покрытие ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливой и лощение в виде полос, образующих различный рисунок. Немногочисленные археологические раскопки не дают полной картины развития керамики в период Казанского ханства. Однако клейма на сосудах свидетельствуют о многочисленных гончарных мастерских. В этот период сохраняются те же виды сосудов и изделий, их характерная «булгарская» цветовая окраска, формы и приемы орнаментации, а также способ украшения сосудов зооморфными мотивами, восходящими в своем генезисе к булгаро-аланской керамике и традициям салтовской культуры. Примечательно, что в новых формообразующих исканиях современных художников это традиционная система выразительности находит свое дальнейшее развитие.

Творческие и технологические эксперименты современных художников расширили палитру традиционной керамики. Они привнесли в керамику новые функциональные особенности, качественно новые эстетические свойства.

В начале 80-х гг. прошлого века в республике появляется новый вид декоративно-прикладного искусства – фарфор. Он зародился на базе промышленного производства – Бугульминского фарфорового завода. Небольшой отряд художников осваивает новый для Татарстана вид керамического искусства и накапливает творческий опыт в условиях серийного производства. Художники создают сервизы, наборы и отдельные предметы из таких видов фарфора как бисквит, неглазурованный матовый фарфор, с подглазурной и надглазурной росписью, применяют в декорирование такие ценные материалы, как кобальт, люстр, перламутр и золото.

Широк функциональный диапазон изделий: штофы, подсвечники, чайные и кофейные сервизы, наборы для завтрака, декоративная скульптура. В мелкой скульптурной пластике из фарфора появляются жанровые композиции по мотивам татарского фольклора и народных обычаев. Мастера обращаются к мотивам национального орнамента и в массовых изделиях.

Отдавая дань сегодняшнему времени, современные мастера создают уникальные подарочные образцы. В основном они применяют свободную ручную роспись с использованием мотивов цветочно-растительного орнамента, часто из арсенала татарского народного искусства. Активно используются перламутр и насыщенные цветом росписи из ярких плодов и ягод.

В последние годы ремесленники усиливают поиски декоративности как средства, помогающего найти собственный художественный стиль. В фарфоре проявляется стремление к индивидуальной образности, использованию национальных традиций, как в самой форме, так и в декорирование.

Литература:

Архитектура России. Казань деревянная : альбом / составитель В. И. Курашов. – Москва : КДУ, 2009. – 224 с. : фот.цв. – ISBN 978-5-98227-547-9. – Текст : непосредственный.

Без памяти невозможно ни самосознание отдельного человека, ни самосознание народа. Сохранение ее и является главной идеей данного издания, его позитивной (некритической, непублицистической) задачей. В издании представлены фотографии, сделанные в 2001-2005 гг. Они систематизированы по историческим названиям слобод Казани.

Валеев, Ф. Х. Татарское народное декоративное искусство (XVIII - начало XX в.). Истоки и традиции : монография / Фауд Валеев ; научный редактор [и автор предисловия] Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань : Татарское книжное издательство, 2020. – 219 с. : ил., цв. ил. – ISBN 978-5-298-04098-3. – Текст : непосредственный.

Издание книги осуществлено к 100-летию со дня рождения её автора – выдающегося учёного Фуада Хасановича Валеева. Данный научный труд был завершён в 1980 году в виде докторской диссертации и посвящён исследованию народного декоративного искусства, составляющей ядро татарской нации этнической группы казанских татар. В главах монографии автор раскрывает истоки и развитие традиций художественного ткачества и ковроделия, вышивки и золотошвейного дела, кожаной мозаики, ювелирного искусства, резьбы по камню, оформления жилища и домовой резьбы по дереву. Глубокий анализ базируется на обширных материалах научных экспедиций, осуществленных учёным в 1950-1970-е годы в сёла Волго-Уралья, коллекциях российских музеев, сводах письменных источников. Результаты и выводы исследования подкреплены данными археологических и этнографических изысканий, сравнительным анализом творчества этнических групп татар и близких им тюркских и мусульманских народов. Издание богато иллюстрировано авторскими фотографиями и рисунками, реконструкциями, таблицами.

Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Р. У. Шагеева. – Москва : Советский художник, 1990. – 228 с. : ил. – На обл. авт. не указаны. – ISBN 5-269-00265-5. – Текст : непосредственный.

В настоящем издании при помощи разнопланового иллюстративного материала представлены жизнь и декоративное искусство казанских татар. Произведения татарских мастеров раскрывают картину развития в исторической жизни народа таких видов искусства, как узорное ткачество и ковроделие, вышивка тамбуром и золотое шитье, искусство резьбы по камню и дереву, кожаная мозаика и ювелирное искусство, керамика и искусство каллиграфии. Все эти виды творчества имеют свой веками выработанный комплекс орнаментальных форм и мотивов, композиционных и ритмических построений, свою специфику и изобразительный язык.

Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Ф. Ф. Гулова. – Казань : Татарское книжное издательство, 1980. – 80 с. : ил. – Текст : непосредственный.

В книге рассказывается об особенностях одного из самых распространенных видов татарского народно-прикладного искусства - вышивке. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространенными среди татар приемами вышивания и интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы.

Завьялова, М. Татарский костюм : Из собрания Государственного музея Республики Татарстан / М. Завьялова. – Казань : ЗАМАН, 1996. – 256 с. : ил. – ISBN 5-89052-004-0. – Текст : непосредственный.

В альбоме представлена коллекция Национального музея Республики Татарстан по традиционной одежде татарского народа, начиная с VIII по начало XX века. Издание включает как отдельные детали одежды, являющие собой самостоятельную художественную ценность, так и комплексы, наиболее полно передающие стиль татарского костюма.

Мухамедова, Р. Г. Татарская народная одежда = Татар халык киемнэре : общественно-политическая литература / Р. Г. Мухамедова. – Казань : Татарское книжное издательство, 1997. – 224 с. : ил. – Текст на татарском и русском языках. – ISBN 5-298-00625-6. – Текст : непосредственный.

Мухамедова, Р. Г. Народный костюм татар-кряшен : [альбом] / Р. Г. Мухамедова ; Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный центр татарского фольклора. – Казань : Слово, 2005. – 159 с. : ил. – Текст на татарском и русском языках. – ISBN 5-98356-020-4. – Текст : непосредственный.

Настоящая книга-альбом знакомит с традиционной одеждой татар-кряшен (кон. XIX - нач. XX вв.). Издание призвано оказать практическую помощь фольклорным коллективам, художникам и костюмерам театров, киностудий в подборе и изготовлении такой одежды. Книга составлена на основе фактического материала.

Нуриджанова, С. А. Читайте полотенца! / Софья Нуриджанова (Хордикайнен). – Уфа : Китап, 2011. – 155 с. : ил., портр. – Указ. имен: с. 146-151. – ISBN 978-5-295-05203-3. – Текст : непосредственный.

В этой книге все башкирские и татарские тканые тастамалы распределены по технике исполнения и отчасти по предполагаемому времени создания. Полотенца других народов Башкирии объединены по их национальной принадлежности. Указаны время появления.

Платье царицы Сююмбике и современный татарский костюм = Сөембикә-ханбикә күлмәге һәм заманча татар костюмы = Dress of Tsarina Syuyumbike and modern Tatar costume / автор текстов: Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань : Заман, 2019. – 287 с. : рис., фот. цв. – (Тат деко = Tat deco). – Текст на русском, татарском и английском языках. –ISBN 978-5-4428-0135-4. – Текст : непосредственный.

Книга освещает этапы деятельности ООО «Туран Арт» со времени основания в 1992 году. Выявляется его вклад во главе с учредителем и директором С. К. Хайбрахмановой в национальную культуру Республики Татарстан, раскрывается творческая и производственная активность народных мастеров и профессиональных художников в сфере народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства татар. Книга иллюстрирована архивными и документальными фотографиями из коллекции ООО «Туран-Арт».

Сергеева, Н. Г. Татарская вышивка : издания для досуга / Н. Г. Сергеева. – Казань : Магариф, 2005. – 47 с. : ил. – ISBN 5-7761-1467-5. – Текст : непосредственный.

Сулейманова, Д. Н. Интерьер татарского дома. Истоки и развитие / Д. Н. Сулейманова. – Казань : Татарское книжное издательство, 2010. – 141 с. : цв.ил. + 16 л. – ISBN 978-5-298-01858-6. – Текст : непосредственный.

