Русские народные промыслы. Русские лаки: Федоскино. Холуй. Мстёра
Родиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.
Сегодня мы поговорим о федоскинской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюре.
ФЕДОСКИНО
В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Все изменила мода на табак и путешествие в Германию. Ассортимент фабрики расширили за счет табакерок. Предприимчивый купец побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы.
Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную – живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения.
Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.
Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо – золотого двуглавого орла.
Главное отличие русского лака от европейского – ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.
Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором – «сканью» из золотых и серебряных пластинок. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз. На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.
Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера объединились в артель. При помощи мецената Саввы Морозова промысел удалось сохранить. Смену растили в школе миниатюрной живописи. С 1930 года здесь хранится коллекция лаковой миниатюры ХIХ века.
Самая известная федоскинская табакерка принадлежала Ивану Тургеневу. Уезжая из России в Париж, писатель подарил любимую лаковую вещицу своему другу – поэту Якову Полонскому. Сейчас раритет можно увидеть в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома.
МСТЁРА
Слобода Мстера, расположенная в одном из красивейших мест Владимирщины, с XVIII века славилась иконописцами и реставраторами. Мстёрский мастер мог безошибочно распознать подлинную старину среди закопченных иконных досок, расчистить позднейшие записи до «живого» слоя и с величайшим терпением воссоздать открывшееся изображение. Такое ремесло оттачивало руку и остроту глаза, прививало мастерам чувство гармонии красок, красоты и музыкальности линий, совершенства композиционных построений.
Мстёрские иконописцы умели и без образцов создавать «подстаринные письма». Заказчики «стильных» икон (преимущественно богатые старообрядцы) оговаривали через офеней и скупщиков-посредников, в каком именно стиле следует писать – в «московском», «греческом», «новгородском» или «строгановском». Учитывая вкусы заказчика, мстёрский мастер сохранял некоторые внешние признаки древних писем в технических приемах письма, колорите, трактовке пейзажа и архитектуры. В остальном же – в характеристике святых, композиционном размещении персонажей, рисунке – мастер был самостоятелен и изобретателен.
В икону тем самым проникал реализм, близкий народному лубку. Этот реализм был еще более заметен в иконах, рассчитанных на широкий рынок или сделанных «от себя», в которых святой обычно изображался на фоне пейзажа со стадами, путниками и зверями.
Творческие поиски мстёрских живописцев после Октябрьской революции привели к трансформации иконных образов и традиций в искусство, стилистически неотрывное от древней живописи, но носящее более светский и менее каноничный характер. В сюжетах мстерских росписей появились жанровые и бытовые сцены. Отдельной темой, в которой отчасти сохранились традиции иконописи, стали иллюстрации к древним русским летописям и сказаниям, а также патриотические и батальные сюжеты.
К искусству лаковой миниатюры мстёрцы пришли не сразу. В 1919 году мастера образовали «Союз мастерских иконописцев и всех реставраторов и лиц, соприкасающихся с иконописью», через два года – «Кооперативно-промысловую артель народной живописи по дереву», в которой делали примитивную деревянную мебель и «малевали» масляными красками картины-коврики на вкус непритязательного покупателя. И только в 1930 году живописцы, выделившиеся в самостоятельную артель «Пролетарское искусство», стали осваивать лаковую живопись.
Технология производства лаковых изделий из папье-маше была заимствована мстерцами у мастеров Федоскина. В общих чертах она такова: полосы картона промазывают клейстером, наматывают на деревянный или металлический каркас, прессуют, сушат. Это – основа будущих изделий. Прессуют пластинки для донышек и крышек. Заготовки пропитывают льняным маслом и после закалки в сушильных шкафах тщательно обрабатывают, грунтуют и лакируют. Получаются изящные коробочки, шкатулки, ларчики, папиросницы, игольницы, пудреницы, покрытые черным лаком снаружи и алой киноварью внутри. Крышки этих изделий украшают яркой миниатюрной росписью и золотым орнаментом.
Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.
В Русском музее хранится прекрасная коллекция русских лаков: лучшие из произведений экспонируются в Михайловском дворце, в залах флигеля Росси. Здесь представлены Федоскино, Холуй, Мстера и Палех.
ХОЛУЙ
Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года.
Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай – дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их – живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Стиль холуйской миниатюры складывался постепенно на протяжении нескольких десятилетий. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Художники Холуя писали и пишут не только миниатюры, но также большие панно для оформления светских зданий и учреждений, делают книжные оформления, театральные декорации, роспись мебели и фарфора, сотрудничают с ювелирами. И никогда не забывали иконопись.
Коренное отличие холуйской миниатюры от других аналогичных производств было заложено с самого начала: по совету А.В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Ещё одно существенное отличие искусства Холуя – это большое внимание к изображению человека.
Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.
Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе.
Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Сейчас творческий процесс направлен на возрождение иконописи, создаются миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве, в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.
Каждый из четырех центров лаковой миниатюры в России имеет свой музей, в котором хранятся работы старейших мастеров, начинавших трудное дело освоения промысла, и современных художников. Именно здесь можно понять динамику развития миниатюры в крае, сохранения традиции, передачи опыта старших поколений.
