baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Новые выпуски дайджеста «Дом друзей» посвящены сказителям

skasiteli1

К Международному дню друзей мы приурочили два выпуска дайджеста «Дом друзей». В этот раз они объединены тематически и посвящены сказителям.


Дом друзей : сборник / Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель О. И. Калинина. – Екатеринбург : Свердловская областная межнациональная библиотека, 2023

Часть 3. - 113 с. : цв. ил. - URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/1060э/dom3.pdf. - Текст : электронный.

Часть 4. - 123 с. : цв. ил. - URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/1062э/dom 4.pdf. - Текст : электронный.


СКАЗИТЕЛЬ

Татьяна Пландовская

Возьми меня в свой чудный край далёкий,

Где спрятались невиданные страны,

Где шепчется вода с травой высокой

Баюкая деревья-великаны.

 

Где камни помнят прошлого видения,

Где каждый миг понятен и храним,

А кто забыл былого наставления,

Всё может вспомнить прикоснувшись к ним.

 

Где каждый взгляд осмыслен и осознан,

А бранных слов не ведают уста.

Всего ценней духовное богатство,

Где правят честь, добро и красота.

Где нет границ для ищущих участья,

Где понимают, что творец един,

И наделённый миром светской властью

Лишь над собой бесспорный господин.

 

Хоть сердце ожиданьем замирало,

Но находились тысячи причин,

И как бы взять с собою не просила,

Ты в эту сказку уезжал один.

 

Закрою двери, вымету пороги,

Все окна настежь, сладко дышит май.

Пусть приведут, сказителя, дороги

В его чудесный и далёкий край.

Сказители – специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора – былины и сказки. В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин.

Народная сказка или былина как явление коллективного творчества записывается от «исполнителя», индивидуально передающего художественное произведение. В народе этот исполнитель назывался по-разному: не только «бахарь» (от «баять»), но и «старинщик» (от «старина», «былина»). Но в народной среде выделялись исполнители, более искусные, чем остальные; именно они исполняли сказки и эпические песни при большом скоплении народа: на праздниках, ярмарках.

Образ старинщика, былинщика создал исследователь фольклора Н. Е. Ончуков: «Это своя, часто неграмотная, но все же интеллигенция деревни, не дипломированная школьными бумагами, как это в классах выше крестьянского, а настоящая, выделяющаяся естественным путем по своим умственным качествам или задаткам иногда очень больших художественных дарований. Это умственная аристократия деревни».

Сказка воздействовала на самих слушателей, играя роль своеобразного психологического тренинга, столь необходимой после тяжелого физического труда психологической разгрузки. Сказки рассказывались ближе к вечеру, после трудного рабочего дня, так что время отдыха уставших за день людей счастливым образом совпадало со временем, когда активизируется нечисть: лешие, водяные, домовые. Сказки ублажали духов, примиряли их с человеком, но завораживали и самого человека.

Бывали и особые, «сказочные», времена года. Пожалуй, самые «сказочные» времена – Святки и Великий пост. Сказителя не случайно считали не просто хорошим бахарем, но полагали, что он обладает не данной другим людям магической силой, порой почитали едва ли не за волхва или колдуна. Все это накладывает отпечаток и на содержание (тематику, проблематику, конфликт сказки), а также отражается в стиле, синтаксисе - в троекратных повторах, в «магии слова», во вставных «песенках». Так образ сказителя проявляется в различных вариантах одной и той же сказки.

Мастерство сказителя строится из многих умений, некоторыми секретами того, как сделать свой рассказ запоминающимся, сейчас поделимся:

· Всякая история должна быть рассказана к месту, иметь своё начало и окончание. Сказки не просто начинали со слов «жили-были…» или с другого зачина. Умелый сказочник увлекал слушателя ещё до того, как начнётся сам история. Сперва заводили разговор о важном, о том, что волнует взрослых или о том, что любопытно ребятишкам, а уж после переходили к сказке или былине. После же спрашивали о том, нашёлся ли в истории ответ на вопрос слушателей.

· Сказителю важно не только поделиться историей, но и после растолковать её, особенно, для ребятишек. Секрет здесь такой: чтобы слушатель запомнил и понял сказку, не нужно давать ему свои ответы, вместо того в конце нужно задать вопросы, загадать загадку, да помочь увидеть отгадку.

· Сказитель былин непременно должен хорошо владеть своим голосом. Встарь многие сказания пропевались, а не просто проговаривались. Но даже без умения петь рассказывать нужно спокойно и выразительно, стараться передать чувства героев. И ещё один секрет: непременно верить во время чтения былин или сказок в то, что история эта произошла на самом деле – тогда голос становится живым, глубоким и убедительным.

Сказительство и устно-поэтическая словесность – многовековая могучая система  духовно-нравственного образования народов и форма передачи знаний, моральных ценностей от поколения поколению.

Эпические сказания народов России стали главными Книгами Чести и Достоинства  коренных народов-творцов. Русские баяны, башкирские сэсэны, казахские ахыны, кыргызские, алтайские кайчи, хакасские хайджи, азербайджанские ашуги, туркменские бахши, узбекские, ногайские дастанчи, жырчы и т.д. – это выдающиеся личности, поборники справедливости.

Сказитель, соединяющий черты и поэта, и жреца, и баксы (шамана), и воина, более точно и чувственно-эмоционально зная силу магии Слова, мастерски умело использовал его в создании главных свидетельств о рождении и жизни народа. Это были  изначально талантливые  люди, совершенствующие творчество и создавшие  импровизированные стихи. Султангареева Р. А.

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области