11x1300

logo4site


vkfbinstayoutube
      
 Виртуальная справкаgb400glaz400
 Онлайн пункт выдачи книгПодкасты СОМБBOOKгод памяти и славыpero300   Уралэтноcal150

 

 

О, спорт, ты – мир!

1

Виртуальная информационно-просветительская программа

о национальных видах спорта и играх народов мира

«О, спорт, ты – мир!»

Важнейшим компонентом любого народного обряда во все времена являлись физические упражнения и игры. Состязания в силе, ловкости, удали служили не только праздничным развлечением, но и проверкой физической и морально волевой крепости народа, утверждением его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.

2

Поэтому в культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. Многие из них имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

3

Национальные виды спорта — это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Сохранение и развитие этих видов спорта — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры. Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта.

4

Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. По многим национальным видам спорта разработаны правила, проводятся соревнования, первенства, присваиваются спортивные разряды.

5

Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные, в том числе командные, игры.

6

 Ни один, пожалуй, народный праздник не обходился без состязаний конников — скачек, джигитовки, различных конных игр.

7

Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны правила и обычаи борцовских состязаний; по‑разному называется этот вид спорта: у армян — кох, у киргизов — куреш, у молдаван — трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве.

8

В мире насчитываются сотни видов спорта, тысячи профессиональных спортсменов и миллионы любителей. Во многих странах есть свой собственный вид спорта, которые не сильно популярны в других странах. У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются по обычаю музыкой, а иногда и танцами.

9

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ НАРОДОВ МИРА

10

Футбол: Израиль, Маврикий, Бразилия. Нет, не в Англии и не в Испании, не в Португалии или даже Германии. Футбол — национальный вид спорта Маврикия, Израиля и Бразилии.

11

Бейсбол: США, Венесуэла, Доминиканская республика, Куба. Бейсбол, правил которого не понимают 9 из 10 россиян, дико популярен в мире. В основном, правда, это касается США и островных государств, одинаково близких Северной и Южной Америке.

12

Крикет: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Бермудские острова, Гайана, Гренада, Ямайка, Теркс и Кайкос, Англия. Этот вид спорта зародился в XVI веке на юге Англии. Чуть позже правящая семья заразилась по-настоящему имперскими замашками, а сама Англия стала одним из крупнейших колонизаторов в мире. Естественно, что в странах, куда вторгались англичане, устанавливались их правила — культуры местных племён отступали под натиском привезённого спорта, религии.

13

Капоэйра: Бразилия. То ли танец, то ли бой зародился в Бразилии. Первые сведения об искусстве датированы XVIII веком, когда капоэйру описывали как контактный бой. Теперь большая часть соревнований проходит по бесконтактной дисциплине.

14

Волейбол: Шри-Ланка. Волейбол был официально признан в качестве национального спорта Шри - Ланки в 1991 году.

15

Регби: Мадагаскар, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Уэльс. Цель игры проста — передавать  мяч овальной формы друг другу руками и ногами, и занести его в зачетную зону соперника или же забить в высокие Н-образные ворота. При этом нужно помешать противнику сделать то же самое, и тогда победа у вас в кармане.

16

Баскетбол: Литва, Латвия, Эстония. Баскетбол признан национальным видом спорта в странах Прибалтики. Интересно, что сильнейшие баскетболисты в Европе всё же греки. Именно они взяли больше всего кубков.

17

Лакросс: Канада. Первым национальным видом спорта в Канаде был признан... нет, не хоккей. Лакросс. Вот уж неожиданность — в стране с холодным климатом национальная игра потребовала лужайки с коротко стриженой травой. Правда, клюшки в лакроссе всё равно используются. Хоккей с шайбой на льду — тоже канадский вид национальный спорта, но только второй, зимний.

18

Стрельба из лука: Королевство Бутан. Расположенное между Индией и Китаем, на юге Тибета, государство Бутан пережило много внутренних конфликтов и колониальных войн. Влажный тропический климат влиял на порох не лучшим образом. Поэтому луки оказались действеннее мушкетов. Отсюда и национальный вид спорта.

19

Улама, пок-та-пок — игра в мяч, популярная в мексиканском штате Синалоа. Восходит к ацтекской версии мезоамериканской игры в мяч и остаётся одним из древнейших действующих видов спорта (с ок. X века до н. э.). Игра в уламу проходила на площадке с глиняным покрытием размером 146×36 м, которое окружено по периметру стеной с каменным кольцом на высоте 6 м. В зависимости от типа игры используется мяч весом от 0,5 до 4 кг.