В книге, основанной на широком круге источников, описывается и анализируется интерьер татарского дома, такие его составляющие, как внутренняя планировка, предметная среда, декоративное убранство, семантика. Раскрывается этническая специфика интерьера, прослеживается его развитие на протяжении XVIII-XX вв., выявляются региональные и локальные особенности.

Суслова, С. В. Татарский костюм : историко-этнологическое исследование : [монография] / С. В. Суслова ; Академия наук Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. – Казань : Татарское книжное издательство, 2018. – 239 с. : ил., цв. ил. – Библиография в подстрочных примечаниях. – ISBN 978-5-298-03723-5. – Текст : непосредственный.

Монография посвящена истории формирования народного костюма волго-уральских татар, особенностям генезиса его этнорегиональных комплексов (казанско-татарских, мишарских, касимовских, кряшенских). Исследованы причины и пути формирования общенационального татарского костюма; выявлены современные тенденции его трансформации; представлена и научно обоснована визуально-художественная реконструкция ряда утраченных донациональных и средневековых форм костюма. В качестве сравнительного анализа широко привлечены материалы по костюму сибирских, астраханских, крымских татар, а также других тюркских, финно-угорских и славянских этносов Евразии.

Суслова, С. В. Татарские ювелирные украшения / С. В. Суслова ; редактор Р. Г. Мухамедова. – Казань : Татарское книжное издательство, 1980. – 55 с. : ил. – Текст : непосредственный.

В книге дается очерк татарского ювелирного искусства, типов женских украшений, техники их исполнения.

Татары / составитель С. Ионин. – Москва : Голос-Пресс, 2007. – 384 с. : ил. – (Культурное наследие народов России). – ISBN 978-5-7117-0127-9. – Текст : непосредственный.

В книгу включены материалы, рассказывающие о путях развития культуры татар с древнейших времен до наших дней. В издании представлены яркие памятники литературного творчества, народные песни и байты татарского народа, произведения классической и современной литературы, песенно-музыкального творчества (лирико-эпические, шуточные песни, частушки-такмаки, песни-сказы); представлены произведения народного декоративно-прикладного искусства (золотое шитье, аппликация, резьба по камню и дереву, ювелирные изделия), живописи, графики. Рассказывается о выдающихся деятелях Татарии. Книга снабжена справочным материалом и комментариями.

Татары / Академия наук Республики Татарстан, Институт им. Ш. Марджани АН РТ ; [ответственный редактор: Хакимов Р. С., составитель: Габдрахманова Г. Ф.]. – Казань : [б. и.], 2010. – 70 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

Татары : [монография / Аксанов Анвар Васильевич, Аксянова Галина Андреевна, Бушуев Алексей Сергеевич и др.] ; ответственные редакторы: Г. Ф. Габдрахманова [и др. ; Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Академия наук Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани]. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Наука, 2017. – 799 с., [24] л. цв. ил., карты : ил., табл. – (Народы и культуры). – Авторы указаны на с. 792-793. – Библиография: с. 738-788. – ISBN 978-5-02-039988-4. – Текст : непосредственный.

Труд написан ведущими учеными России и представляет собой наиболее полную сводку историко-этнографических знаний о татарах - втором по численности народе Российской Федерации. Публикация дополнена материалами новых исследований в области национальной истории и культуры татар Волго-Уральского региона РФ с привлечением сравнительных материалов по Западной Сибири, Нижнему Поволжью и ряду государств ближнего зарубежья. Значительно обновлен объем источников по этнической истории и исторической демографии, по традиционному хозяйству и быту, материальной и духовной культуре, по смежным дисциплинам: антропологии, диалектологии, лингвистике, этносоциологии.

Ахсан Фатхутдинов = Akhsan Fatkhutdin = Әхсән Фәтхетдин : живопись. Резьба по дереву. Деревянная скульптура / редактор: Равиль Файзуллин ; ответственный редактор: Ильсияр Хайруллина ; составитель: Таисия Жаворонкова. – Казань : Рухият, 2002. – 219 с. : ил., цв. ил., портр. – Текст на русском, татарском и английском языках. – ISBN 5-89706-025-8. – Текст : непосредственный.

