Русские народные промыслы: художественная керамика
«Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон».
Н. Денисов
Сегодня мы расскажем об удивительном старинном ремесле – о глиняных игрушках.
Русское керамическое искусство началось не только с изразцов, украшавших княжеские палаты на византийский манер, и рельефных расписных плиток, придававший особый колорит старинным церквям. Наряду с производством кухонной утвари, простой и практичной, в разных районах страны рождалось народное искусство – игрушки, свистульки и посуда, расписанные на особый манер.
Гжельская роспись
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор.
Гжель – не только село и промысел, а целый гончарный край. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Гжельская глина – стратегический ресурс. В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов. Во времена Петровы шла на керамику – мастерили кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду. При императрице Елизавете, когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину – для первого фарфорового завода в России. Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I. Отправка шпионов успеха не принесла – справились ученые. Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.
К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель – да так бело-синей и осталась. Наносится гжельский узор черным кобальтом. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.
Все секреты росписи – в «Азбуке мазков». Гжельские сюжеты – это пышные розы, зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… Любимый узор гжельских мастеров – роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Александр Салтыков – граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.
На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:
• посуда;
• вазы;
• подсвечники;
• статуэтки;
• лампы;
• часы;
• шкатулки;
• камины;
• люстры;
• чайники, и пр.
Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.
Профессионалы высокого класса – технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.
Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор – откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» – посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.
Дымковская роспись
«Не свисти – денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Родина дымковской игрушки, город Киров на реке Вятке. Уже более 400 лет здесь лепится рукотворная игрушка из красной глины. После обжига при температуре 800–900 градусов, она расписывается уникальными орнаментами и украшается ромбиками сусального золота и золотой потали.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.
Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты – бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю – к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд, которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.
Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Филимоновская роспись
Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи – скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.
По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.
Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.
К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские – кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором – платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры – петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Свистульки делали из мягкой нежирной глины – синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.
Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.
До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.
Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета – желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный – тепло и красоту, зеленый – весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» – создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.
Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым – глаза-точки.
Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.
В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки. В его экспозиции представлены не только местные изделия, но и другие народные промыслы – романовская, суджанская, воронежская, кожлянская игрушка, а также копии греческих фигурок из глины 1400–1100 годов до н. э. В музее проходят лекции по истории промысла, мастер-классы по лепке и росписи свистулек.
С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам.
Каргапольская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка – традиционный промысел в Архангельской области. Фигурки использовали как обереги и как игрушки для детей.
Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI-XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.
Посуду в Каргополье делали все – мужчины, женщины, дети, начиная с 8-9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.
Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.
Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных – оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.
Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя – популярного героя народных сказок, песен и преданий.
Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них – Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя – конская (в самых старых вариантах – собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.
Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, – Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую – в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная – зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая – как бы сделавшим выбор.
Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.
Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.
В конце XIX – начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью – мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии – воду, колосья, зерна и другие растительные узоры – землю и богатый урожай.
Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше.
Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.
В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица – Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.
Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв – потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета умеренно — иначе готовое изделие выглядело бы аляповато.
В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых – целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.
Абашевская игрушка
Абашевская игрушка – самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде Пензенской губернии (ныне Спасский район Пензенской области) во второй половине ХVIII века. Казалось бы, обычные фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия.
В 1919-1920-х годах в Спасске гостил известный артист театра и кино, коллекционер крестьянской игрушки Н. М. Церетелли. Он познакомился с Ларионом Фроловичем Зоткиным, оригинальным абашевским мастером-игрушечником, и написал о нем в своей книге «Русская крестьянская игрушка», изданной в 1933 году.
Поскольку абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов.
Промысел начал угасать. Его возрождение связано с именем Тимофея Никитича Зоткина, представителя одной из старейших творческих династий села. Приобщившись к семейному искусству ещё в детстве, в 1960-е годы он начал активно заниматься изготовлением абашевской игрушки, собрав воедино и творчески развив все специфические и лучшие черты этого самобытного промысла. Изделия мастера отличаются высочайшим художественным уровнем, полны неистощимой фантазии и мягкого юмора. Т.Н. Зоткин создал новое направление в абашевской керамике – декоративную скульптуру малых форм. Его работы были отмечены дипломами персональных выставок в Пензе, наградой выставки Московской Олимпиады 1980 года, приобретены художественным фондом страны.
Абашевская игрушка – это всегда игрушка-свистулька (в самом селе их называли «дудками»). Основными образами абашевской игрушки являются животные – коровы, козы, бараны, собаки со щенками, птицы, олени. Изображения людей представлены барынями в платьях по моде конца XIX века и военными всадниками в форме образца 1812 года. Уникальным, ни в одном другом промысле не встречающимся персонажем абашевской игрушки, является олень с рогами – «ёлочкой». Ещё одна особенность абашевской игрушки – роспись: изделия раскрашивают «вглухую» (целиком всю фигурку) масляной краской. Традиционные цвета – красный, синий и зелёный с оттенками; современные мастера добавили к этой палитре оранжевую краску. Как правило, вся фигурка выкрашена в один цвет, только у барынь отдельные части наряда могут отличаться цветом или оттенками. Отдельные детали фигурок подкрашивают бронзовой краской, имитирующей позолоту (реже используют серебряную краску).
Сейчас в селе Абашево работают керамисты В. А. Ворожейкин, Е. И. Аникеева и её брата П. И. Краюшкин, И. И. Кукушкин, М. А. Липаткин, В. И. Бегаев. Как и Т. Н. Зоткин, они, опираясь на сложившиеся веками традиции промысла, не боятся придумывать и создавать новое. Их стараниями в галерею образов абашевской игрушки вернулись горделивые кони, забавные «львы», всадники в треуголках петровского времени и в островерхих стрелецких шапках, козлики с загнутыми, словно у барана, концами рогов. Секреты мастерства у них перенимают абашевские школьники – правнуки и праправнуки старых гончаров-«дудошников». Это означает, что растёт смена – молодые мастера, которым предстоит развивать абашевский гончарный промысел в ХХI веке.
Ида Сафиевна Калимуллина – исследователь гончарного мастерства является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория.