В некоторых видах уламы целью игры было, как можно дольше не давать мячу дотронуться земли. Команда набирала очки, когда противник ронял мяч за заднюю линию, дотрагивался запрещенной частью тела. Выигрывали те, кто набирал первым восемь очков. Как правило, время матча было несколько часов.

20

Дегор является традиционным видом спорта в Бутане, похожим на спортивное толкание ядра.

Дегор — популярная в Бутане игра, которую часто в зарубежной литературе показывают как одну из разновидностей толкания ядра. Дегор отличается от толкания ядра во многих отношениях. В дегор играют двумя сферическими плоскими камнями, которые бросают в две цели, находящиеся на расстоянии около 20 м друг от друга. В дегор играют по всему Бутану, но больше он популярен в сельской местности. Хотя нет никаких ограничений, в игре принимают участие, как правило, только мужчины.

21

Куру — метание дротика на расстояние 20 метров (66 футов).

22

23

Пундо — игра простых людей, которая состоит в том, чтобы бросить камень весом более килограмма как можно дальше. Движение броском от плеча, с камнем, лежащим в ладони руки.

24

Соксом —  метание копья на расстояние 20 метров (66 футов)

25

Гэльский футбол — ирландский национальный командный вид спорта. Это игровой вид спорта с мячом, в котором соревнуются две команды по 15 человек на прямоугольном газоне. Цель игры — набрать как можно больше очков, забивая мяч либо в ворота противника, либо попадая мячом в зону между двух штанг, возвышающихся над перекладиной ворот на 2,5 м над землёй.

Для игры используется мяч, который напоминает мяч для игры в волейбол. Мяч перемещается вперёд разными способами: его можно нести в руках, бросать с отскоком на газон, бить по нему ногой вперёд, бросать рукой и даже подбросить его ногой, чтобы он попал в руки. Есть два способа набора очков: 1 очко присуждается, если мяч после удара ногой или броска рукой перелетел через перекладину ворот между двумя штангами, и судья в таком случае поднимает белый флаг; 3 очка (или гол) присуждаются, если мяч залетел собственно в ворота, а судья в таком случае поднимает зелёный флаг. Позиции в гэльском футболе во многом схожи с позициями в других разновидностях футбола: один вратарь, шесть защитников, два полузащитника и шесть нападающих; число замен варьируется.

Гэльский футбол — один из четырёх видов спорта, которые являются частью программы Гэльских игр.

26

Хёрлинг — командный вид спорта кельтского происхождения, относящийся к гэльским играм. В хёрлинг играют деревянными клюшками и мячом. Распространён преимущественно в Ирландии. Также в хёрлинг играют в Великобритании, Северной Америке, Новой Зеландии, Южной Африке и Аргентине.

Цель игры — получить больше очков и голов, чем команда-противник.

27

Существует женский вариант игры под названием камоги.

28

Петанк, дословно «ноги — колья», поскольку при броске игрок не должен отрывать пятки от земли, пока шар не коснется земли, то есть ноги уподобляются врытым в землю кольям) — провансальский национальный вид спорта, бросание шаров. Цель игры состоит в том, что игроки двух команд на площадке размером 15 на 4 м по очереди бросают металлические шары, стараясь как можно ближе положить свой шар рядом с маленьким деревянным шаром — кошонетом (фр.  поросёнок). При этом металлический шар может задеть кошонет, или сбить шар соперника, чтобы оттолкнуть его. Главное чтобы в конце игры один или несколько шаров команды оказались ближе к кошонету, чем шары соперника. За каждый такой шар начисляется одно очко. Игра продолжается до 13 очков.

29

Кююккя (финские, карельские городки)— старинная народная командная игра, популярная у финнов и карелов, внешне напоминающая русскую игру в городки, но значительно отличающаяся правилами. По традиции игроки побеждённой команды катают победителей верхом на спине вокруг площадок.

30

Новус — латышский национальный вид спорта. Новус относится к группе киевых игр. Эта игра впервые появилась в 1925—1927 годах в Латвии и Эстонии. Моряки, бывая в английских портах в небольших кабачках, играли там в похожую игру. И тогда же по эскизам, взятым из Англии, в Латвии был изготовлен первый стол. Столы появились в портах Вентспилса, Лиепаи, Риги и Таллина, где и стала развиваться игра новус, как называли её в Латвии, или короона, как называли её в Эстонии. Игровой стол в форме квадрата разделён на четыре игровые зоны, в которых располагаются деревянные пешки двух цветов для каждого игрока. По углам игрового стола находятся четыре лузы. Задачей каждого игрока является с помощью игрового кия и битка «матки» загнать свои пешки, находящиеся на противоположном конце стола, в любую из четырёх луз. Удары по пешкам производятся по очереди. Победителем становится тот, кто первым загнал в лузы все свои пешки.