Государственный музей Холуйского искусства был создан местными жителями на общественных началах и открыт в 1959 году. Население села много лет собирало готовые изделия у себя в домах, а потом не жалея отдавало ценные вещи в сельский музей. Сюда несли миниатюры, эскизы рисунков, иконы, книги, альбомы, а также такие бытовые вещи, как старые денежные знаки, портреты и глобусы. К изучению и описи дарений были привлечены известные ученые, которые оказали неоценимую помощь в создании коллекций. Самая значительная из них – иконы холуйского письма. Это основа музея, участвующая в выездных выставках, учебных занятиях, семинарах. Богата коллекция вышивки, в собрание входят работы рукодельниц от XIX века до наших дней. Холуйские вышивальщицы изготовили занавес для Кремля, что говорит об их высоком профессионализме.
➥ Источники:
99 икон художников села Холуй. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=xGIl7WwqDBA (дата обращения: 24.02.2021).
Государственный музей Холуйского искусства. – Фильм вышел в 2016 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ycY7FF8HGtk (дата обращения: 25.02.2021).
Загадки узоров русских росписей. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei (дата обращения: 10.02.2022).
Искусство холуйской миниатюрной живописи. – Текст : электронный // Перуница : [сайт]. – 2009-2022. – URL: //www.perunica.ru/chistiy_ist/9847-iskusstvo-holujskoj-miniatjurnoj-zhivopisi.html (дата обращения: 25.02.2022).
История лаковой миниатюры. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ArCrtK5sysE (дата обращения: 24.02.2021).
Коромыслов, Б. Мстёра. Лаковая миниатюра / Б. Коромыслов. – Текст : электронный // Тайны старого сундука : [сайт]. – 2009-2020. – URL: http://oldchest.ru/painting/mstera-lakovye-miniatury/ (дата обращения: 10.02.2022).
Лаковая миниатюра. – Текст : электронный // Виртуальный Русский музей : [сайт]. – Санкт-Петербург. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/typology/lakovaya_miniatyura.php (дата обращения: 10.02.2022).
Москалева, М. Ю. Холуйская роспись по дереву и лаковая миниатюра / М. Ю. Москалева. – Текст : электронный // Ивановский областной координационно-методический центр культуры и творчества : [сайт]. – Иваново, 2022. – Раздел: Специалистам культуры. – URL: http://ivcult.ru/sp-cult/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/966-kholujskaya-rospis-po-derevu-i-lakovaya-miniatyura (дата обращения: 25.02.2022).
Мстёра. – Текст : электронный // Всероссийский музей декоративного искусства : [сайт]. – Москва, 2022. – Раздел: Коллекции. Лаковая миниатюра. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/typology/lakovaya_miniatyura.php (дата обращения: 10.02.2022).
Мстёра. Лаковая миниатюра и не только / Станислав Феофанов. – Фильм вышел в 2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=8IeHOzVBE6c (дата обращения: 24.02.2021).
Мстёрская миниатюра. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=21 (дата обращения: 10.02.2022).
Мстёрская миниатюра. – Текст : электронный // Энциклопедия Технологий и Методик : [сайт]. – 2007-2021. – URL: https://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/mstera/mstera.htm (дата обращения: 10.02.2022).
Музей Мстёрской лаковой миниатюры / Путешествия с Александром Шпарким. – Фильм вышел в 2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=tU-QsoNdcX8 (дата обращения: 24.02.2021).
Русские лаки. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/166475/russkie-laki (дата обращения: 10.02.2022).
Русские народные промыслы. Мстёрская лаковая миниатюра / Александр Смольянинов. – Фильм вышел в 2019 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=VBCiuR8YJso (дата обращения: 24.02.2021).
Сорокина, М. А. Мстёра. Коллекция Русского музея / М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева. – Текст : электронный // Тайны старого сундука : [сайт]. – 2009-2020. – URL: http://oldchest.ru/painting/mstera-russkii-muzei/ (дата обращения: 10.02.2022).
Федоскино. 10 фактов о лаковой миниатюре. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/68253/fedoskino-10-faktov-o-lakovoi-miniatyure (дата обращения: 10.02.2022).
Федоскинская миниатюра. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/fedoskinskaya-miniatyura/ (дата обращения: 10.02.2022).
Федоскинские шкатулки. Прогулка по фабрике. – Фильм вышел в 2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=0zJIqTy-IDo (дата обращения: 24.02.2021).
Холуй и его музей. – Фильм вышел в 2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=pna5q0IftLU (дата обращения: 25.02.2021).
Холуйская лаковая миниатюра. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремёслам : [сайт]. – 2015. – 16 июля. – URL: https://russianarts.online/19559-xolujskaya-lakovaya-miniatyura/ (дата обращения: 25.02.2022).
Холуйская миниатюра. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=36 (дата обращения: 25.02.2022).
Холуйская миниатюра: особенности, история и фото. – Текст : электронный // ФБ : [сайт]. – 2022. – URL: https://fb.ru/article/459124/holuyskaya-miniatyura-osobennosti-istoriya-i-foto (дата обращения: 25.02.2022).