Жбанниковская игрушка
Жбанниково – деревня Городецкого района Нижегородской области. Земли, пригодной под пашни, там было сравнительно немного. А потому население района испокон веков занималось не столько сельским хозяйством, сколько разнообразным промыслом. Чего только не делали жители старинных деревень возле Городца! И глиняную посуду, и шитье золотое, и ткали, и пряли, но главная гордость – игрушки из дерева и глины.
Глина в этой местности непростая – черная с золотой россыпью. А при обжиге и вовсе становится красной. Сначала из нее делали жбаны для кваса, поэтому село и получило свое название. А потом и свистульки.
Жбанниковская свистулька – это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Нижегородские ярмарки потому и вошли в историю, что торговля там шла очень бойкая. Чтобы покупатель не прошел мимо прилавка, продавцы старались на все лады. Нанимали плясунов с медведями, которые «ломали комедию», музыкантов с гармошкой и опытных зазывал, которые могли перекрыть ярмарочный шум зычными криками – или гудением свистульки.
Так что как инструмент для бизнеса свистулька из Жбанникова с ее чистым, громким звуком была совершенно незаменима.
Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма – пирамидка на трех ногах-основах – символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова – здоровье в семью.
Имел свое значение и каждый цвет. Белый – жизнь, красный – солнце, тепло и любовь, желтый – цвет хлеба, зеленый – роста, синий – неба, черный – плодородия, золотистый – денежного достатка. Видимо, чтобы в каждую игрушку вместилось как можно больше хороших символов, мастера делали их очень яркими и нарядными. Туловище глиняного животного красили в один яркий цвет, а сверху тычком наносили целую россыпь точек, пятен или полосок другого оттенка. Иногда изделия расписывали под хохлому.
Секреты мастерства часто передавали по наследству, поэтому в Жбанникове появились целые династии «свистулечников».
Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.
Карачунская игрушка
«Я купила самовар
С белою полудою,
Знаменит наш Карачун
Глиняной посудою…»
(Н. Буйленко. Частушка)
В Воронежской области, недалеко от поселка Рамонь, на высоком берегу реки Воронеж, стоит село Карачун. Село это древнее, горшечное. В окрестностях современного Карачуна издревле жили люди. Были найдены городища первых веков нашей эры и V-III веков до нашей эры.
Образовалось село вокруг основанного в конце XVI века Карачунского мужского монастыря. Местные краеведы утверждают, что гончарное ремесло жители села переняли у послушников монастыря. Процветал гончарный промысел там, начиная с конца XVIII века.
Карачунская глиняная игрушка является историко-культурным наследием Воронежской области. Ценность технологии ее изготовления заключается в том, что мастера до сегодняшнего дня сохранили старинные традиционные приемы лепки.
Самая распространенная в Воронежской губернии – рыжая глина, но бывает розовая, зеленая, белая и черная. Черная глина при обжиге, становится ярко-белой. А больше всего мастера ценят редкую синюю глину. На выходе из печки керамика приобретает цвет топленого молока.
Обычно мастера смешивают несколько глин. Использую смесь черной, серой и коричневой.
Главное отличие карачунской игрушки от подобных ей из соседних губерний в том, что она без особых прикрас, сюжет самый простой. Тут нет чудных сказочных героев, всё только из окружающей действительности. Выполняется она из красной глины с прозрачной поливой зеленоватого оттенка.
Среди мастеров карачунского гончарного промысла за последнее столетие больше всего известна фамилия Лямзиных.
Лямзин Василий Иванович – последний сельский гончар, сохранивший приемы и традиции древнего ремесла. Более пятидесяти лет проработал он в местной артели, а прославился своими особыми игрушками. «Лямзинские игрушки» – так их называют теперь. Его работы хранятся в фондах Воронежского областного краеведческого музея, музеях прикладного искусства в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Сергиев-Посаде.
После Василия Ивановича и его жены «потешный промысел» продолжили рамонские художницы Галина Котельникова и её ученица Людмила Дедова.
Галина Ивановна Котельникова училась лично у В. И. Лямзина. Её самая известная ученица – Людмила Дедова, она опытный мастер со стажем более 20 лет. Заниматься игрушечным промыслом в селе Карачун начинают с детства.
Теперь о карачунской игрушке знают во многих уголках России. Пусть история и творчество карачунских мастеров сохраняются и продолжаются потомками.
Ковровская игрушка
Гончарный промысел на этих землях развивался благодаря богатым залежам красной и голубой глины на берегах Клязьмы. Археологические находки доказывают, что посуду, а также игрушки и свистульки здесь лепили ещё в XII – XVI веках. История народного глиняного промысла оборвалась в конце XIX века, но в начале 90-х годов ХХ века была вновь воссоздана.
Красочную и самобытную ковровскую игрушку отличает жанровость и сюжетность, она с юмором изображает быт крестьян или сказочных персонажей: скоморохов, водящих хоровод девушек, влюблённую парочку, милующуюся у берёзы, спящего на печи деда, сценку из известной сказки про репку. Среди популярных сюжетов – русская баня, ярмарка, чаепитие и парочка у плетня.
Ковровскую игрушку лепят из голубой глины, используя красную для деталей или в качестве связующего вещества. В отличие от дымковской или филимоновской игрушки, ковровские игрушки отличаются вниманием к реалистичным, тщательно прописанным подробностям. У берёзы вылеплен каждый листочек и нарисована каждая маленькая черточка на стволе, у барыни в ушах серёжки, на сарафане завязочки, а на пальцах колечки, в печки стоят крошечные глиняные пирожки, и у каждого персонажа лицо отрисовано до мельчайших деталей, передавая настроение и характер.
Сегодня «Глиняный промысел» на Ковровской земле достойно представляет ООО фабрика «Ковровская глиняная игрушка», основателем и бессменным руководителем которого является Баранова Нина Павловна, уроженка города Коврова. Возродившаяся в 90-е годы прошлого столетия, Ковровская глиняная игрушка завоевала любовь и признание во всем мире, покоряя сердца детей и взрослых своей красочностью, разнообразием сюжетов, добрым юмором. Для Ковровской глиняной игрушки характерна богатая цветовая гамма, ярко выраженный русский национальный колорит. В сюжетах композиций преобладают жанровые сцены русского быта, русских народных сказок. Большое разнообразие окарины, музыкального инструмента (в народе – свисток) в виде персонажей людей, зверей, сказочных героев.