Ахсан Саримович Фатхутдинов (1939-2012) – живописец, скульптор, мастер резьбы по дереву, народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Творчество Ахсана Фатхутдинова неожиданным образом совмещает богатое культурное наследие татарского народа и современные средства изобразительного искусства. Его смело можно считать первым художником в истории татарского искусства, который обратился в своем творчестве к доисламскому языческому периоду культуры татарского народа. Ахсан Фатхутдинов создал уникальные произведения искусства, которые стали своеобразными символами всего Татарстана. Кроме того, он принимал деятельное участие в художественном оформлении городских зданий и объектов, среди которых музыкальное училище, аэропорт Бегишево, гостиница «Кама», парк аттракционов, кафе «Экият» и множество других.

Шкляева, Л. М. Народное искусство домовой резьбы у татар Среднего Поволжья середины XX - начала XXI века : семантика и стилевые особенности : [монография] / Л. М. Шкляева ; научный редактор Р. Р. Султанова. – Казань : Татарское книжное издательство, 2020. – 127 с. : ил., цв. ил. – ISBN 978-5-298-04097-6. – Текст : непосредственный.

В монографии представлены исторически сложившиеся национальные особенности современного искусства домовой резьбы по дереву у казанских татар, кряшен и мишарей Среднего Поволжья, а также стилеобразующие элементы и факторы образно-художественного решения традиционного фасада дома. Рассматривается семантическое значение орнамента в декоре экстерьера строений.

Источники:

Выставка «золотые руки мастеров: народные промыслы татар». – Текст : электронный // Татобзор.ру : [сайт]. – Казань, 2019-2022. – URL: https://tatobzor.ru/tatarskoe-iskusstvo? (дата обращения: 18.05.2022).

Валеева-Сулейманова, Г. Татарское искусство / Гузель Валеева-Сулейманова. – Текст : электронный // izi.TRAVEL : [сайт]. – URL: https://www.izi.travel/ru/6b08-7-vystavka-zolotye-ruki-masterov-narodnye-promysly-tatar/ru#b2d2-kostyum-molodoy-zhenshchiny-kazanskie-tatary/ru (дата обращения: 18.05.2022).

Декоративно-прикладное искусство: ремесло и творчество. – Текст : электронный // К 100-летию образования Татарской АССР : [сайт]. – Казань. – URL: Подробнее: http://100tatarstan.ru/structure/profile/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-remeslo-i-tvorchestvo?ysclid=l3myl1nzq2 (дата обращения: 18.05.2022).

Дорфман, А. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар / Александра Дорфман. – Текст : электронный // АиФ-Татарстан : [сайт]. – Казань. – 2017. – 29 сент. – URL: https://kazan.aif.ru/culture/kaloshi_iz_lyka_chapan_i_kalyapush_kak_na_samom_dele_vyglyadela_odezhda_tatar? (дата обращения: 18.05.2022).

Дорфман, А. Канитель и филигрань. Почему татары утратили свои уникальные промыслы? / Александра Дорфман. – Текст : электронный // АиФ-Татарстан : [сайт]. – Казань. – 2017. – 19 янв. – URL: https://kazan.aif.ru/culture/kanitel_i_filigran_pochemu_tatary_utratili_svoi_unikalnye_promysly? (дата обращения: 18.05.2022).

Народные промыслы РТ. – Текст : электронный // Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан : [сайт]. – Казань. – 2021. – 9 февр. – URL: https://remeslo.tatarstan.ru/prom.htm (дата обращения: 18.05.2022).

Резьба по дереву. – Текст : электронный // Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica : [сайт]. – Казань,2022. – URL: https://izo-museum.ru/kollektsii/prikladnoe-iskusstvo/tatarskoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-respubliki-tatarstan?ysclid=l3mulj0c92 (дата обращения: 18.05.2022).

Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан. – Текст : электронный // Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан : [сайт]. – Казань. – URL: https://izo-museum.ru/kollektsii/prikladnoe-iskusstvo/tatarskoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-respubliki-tatarstan?ysclid=l3mulj0c92 (дата обращения: 18.05.2022).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области