logo4site


vk fb fb fb insta youtube
      
 Виртуальная справкаgb400glaz400
  Онлайн пункт выдачи книг Подкасты СОМБBOOK pamyatx150 pero300   Уралэтно cal200

 

 

Литература Республики Башкортостан

Литература Республики Башкортостан

Фольклор

Персоналии

Периодические издания

Литературная карта Республики Башкортостан

Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Ранняя башкирская художественная литература восходит к булгарскому периоду, древнебулгарским поэтическим памятникам. Характерным ее образцом является поэма «Кисса-и Юсуф» Кол Гали, созданная в XIIIв. Романтический сюжет о любви Зулейхи к Юсуфу в своей основе восходит к классической восточной литературе.

Тюркоязычная литература Урало-Поволжья, сложившаяся в булгарский период XII–XIII вв., характеризовались устойчивостью жанров, определенной структурой произведений, канонизированной системой сюжетных, композиционных черт, форм стихосложения. Складывались основы нормативной поэтики, тесно связанной с древнетюркской поэтикой и традициями литератур Востока. Зародился литературный язык «тюрки», ставший затем общелитературным языком тюркоязычных племен большого ареала. Образовалась единая литературная система региона Урало-Поволжья.

В XIII-XIV веках, в период формирования башкирской народности и совершенствования ее языка на кыпчакской основе, на обширной территории Золотой Орды широкое развитие получила так называемая кыпчакская литература на языке «тюрки». Так, дастаны «Хосров и Ширин» (1341–1342) Котби, «Мухаббатнаме»(1353–354) Хорезми, «Джумджума солтан»(1369–1370) Хусам Катиби, «Китабы бит тюрки Гульстан» (1391-1393) Саифа Сараи и другие классические произведения, имеющие единую художественную систему, общий литературный язык, стали поэтическими памятниками узбеков, казахов, татар и башкир.

Башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладают традиционные жанры – газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика.

Несмотря на постепенное становление и формирование национальных литератур, татарская и башкирская литературы до середины XIX в. сохраняли и развивали в себе многие общие региональные черты. Эти черты были очень устойчивы. Они в некоторых своих архаических, консервативных формах продолжались в творчестве М. Кулуя (XVII в.), Тажетдина Ялсыгула (XVIII в.), Утыз Имяни, Абельманиха Каргалы, Гали Сокроя (XIX в.).

Присоединение Башкирии к Русскому государству в середине XVI века явилось переломным этапом в культурном развитии башкирского народа. Усилилась консолидация народа, открылась широкая перспектива тесной связи и творческого взаимодействия с прогрессивной русской культурой. Башкирская литература начинает складываться как самобытное национальное искусство слова.

В поэзии, наряду с общими региональными признаками, появляется национальная «территориально-географическая» тематика, связанная с Уралом, с жизнью и бытом башкир, усиливается связь с устно-поэтическим творчеством, возникают новые жанры, поэтические формы, присущие лишь башкирской поэзии.

Самым характерным в развитии башкирской поэзии данного периода является ее тесное взаимодействие с фольклором. Фактически зародившаяся и развивающаяся на почве народного творчества письменная поэзия демократического характера и ранее испытывала его благотворное воздействие. Так, в XII–XVI столетиях, характеризуемых борьбой башкирских родов и племен против татаро-монгольских завоевателей и различных ханств, а также процессом формирования народностей, патриотические по содержанию, народные по духу, фольклорные и литературные произведения переплетались еще более тесно. Произведения такого типа, как «Последний из рода Сартаев», творчество древних мастеров искусства слова – йырау – определили демократическую направленность башкирской литературы. В XV–XVI вв. из устной коллективной литературы выделяются имена и индивидуальные творения Хабра-йырау, Асан-Кайгы, Казтуган и других, популярных не только среди башкир, но и среди казахов, каракалпаков и ногайцев.

Затем на историческую арену выходят башкирские сэсэны Кубагуш (XVI в.), Карас (XVII в.), Баик (XVIII в.) и другие, чьи имена и поэтическое наследие сохранила память народа.