Ковровская глиняная игрушка активно сотрудничает с туристическими фирмами, принимая небольшие группы туристов. В настоящее время на фабрике создан небольшой салон, где выставлены работы мастеров фабрики, проводятся мастер – классы по изготовлению и росписи глиняной игрушки.
Кожлянская игрушка
Кожлянская игрушка – это небольшая свистулька, является русским народным промыслом. Основная детская забава – это игры, а они просто немыслимы без игрушек. Издавна люди изготавливали для детей различные поделки из подручных материалов – глины, дерева или ткани. Мастера искусно вырезали фигурки зверей и людей, шили тряпичные куклы, лепили из глины животных и неведомых существ. Малышам делали звонкие погремушки из дерева, а детишкам постарше лепили глиняные игрушки-свистульки, которые издают звуки и своими яркими узорами привлекают внимание.
Практически в каждой российской губернии существовал гончарный промысел. Преимущественно ремесленники занимались производством посуды, а из остатков лепили игрушки. С развитием промышленности спрос на глиняную посуду резко упал, а вот игрушки так и остались востребованным товаром.
Родина кожлянской игрушки – деревня Кожля Курской области.
Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Предметы быта и игрушки делали из дроняевской глины. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится песочного цвета, практически белой. Если в других областях народные игрушки подкрашивали белый цветом, то основной оттенок кожлянских фигурок – натуральный, песочный, обязательно здесь присутствуют неокрашенные части. Свежую глину, по старорусским рецептам, замачивают в воде на пару недель, тщательно разминают, чтобы не было комков и камешков. Сама игрушка изготавливается из цельного куска глины, без «налепов» и иных составных деталей. Основные персонажи, которых лепили мастера: барыни с котятами и корзинами, всадники, птицы, бараны и, конечно же, козочки. Для росписи игрушек ремесленники использовано четыре основных цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Раньше использовали природные краски, сегодня рисуют акриловыми, гуашевыми и другими. Как раньше, так и сейчас в краски добавляют молоко, для того чтобы цвет узоров был ярким и сочным, и сырое яйцо, чтобы краска была стойкой. Еще в краску могли добавлять сахар для придания блеска.
Основные узоры, используемые для росписи игрушек: крестики, точки, полосы, сетки и круги. Предметы гардероба, головные уборы персонажей, гребни птичек и рога коз и баранов традиционно окрашивали сплошным цветом, обязательно ярким – малиновым или фиолетовым.
Размер кожлянских игрушек различен – от 5 до 30 см. Мелкие фигурки самые простые, большие же считаются вершиной мастерства. Главная задача мастера – сделать музыкальную игрушку. Само тельце игрушки полое. Как только готов корпус, необходимо сделать правильное отверстие, чтобы при дуновении создавался определенный свист. У игрушки может не быть ножек, ручек или головы, но свистулька должна быть обязательно.
До сих пор жители деревни Кожля продолжают заниматься ремеслом создания глиняных игрушек. Стоит упомянуть настоящих мастериц: Валентину Венедиктовну Ковкину, сестер Дериглазовых Ольгу Ивановну и Ульяну Ивановну, Анастасию Неволину, Татьяну Коробову и семью Тимофеевых. В 2008 году в Курском районе открыто муниципальное учреждение культуры «Центр народных традиционных промыслов», где выставлены уникальные образцы кожлянских игрушек, которые хранят в себе историю наших предков, их представления о красоте, природе и окружающем мире.
Плешковская игрушка
Плешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района Орловской области в XVII веке. Свое название деревня получила благодаря местности, когда-то вокруг деревни простирались густые леса, а из-за скудности, неплодородности земли здесь образовалась плешина. В связи с этим крестьяне не могли заниматься пахотными работами, но, в тоже время, скудная почва оказалась богатой глиной, что послужило толчком для развития горшечного производства и глиняной игрушки. Деревня Плешково славилась своими мастерами, глиняными товарами, ярмарками, на которые съезжался народ не только из соседних деревень, а также из Орла.
Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на левой руке. Также популярны изображения домашних животных: коров, петухов, баранов. В строгих формах плешковской игрушки улавливается близость к древнерусскому языческому искусству. Пленит эта игрушка и своим колоритом, яркие краски здесь уступают место сдержанным пастельным тонам. Плешковская глина включает в себя мельчайшие кусочки слюды, что придает ей после обжига красивый оттенок и искристость, а пористость материала – то свойство, которое подсказало мастерам-игрушечникам решение в выборе декора игрушки. Краска, впитываясь, оставляет на плешковских игрушках светлые нежные тона, которые красиво сочетаются с необычным природным цветом глины. Изготовление плешковской народной игрушки относится к промыслам, обходившимся без краски, или же использующих краску очень мало. Такие игрушки лепились из местной глины золотистых оттенков и не требовали замысловатой росписи. Чтобы получить симпатичные свистульки, мастеру оставалось только провести на фигурках несколько полосок. Вероятно, неосознанно для творцов, в таких игрушках проходила связь крестьянина с кормилицей-землей.
После угасания промысла, в середине ХХ века, традиции плешковской игрушки продолжали Малютина Ольга Даниловна, Малютина Евдокия Николаевна, Иванилова Александра Михайловна.
Продолжают традиции плешковского промысла единственные ученики А. М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова.
Романовская игрушка
Романовская игрушка получила свое название от одноименного села, расположенного недалеко от Липецка. Позднее село поделилось на части и та часть, к которой относят романовскую игрушку, стала называться село Троицкое. Романово возникло еще в XVI веке, бояре Романовы образовали здесь поселение для своих крестьян. А в 1614 году близкий родственник царя М.Ф. Романова Иван Никитович построил острог, и село стало называться городом, ныне село Ленино.
Окрестности были полны залежами глины (черной, белой, красной, желтой), что способствовало возникновению и развитию гончарного промысла среди местного населения. Крестьяне делали из глины посуду и игрушки-свистульки, часть для себя, а часть продавали. Игрушку по местности назвали «романовской».
В XIX веке, почти в каждом дворе села Романово стояли горны для обжига гончарных изделий. Зола из печей служила, как удобрение. Вместе с золой в землю попадали осколки игрушек и посуды, которые до сих пор находят местные жители.
Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение «грубости» глины.
В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки.
Популярной игрушкой является «Романушка» – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник – землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.
В селе Троицкое находится единственный в области Центр романовской игрушки, основанный в 1986 году Виктором Маркиным. Сначала Виктор Маркин открыл кружок для обучения ремеслу лепки из глины в сельской школе, затем появилась еще одна мастерская. Сейчас первые ученики Маркина собирают уже свои группы и обучают народному ремеслу новых ребятишек. Виктор Маркин обучался ремеслу у потомственного гончара Ивана Фёдоровича Гункина, который был безусловным мастером своего дела. Виктор Маркин также ввел новые сюжеты в образ романовской игрушки. Например, Сирин – птица счастья. Образ восходит к древнегреческим сиренам. Это полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. Сирин и её противоположность – Алконост являются традиционным изобразительным сюжетом русского искусства. Сейчас другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец. Кроме птицы счастья у Виктора Васильевича есть ещё множество разнообразных образов игрушки: петухи с гребнем-полусолнцем, утки с утятами, барыни-романушки, танцующие медведи, всадники и т. д.
Композиции глиняных игрушек повторяются в различных стилях глиняного ремесла. Романовскую игрушку выделяет среди прочих запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Наивность и мягкость образа народной игрушки сохраняется в каждой свистульке и романушке, изготавливаемой романовскими мастерами.
Скопинская игрушка
Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки.
Как и посуду, игрушки лепили из светло-коричневой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращали на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировании изделий эту особенность. При работе они применяли чаще всего темно-коричневую глазурь с добавлением окиси марганца, ярко-зеленую с окисью меди, густо-желтую с окисью железа и реже синюю кобальтовую.
Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны – они крепки, выразительны, темпераментны.
Особенно любимым является образ легендарной птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
Встречаются и такие сюжеты, как всадник, доярка с коровой и др. Существенная деталь: группы фигурок обычно размещаются на плоской подставочке с как бы обрубленными не лепными и не заглаженными краями. Так делают только в Скопине – неровный обрез усиливает впечатление энергичной подвижности зверей-свистулек.
Старооскольская игрушка
Старооскольский глиняный промысел зарождается в конце XVI – начале XVII века. Самые яркие сюжеты старооскольской игрушки оказались связаны с историей города-крепости Старого Оскола. Белгородская земля богата необычной беложгущейся и красножгущейся глиной, которая пользовалась огромным спросом у местных мастеров, была основным материалом для изготовления глиняных игрушек и свистулек.
Игрушки расписывались охрой – природным пигментом, состоящим из окиси железа с примесью глины. Такая краска давала бледно желтый цвет. Игрушки украшались примитивно – прямыми и волнистыми линиями, веточками и уголочками. Чаще всего правый и левый бока игрушек имели разный рисунок. Тем не менее, элементарная роспись была очень символична. Звездочки и крестики означали Солнце, прямые линии – Землю, волнистые – Воду, веточки – Дерево, листочки – Цветы.
В начале ХХ века игрушечный промысел стал исчезать: глиняные игрушки не выдерживали конкуренции с фабричной продукцией. Однако нельзя сказать, что промысел был утрачен полностью. В 1950-е годы была предпринята попытка возродить старооскольскую игрушку. Однако настоящий интерес к ней вернулся в 80-е годы ХХ века. Его возрождение связано с именами старейших мастериц Евдокии Михайловны Тарарыевой (в девичестве Гончаровой), Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-е годы ХХ века, Ларисы Павловны Шамыгиной. Изучая их творчество, выросло уже не одно поколение современных мастеров.
В наши дни гончарный игрушечный промысел активно развивается. Государственными культурными организациями Старого Оскола приложены большие усилия для сохранения игрушечного мастерства. В городе работают мастерские, где трудятся целые коллективы мастеров, обладающие большим творческим потенциалом, мастерством работы с глиной, непритворно любящие свою работу. Среди них можно выделить Елену Абрамову, Татьяну Шиян, Наталью Никишину, Оксану Рощупкину, Екатерину Кравченко, Валерия Шевцова, Валентина Пырьева.
Талашкинская игрушка
Игрушка названа в честь народных промыслов, организованных на рубеже XIX-XX веков в селе Талашкино Смоленской области художником, меценатом и коллекционером княгиней М.К. Тенишевой с группой прогрессивных художников того времени: Репиным, Врубелем, Александром и Альбертом Бенуа, Рерихом, Коровиным, Куреным, Малютиным, Зиновьевым, Бекетовым, Билибиным и мнгими другими.
Талашкино, наравне с Абрамцевым, было самым известным и значительным культурным центром дореволюционной России.
Представленная на этой странице игрушка выполнена художником-керамистом Ольгой Гусаровой в память тем великим и неизвестным мастерам, творившим в Талашкинских мастерских с любовью к русскому искусству.
Тульская городская игрушка
Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
Восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе занимаются Ирина Дмитриевна Бежина и Ольга Алексеевна Андреева.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.
Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища.
Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.
Хлудневская глиняная игрушка
Одним из очагов народного творчества была деревня Хлуднево Калужской области. В тех краях в почве много глины, из-за чего было трудно выращивать урожай. Таким образом, жители деревни и приноровились к гончарному искусству. В давние времена мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины, тем временем, лепили игрушки и свистульки.
Хлудневская игрушка многообразна по композиции и сюжету. Основное направление – древо жизни, являющееся оберегом, в исполнении ощущается близость человека с природой. Каждая игрушка имеет особый смысл за счет наполнения дерева различными животными, птицами и орнаментами.
Игрушки делают разные: это и свистульки, называемые соловьи, сопелки, гудухи, и погремушки. Также популярны игрушки-перевертыши, они обычно совмещают в себе несколько сюжетов. Лепят забавные маленькие горшочки со вставленными внутрь свистками, которые издают звук, похожий на пение соловья, если налить воды в горшочек и подуть.
Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Так же используются квадраты с вписанными в них крестами и точками. Самый распространенный – солярный знак солнца (кресты, треугольники, квадраты, свастики). Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали, перья птиц, очертания и части туловища животных.
Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига изделия глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, основополагающий цвет хлудневской игрушки.
Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма.
Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха и т. д.
Ярославская майолика
В Интернете сведения о ярославской майолике сильно разнятся. Некоторые источники сообщают, что исторически она не менее известна, чем жостовские подносы, палехские шкатулки и каргопольская игрушка. Все сходятся в одном, что зародилась майолика в Испании на острове Майорка в XVI веке. От названия острова пошло и название ремесла.
Ярославская майолика появилась в 1992 году, до этого такого понятия как «ярославская майолика» не существовало вовсе. Дворцы, усадьбы и храмы украшала самая обычная майолика, технологию изготовления которой завезли в Россию голландцы и итальянцы еще при царе Петре I. Предметы из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожженные в специальной печи, можно было встретить в самых различных интерьерах вплоть до революционных времен. А потом майолика потеряла свою популярность, стала считаться слишком вычурной, яркой.
В 1992 году художник – Наталья Михайловна Павлова и Евгений Вячеславович Шепелёв, в прошлом директор художественного производственного фонда – основали фирму «Майолика», позднее переименованную в «Мастерская Майолики Павловой и Шепелёва».
Расписывают фигурки ярославской майолики исключительно вручную, в технике «a la prima» – рисунок наносится по сырой эмали, с первого раза. Живописец должен работать точно и аккуратно, не допуская ошибок, т.к. их нельзя «поправить».
На подготовку каждого специалиста-живописца, который работает с ярославской майоликой, уходит не менее двух лет. И это при том, что у человека может иметься специальное художественное образование и значительный опыт работы с керамикой. Дело в том, что сама технология росписи обычно осваивается живописцами довольно быстро, а вот на закрепление навыков внимательной и точной росписи «с первого раза» тратится гораздо больше времени.
Яснополянская керамика
В 1997 году на базе музея «Ясная Поляна» был создан отдел декоративно-прикладных ремесел Музея-усадьбы. Мастера отдела создали новый, прежде не существовавший художественный стиль в керамике, который наиболее полно передает светлый поэтический образ Ясной поляны.
Богатый растительный мир яснополянского заповедника, отношение Льва Николаевича к народной культуре, семейным традициям находят воплощение в художественно-декоративных работах из глины. В основу положена роспись ангобами – разноцветными глинами. В этих местах было найдено восемь видов глины с разными цветовыми оттенками. После обжига изделия приобретают терракотовый, белый, желтый и коричневые цвета. По своим природным качествам глина здесь уникальная, пригодная для гончарных работ и лепки.
Образы глиняной игрушки представляют собой героев рассказов Л. Н. Толстого.
В основе художественной росписи – растительный орнамент, передающий красоту и богатство яснополянской флоры. При создании рисунка авторы изделий опираются на примеры гербария, собранного еще женой Льва Николаевича – Софьей Андреевной. На многих изделиях присутствует декоративное украшение, сплошным кольцом огибающее сосуд или вазу, название которому – «венец». Это воспоминание о живых венцах, надевавшихся на посуду при совершении народных обрядов. Такой орнамент являлся добрым оберегом, символом изобилия.
Все изделия изготавливаются вручную по старинным технологиям. Сначала мастер работает над формой предмета на гончарном круге, после изделие должно высохнуть, далее начинается этап декорирования. Мастера используют два вида глины: гончарную и для декора. Керамика украшена ангобной росписью (глиной по сырой глине), с гравировочной разживкой. Основная тематика украшения изделий – растительный и животный мир, встречаются и птицы.
Литература:
Детям о народных промыслах России / составитель О. Н. Алексеева ; рисунки Л. Б. Пароевой. – Санкт-Петербург : Паритет, 2017. – 95 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-93437-426-7. – Текст : непосредственный.
Книга рассказывает о возникновении, развитии и особенностях традиционных народных промыслов России. Декоративно-прикладное искусство приобщает к культурно-историческому наследию своего народа, передает красоту родного края, прививает художественный вкус и помогает гармоничному развитию личности. Читатель познакомится с разными видами росписи и керамики, деревянными и глиняными игрушками, кружевоплетением, валянием и берестяным промыслом. Отдельная глава посвящена промыслам Ленинградской области. Ребенок узнает историю создания русской матрешки, научится отличать филимоновскую игрушку от дымковской и каргопольской, оятскую посуду от гжели, а хохломскую роспись от городецкой и жостовской, он раскроет для себя секреты мастерства каждого промысла. На страницах книги можно найти ответы на разные вопросы: какая игрушка была популярна во времена Пушкина, почему гжель голубого цвета, а хохлому называют золотой, просто ли свалять валенок и сплести кружево и что такое береста.
Дайн, Г. Л. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся / Г. Л. Дайн. – Москва : Просвещение, 1994. – 288 с. : ил. – ISBN 5-09-003308-0. – Текст : непосредственный.
Автор книги, кандидат искусствоведения, сотрудник Научно-исследовательского института художественной промышленности, рассказывает о встречах с мастерами игрушки во время поездок и экспедиций по нашей стране.
Книга богато иллюстрирована наиболее интересными образцами народных игрушек из собрания Художественно-педагогического музея игрушки РАО, произведениями из частных коллекций.
Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 191 с. : ил. – Библиогр.: с. 188-190 (71 назв.). – Текст : непосредственный.
Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Поэтому мы бережно храним народную игрушку как национальный исторический памятник.
Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки.
Для специалистов, а также широкого круга читателей — любителей русского народного искусства.
Дьяконов, Л. В. Дымковские, глиняные, расписные / Л. В. Дьяконов. – Москва : Художник РСФСР, 1969. – 128 с. : ил., фот. цв. – Текст : непосредственный.
Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубокую древность. Но писаная история дымковских игрушек, как она постепенно раскрывается перед нами в достоверных свидетельствах очевидцев, охватывает всего лишь последние полтора века.
Маленькие чудеса : очерки / составитель Н. В. Тарановская ; художник А. Аземша. – Ленинград : Детская литература, 1981. – 207 с. : фот. – Текст : непосредственный.
Богато иллюстрированный сборник очерков, написанных сотрудниками Государственного Русского музея, о русском народном искусстве, о мастерах, о традициях и о возрождении промыслов в наши дни.
Клиентов, Алексей Евгеньевич. Народные промыслы / художник А. М. Саморезов. – Москва : Белый город, 2007. – 48 с. : цв.ил. – (История России). – На обл. авт. не указан. – На обл. в подзаг.: карта «Народные промыслы России». – ISBN 978-5-7793-1329-2. – Текст : непосредственный.
Очередная книга из серии для детей «История России» посвящена народным промыслам. Хохлома, Палех, Мстёра… Это названия не только российских сёл, но и народных промыслов. Изделия русских мастеров красноречиво показывают богатство традиций России и открывают тайну народной души. К интересному, доступному тексту и красочным иллюстрациям для наглядности приобщена и карта «Народные промыслы России».
Народное художественное творчество: керамический промысел в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала : материалы региональной научно-практической конференции, 28 марта 2013 года, [г. Екатеринбург : сборник статей] / Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; [составитель М. Павлова ; редактор А. Мехнецов]. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 56 с. : [4] л. ил. – ISBN 978-5-8295-0221-8. – Текст : непосредственный.
Перминова, Н. Дымковская расписная / Н. Перминова. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1979. – 128 с. : цв.ил. – Текст : непосредственный.
Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубокую древность. Но писаная история дымковских игрушек, как она постепенно раскрывается перед нами в достоверных свидетельствах очевидцев, охватывает всего лишь последние полтора века.
Русские художественные промыслы. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2011. – 183 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые). – ISBN 978-5-989086-317-4. – Текст : непосредственный.
Эта книга познакомит читателя с прекрасными произведениями старых народных мастеров, даст возможность посмотреть на мир их глазами, прикоснуться к тайне коллективного творчества и увидеть новые авторские работы, созданные в русле народного искусства. Об истории и современном состоянии художественных промыслов России рассказывают искусствоведы, сотрудники музеев, хранители уникальных коллекций.
Традиции изготовления народной глиняной игрушки : методическое пособие / Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; [составитель, редактор: М. М. Павлова ; ответственный за выпуск: Г. Ю. Полухина]. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 32 с. : ил. – (Серия «Уроки мастера»). – ISBN 978-5-8295-0280-5. – Текст : непосредственный.
Федотов, Г. Я. Большая энциклопедия ремесел / Г. Я. Федоров. – Москва : Эксмо, 2008. – 608 с. : ил. – (Академия мастерства). – ISBN 978-5-699-23903-0. – Текст : непосредственный.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины, соломы – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Изящные, привносящие уют вещи, изготовленные своими руками, – лучшая награда мастеру. А вот о том, как стать мастером, выбрать подходящий материал, подготовить его и сделать поделки, радующие глаз и душу, вы узнаете из нашей энциклопедии. Описание главных приемов обработки, необходимых инструментов, простые и подробные чертежи и схемы, наглядные цветные рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления оригинальных декоративных работ. Книга поможет вам овладеть навыками замечательных ремесел, раскроет их маленькие и большие секреты, даст полезные советы, а все остальное решат ваши фантазия и вдохновение!
Федотов, Г. Я. Глина и керамика : руководство / Г. Я. Федоров. – Москва : Эксмо, 2004. – 160 с. : ил. – (Академия мастерства). – ISBN 5-04-009207-5. – Текст : непосредственный.
Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, является изделием из обожженной глины – керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г. Я. Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.
Федотов, Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла : руководство / Г. Я. Федотов. – Москва : АСТ-Пресс, 1999. – 142 с. : ил. – ISBN 5-7805-0459-8. – Текст : непосредственный.
Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливых мастеров самые обычные книги превращались в истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Книга, которую вы держите в руках, станет верным помощником в освоении азов гончарного ремесла. Прочитав ее, вы узнаете, как можно заготовить и как обработать глину, познакомитесь с самыми разными способами формовки глиняных сосудов. в том числе и на гончарном круге. При желании сможете своими руками вылепить игрушку, настенное панно и многое другое. Вы научитесь украшать готовые изделия, а также глазуровать и обжигать. Полученных сведений будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги. Все остальное будет зависеть от вашего вкуса и фантазии, трудолюбия и пытливости. Приступая к работе с глиной, помните странную русскую поговорку: не боги горшки обжигают...
Юранова, А. А. Куклы и игрушки своими руками : [100 лучших моделей / А. А. Юранова]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 255 с. : ил. – (Для дома, для семьи). – Автор указан перед выпускными данными. – ISBN 978-5-373-04246-8. – Текст : непосредственный.
Очаровательные куклы, милые мишки, глиняные свистульки, игрушки дымковские и филимоновские, пластилиновые куклы и звери, поделки из каштанов, орехов, желудей, соломы и других природных материалов, оригами, изделия из дерева, пенопласта и проволоки, вязаные игрушки – любую модель вы легко воплотите в жизнь.
Книга снабжена пошаговыми инструкциями и иллюстрациями, которые помогут вам не только слепить, сшить, вырезать, склеить или связать понравившиеся игрушки, но и создать настоящий кукольный театр.
Источники:
Абашевская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 16 июня. – URL: https://russianarts.online/1088-abashevskaya-igrushka/ (дата обращения: 28.04.2022).
Абашевская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=35&id_song=231&sortir=1 (дата обращения: 28.04.2022).
Абашевская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/abashevskaya-igrushka.html (дата обращения: 28.04.2022).
Абашевская керамика. – Текст : электронный // Промыслы.рф : [сайт]. – 2022. –URL: https://промыслы.рф/company/view/9 (дата обращения: 28.04.2022).
Волшебный мир народной игрушки. – Фильм вышел в 2018 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=MJQ44_nR7Yc (дата обращения: 05.05.2022).
Гжель – от XVII века до наших дней. – Текст : электронный // Доклад Плюс. Краткие сообщения по школьным предметам : [сайт]. – URL: http://www.doklad-plus.ru/izo/gzhel.html (дата обращения: 20.04.2022).
Гжель. История промысла. – Текст : электронный // История вещей. Интернет-журнал об истории создания всего, что нас окружает : [сайт]. – 2013-2022. – URL: https://история-вещей.рф/posuda/gzhel-istoriya-promyisla.html (дата обращения: 20.04.2022).