Среди рукописных памятников XVI–XIX вв. особое место занимают башкирские шежере – родословные. В больших по объему письменных шежере племен юрматы, кыпчак, табын, усерген своеобразно сочетаются фольклорные и литературные начала. В шежере хроника башкирского племени нередко переплетается с яркой летописью исторических событий, преданий и легенд, описанием жизни и деятельности тех или иных исторических личностей. Так, в шежере племени Усерген прославляется основоположник рода Муйтан. Он предстает как эпический герой кубаиров, его сыну Усергену, внукам, правнукам дана краткая и меткая поэтическая характеристика.

После крупных башкирских восстаний XVIII в., особенно после Крестьянской войны 1773 - 1775 гг., царское самодержавье, окончательно убедившись в невозможности подавления освободительной борьбы башкир только огнем и мечом, с большим усердием взялось за идеологическое оружие. Так, например, открытие вУфе по указу Екатерины II в 1789 году Духовного собрания российских мусульман во главе с муфтием положило начало широкой пропаганде идеологии ислама в Башкирии и Поволжье. Край наводнили религиозные книги, что оказало влияние на художественную литературу.

В результате в первой половине и середине XIX века в башкирской и татарской литературе преобладают религиозно-мистические произведения суфийского толка. Именно в этот период из среды башкир вышли поэты- суфии, такие как Тажетдин Ялсыгул Аль-Башкорди (1767 - 1838), Менди Кутуш Кыпсаки (1761 - 1849), Абельманих Каргалы (1784 - 1824), Хибатулла Салихов (1794 - 1867), Шамсетдин Заки (1825 - 1865) и Гали Сокрой (1826 - 1889).

История культуры и литературы Башкортостана второй половины XIX века характеризуется ориентацией на русскую прогрессивную культуру, усилением в поэтических произведениях светских и просветительских идей и мотивов, связанных с жизнью башкир. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали писатели М. Уметбаев и М. Акмулла

Возникновение и развитие революционно - демократического направления башкирской литературы связано в первую очередь с именем и творчеством Мажита Гафури (1880 - 1934). За ним в литературу вступили Сафуан Якшигулов (1871 - 1931), Даут Юлтый (1893 - 1938), Шайхзада Бабич (1895 - 1919)и многие другие.

Башкирская литература за годы ХХ века выросла до прекрасной реалистической поэзии, многоплановых романов и драматургии различных жанров. Дело, конечно, не только в обогащении современной башкирской литературы всеми видами и родами поэзии, прозы и драматургии, выработанными в мировом художественномразвитии. Она становится все богаче по своему идейному содержанию и по тем конкретным подходам к художественному решению их, которые представляют большой интерес и для других народов. Такие романы, как «Кровь» Д. Юлтыя, «Кудей» и «Побежденный омут» И. Насыри, «Иргиз»X. Давлетшиной, «Фундамент» С. Агиша, «Лебеди остаются на Урале» и «Я не сулю тебе рая» А. Бикчентаева, «Солдаты без погон»X. Гиляжева, трилогия З. Биишевой «Хроника одной семьи», «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Плач домбры» и «Кожаная шкатулка» А. Хакимова, а также многие рассказы и повести башкирских писателей известны далеко за пределами республики.

Творчески осваивая и синтезируя лучшие поэтические традиции, башкирские поэты Г. Салям, Б. Бикбай, Р. Нигмати пришли к новаторскому осмыслению и воплощению национально самобытных черт башкирской поэзии. На этой основе сложились современные национальные традиции. Творческая зрелость современной башкирской поэзии нашла яркое выражение в творчестве М. Карима, Н. Наджми, Р. Бикбаева и др.

Список рекомендованной литературы

История и культура Башкортостана : хрестоматия / сост. В. С. Мавлетов. – Уфа : ГУП «Уфимский полиграф комбинат», 2003. – 384 с. - Текст : непосредственный.

Литературы народов России. XX век : словарь /[отв. ред. Н. С. Надъярных]; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 2005. – 365 с.- Текст : непосредственный.

Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII – XIX вв.) [Текст] / А. И. Харисов. – 2-е изд, доп. – Уфа: Китап, 2007. – 344 с.- Текст : непосредственный.

Источник: Цветы курая: классики и современники башкирской литературы : дайджест / сост. И. С. Лукашина ; Свердл. обл. межнац. б-ка. – Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/413/ck.pdf (18.02.2020). - Текст : электронный.

mkrf2

mkso