Горбунова, А. Романовская глиняная игрушка / Анна Горбунова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=romanovo& (дата обращения: 28.04.2022).
Горбунова, А. Хлудневская глиняная игрушка / Анна Горбунова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=hludnevo& (дата обращения: 04.05.2022).
20 оттенков синего / интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/52335/20-ottenkov-sinego (дата обращения: 20.04.2022).
Детская городецкая: история деревянной игрушки. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/101858/detskaya-gorodeckaya-istoriya-derevyannoi-igrushki (дата обращения: 20.04.2022).
Диафильм онлайн : виртуальный музей. – Текст : электронный // Российская государственная детская библиотека : [сайт]. – Москва, 2005-2022. – URL: https://diafilm.online/#!foyer (дата обращения: 05.05.2022).
Дымковская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/dymkovskaya-igrushka.html (дата обращения: 27.04.2022).
Дымковская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 8 июня. – URL: https://russianarts.online/693-dymkovskaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Жбанниковская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2016. – 12 июля. – URL: https://russianarts.online/75658-zhbannikovskaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Жбанниковская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/zhbannikovskaya-igrushka.html? (дата обращения: 27.04.2022).
Загадки узоров русских росписей. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei (дата обращения: 20.04.2022).
Игрушки наших предков. – Фильм вышел в 2013 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=38DYl5hR2pw (дата обращения: 28.04.2022).
История хлудневской игрушки. – Текст : электронный // Дом мастеров : [сайт]. – Калуга, 2022. – URL: https://dmkaluga.ru/istoriya-xludnevskoj-igrushki (дата обращения: 04.05.2022).
Карачунская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2016. – 8 июля. – URL: https://russianarts.online/74215-karachunskaya-igrushka/ (дата обращения: 30.04.2022).
Карачунская игрушка. Современное развитие промысла. – Фильм вышел в 2016 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://youtu.be/bUR1Ab5NMAU (дата обращения: 04.05.2022).
Кирилина, И. История филимоновской игрушки / Ирина Кирилина. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/254549/istoriya-filimonovskoi-igrushki (дата обращения: 22.04.2022).
Кирилина, И. Каргопольская игрушка / Ирина Кирилина. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka (дата обращения: 20.04.2022).
Ковровская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Фабрика «Ковровская глиняная игрушка» : [сайт]. – Ковров. – URL: https://kovrovremeslo33.ru/ (дата обращения: 28.04.2022).
Ковровская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 22 июня. – URL: https://russianarts.online/1659-kovrovskaya-glinyanaya-igrushka/ (дата обращения: 28.04.2022).
Ковровская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=50& (дата обращения: 28.04.2022).
Ковровская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Промыслы.рф : [сайт]. – 2022. – URL: https://промыслы.рф/info/view/kovrovskaya_glinyanaya_igrushka? (дата обращения: 28.04.2022).
Кожлянская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2017. – 14 мая. – URL: https://russianarts.online/105179-kozhlyanskaya-igrushka/ (дата обращения: 28.04.2022).
Кожлянская (курская) игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/kozhlyanskaya-kurskaya-igrushka.html (дата обращения: 28.04.2022).
Королькова, В. Глиняная игрушка / В. Королькова. – Текст : электронный // Туристический портал Владимирской области : [сайт]. – Одоев, , 2014‑2022. – URL: https://www.tourism33.ru/guide/crafts/clay-toys/? (дата обращения: 28.04.2022).
Кузнецов, С. В. История промысла / С. В. Кузнецов. – Текст : электронный // Музей «Филимоновская игрушка» : [сайт]. – Одоев, 2009-2022. – URL: http://filimonovo-museum.ru/toy/history.html (дата обращения: 27.04.2022).
Митленко, С. Роспись из Гжели, или Как возник национальный промысел / Светлана Митленко. – Текст : электронный // МирТесен. Социальная сеть : [сайт]. – 2021. – 19 апр. – URL: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43153855166/Rospis-iz-Gzheli-ili-Kak-voznik-natsionalnyiy-promyisel (дата обращения: 20.04.2022).
[Музей «Дымковская игрушка: история и современность»]. – Текст : электронный // Союз художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» : [сайт]. – Киров, 2011-2021. – URL: http://dymkatoy.ru/ (дата обращения: 20.04.2022).
Маякова, О. Народные промыслы России : цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны / Оксана Маякова. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Спецпроекты. – URL: https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/?utm_source=KRF_email&utm_medium=email&utm_campaign=29_04_22 (дата обращения: 05.05.2022).
Наследники творчества Тимофея Зоткина». – Текст : электронный // Пензенский государственный краеведческий музей : [сайт]. – Пенза. – URL: http://km-penza.ru/nasledniki-tvorchestva-timofeya-zotkina/?ysclid=l2ipqwx3nj (дата обращения: 20.04.2022).
Пензенская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Русское географическое общество. Пензенское областное отделение : [сайт]. – Пенза, 2013-2022. – URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-otdelenii/publikacii/penzenskaya-glinyanaya-igrushka? (дата обращения: 28.04.2022).
Плешковская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2017. – 12 нояб. – URL: https://russianarts.online/125586-pleshkovskaya-glinyanaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Плешковская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/pleshkovskaya-igrushka.html (дата обращения: 28.04.2022).
Плешковская игрушка. – Текст : электронный // Промыслы орловской области : [сайт]. – Орел, 2022. – Раздел: Орловская игрушка. – URL: http://orel-promisly.ru/pleshkov.html (дата обращения: 28.04.2022).
Плешковская игрушка. – Фильм вышел в 2015 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://youtu.be/ocL74iXEn3g (дата обращения: 28.04.2022).
Приглашение в Абашево. – Фильм вышел в 2013 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=zCtEWbwn6zI (дата обращения: 28.04.2022).
Про народные игрушки. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/narodnaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Романовская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2018. – 26 июня. – URL: https://russianarts.online/128427-romanovskaya-glinyanaya-igrushka/ (дата обращения: 28.04.2022).
Романовская игрушка. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=22& (дата обращения: 28.04.2022).
Романовская игрушка. – Текст : электронный // Липецкая областная универсальная научная библиотека : [сайт]. – Липецк, 2022. – Раздел: Краеведение. – URL: https://lib48.ru/kray/kultura/romanovskaya-igrushka?ysclid=l2izzzc9yg (дата обращения: 28.04.2022).
Романовская игрушка. – Текст : электронный // Центр по сохранению народных промыслов : [сайт]. – Липецк. – URL: http://romanovigr.ru/#rec148932875 (дата обращения: 28.04.2022).
Русская народная глиняная игрушка : диафильм для детских садов и I класса начальной школы / автор В. Сыч ; консультант С. Морозова ; художник-оформитель Т. Носкова ; редактор И. Кремень. – Москва : Диафильм, 1990. – 1 дф. [ТУ 19-241-82] (42 кадра) : цв. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : электронное // Диафильмы бесплатно : [сайт]. – URL: https://diafilm.net/diafilm/2049-russkaya-narodnaya-glinyanaya-igrushka (дата обращения: 05.05.2022).
Свисти – и деньги будут! – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/93235/svisti-i-dengi-budut (дата обращения: 27.04.2022).
Симачев, П. Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы / Петр Симачев. – Текст : электронный // Мастер и дело : [сайт]. – 2019. – 11 июня. – Раздел: Роспись. – URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-i-osnovy-uralo-sibirskoj-rospisi.html? (дата обращения: 20.04.2022).
Скопинская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/skopinskaya-igrushka.html (дата обращения: 30.04.2022).
Скопинская игрушка. – Текст : электронный // Музей «Филимоновская игрушка» : [сайт]. – Одоев, 2009-2022. – URL: http://www.filimonovo-museum.ru/toy/436/445.html (дата обращения: 30.04.2022).
Скопинская керамика. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2016. – 23 янв. – URL: https://russianarts.online/40968-skopinskaya-keramika-2/ (дата обращения: 30.04.2022).
Скопинская керамика. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=14& (дата обращения: 28.04.2022).
Старооскольская глиняная игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2017. – 31 июля. – URL: https://russianarts.online/110857-starooskolskaya-glinyanaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Старооскольская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/starooskolskaya-igrushka.html (дата обращения: 27.04.2022).
Степаненко, Е. Абашевская игрушка: история возникновения / Елена Степаненко. – Текст : электронный // SYL.ru : [сайт]. – 2017. – 13 февр. – URL: https://www.syl.ru/article/294206/abashevskaya-igrushka-istoriya-vozniknoveniya (дата обращения: 28.04.2022).
Талашкинская игрушка. – Текст : электронный // Музей «Филимоновская игрушка» : [сайт]. – Одоев, 2009-2022. – URL: http://filimonovo-museum.ru/toy/436/770.html (дата обращения: 04.05.2022).
Традиционные технологии изготовления старооскольской глиняной игрушки. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/objects/2937/tradicionnye-tekhnologii-izgotovleniya-starooskolskoi-glinyanoi-igrushki?ysclid=l2hjgyps5q (дата обращения: 27.04.2022).
Тульская городская игрушка. – Текст : электронный // Музей «Филимоновская игрушка» : [сайт]. – Одоев, 2009-2022. – URL: http://filimonovo-museum.ru/toy/436/447.html (дата обращения: 04.05.2022).
Тульская городская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2016. – 7 окт. – URL: https://russianarts.online/92360-tulskaya-gorodskaya-igrushka/ (дата обращения: 27.04.2022).
Тульская городская игрушка. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=tula& (дата обращения: 04.05.2022).
Русские народные промыслы. Тульская игрушка. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=U_vPu8z7iks (дата обращения: 04.05.2022).
Учебный фильм урало-сибирская роспись.wmv. – Фильм вышел в 2012 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=5MNFciHtAHQ&t=4s (дата обращения: 13.03.2022).
Филимоновская игрушка. – Текст : электронный // ИгрушкаПоиск : [сайт]. – Москва, 2011-2022. – Раздел: Про народные игрушки. – URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/zhbannikovskaya-igrushka.html? (дата обращения: 27.04.2022).
Францек, Л. Скопинская керамика / Лариса Францек. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2008. – апр. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=skopin& (дата обращения: 28.04.2022).
Францек, Л. Ярославская майолика / Лариса Францек. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=maiolika& (дата обращения: 28.04.2022).
Хлудневская игрушка. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 15 июня. – URL: https://russianarts.online/922-xludnevskaya-igrushka/ (дата обращения: 04.05.2022).
Что такое ярославская майолика? – Текст : электронный // Торгово-промышленная палата Ярославской области : [сайт]. – 2021. – 21 окт. – URL: https://yartpp.ru/news/detail/yaroslavskaya-mayolika/? (дата обращения: 04.05.2022).
Чурилова, Ю. Карачунская глиняная игрушка / Юлия Чурилова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=karachunskaya& (дата обращения: 30.04.2022).
Чурилова, Ю. Кожлянская глиняная игрушка / Юлия Чурилова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=kozhlyanskaya& (дата обращения: 28.04.2022).
Чурилова, Ю. Колокольчики в традициях Чернышенской глиняной игрушки / Юлия Чурилова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=pleshkovskaya& (дата обращения: 28.04.2022).
Чурилова, Ю. Яснополянская керамика / Юлия Чурилова. – Текст : электронный // Колокольная галерея : [сайт]. – 2005-2022. – URL: https://www.showbell.ru/promysly/?st=yasnayapolyana& (дата обращения: 28.04.2022).
Яркая «дымка». – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/53344/yarkaya-dymka?ysclid=l2himct159 (дата обращения: 27.04.2022).
Ярославская майолика. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/55131/yaroslavskaya-maiolika?ysclid=l2rb9zowxg (дата обращения: 04.05.2022).
Ярославская майолика. – Текст : электронный // Славль : [сайт]. – Ярославль, 2022. – URL: https://slavl.ru/blog/25209/ (дата обращения: 04.05.2022).
«Яснополянская керамика». – Текст : электронный // Музей «Ясная Поляна» : [сайт]. – URL: https://ypmuseum.ru/event/252?ysclid=l2rezf19jz&attempt=1 (дата обращения: 04.05.2022).
svasti asta. Гжель – история промысла и фото / svasti asta. – Текст : электронный // Перуница : [славянский сайт]. – 2009-2022. – URL: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9566-gzhel-istoriya-promysla-i-foto.html (дата обращения: 20.04.2022).