31

Метание брёвен — национальный вид спорта в северной части Шотландии, одна из главных дисциплин во время проведения так называемых Игр Горцев. Заключается в метании тяжёлого бревна, которое должно перевернуться в воздухе, а затем упасть на землю в направлении, прямо противоположном бросающему, причём напротив бросающего должен оказаться именно тот конец бревна, который был вверху, когда бросающий держал бревно. Существует несколько версий о происхождении метания брёвен: по одной из них, оно пошло от лесорубов, которым нужно было перекидывать брёвна на плоты в реке, по другой — от строителей мостов, которые благодаря ему могли перемещать брёвна к месту строительства быстрее.

32

Яичное многоборье — вид спорта, родиной которого является Англия. Соревнования зародились в Суонтоне. Ещё в старину местный аббат угощал местных жителей яйцами, чтобы позвать на воскресную службу. Но в 1332 году случилось наводнение, и монастырь с деревней разделила река. В итоге, монахи крестьянам яйца перекидывали. Так и зародилась яичное многоборье.

33

Поло на яках (или сарлаганское поло) — монгольский вариант спортивного поло. В нём игроки сидят на яках, а не на лошадях.

34

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА

35

Сюр-папах — азербайджанская национальная конная игра. Эта игра требует от всадника мастерского управления конём, меткости броска и лихой джигитовки, развивает ловкость и быстроту реакции. Эту игру часто называют конным баскетболом. 

36

Гюлеш — азербайджанская национальная борьба. Популярна как в окрестностях Баку, в таких населённых пунктах, как Маштага, Нардаран, Бузовна, Забрат, так и во многих других районах и городах Азербайджана (в Гяндже, Шеки, Казахе, Сальянах, Таузе, Закаталах и др.).

37

Човган — древняя восточная конно-спортивная командная игра, прародитель современного конного поло. Издревле считалась аристократической игрой и проводилась на отдельном поле, на специально обученных для этого лошадях. В соревнованиях принимали также участие представители шахской семьи. В Средние века являлась важным компонентом подготовки воинов кавалерии в странах Востока. Сегодня човган имеет распространение у азербайджанцев, таджиков и узбеков.

В Азербайджане човган является национальным видом спорта. В 2013 году човган, традиционная верховая игра на карабахских конях в Азербайджане, была внесена от Азербайджана в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране.

38

Зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры, как командная игра. Была очень популярна в течение столетий, как в Азербайджане, так и в Средней Азии, Иране, Турции, Ираке и в сопредельных странах. Фрагменты игры периодически изображались на старинных миниатюрах, а также давались подробные описания и правила игры в древних рукописях. Первые международные соревнования по игре човган были проведены среди наездников Среднего Востока в XII веке, в тогдашней культурной столице исламcкого мира, городе Багдаде. О човгане упоминает поэт Саади в поэме Бустан и Алишер Навои в книге Хамса.

Большую роль в распространении и развитии игры в Европе и во всем мире сыграли англичане. Так, привезенная первоначально из Индии в Англию в XIX веке игра човган, становилась все более популярной, а введение новых правил способствовало быстрому распространению этой игры в Европе и Америке. Именно по инициативе англичан эта игра получила своё нынешнее название — конное поло и была включена в программу II Олимпийских игр, проведенных в 1900 году в Париже. В соревнованиях приняли участие 5 команд из трёх стран.

39

Човган в Азербайджане.

Миниатюра XVI века к поэме классика персидской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин», иллюстрирующая игру в човган.

В истории Азербайджана можно встретить много фактов и свидетельств, подтверждающих существование этой игры ещё в древние века. В результате археологических раскопок, проведенных в местности Орен-Кала, был обнаружен сосуд с изображением фрагментов игры човган, что косвенно подтверждает факт существования этой игры в XI веке в городе Байлакан (юго-восточный Азербайджан). Упоминания об игре човган можно встретить также в произведении классика персидской поэзии, мыслителя Низами Гянджеви — «Хосров и Ширин», а также на страницах народного эпоса «Китаби Деде Коркуд».

В современной редакции правила этой игры таковы: на достаточно большой площадке, по коротким её сторонам устанавливаются ворота шириной в 3 метра с полукруглыми штрафными площадками радиусом в 6 метров. Игра ведется резиновым или сплетенным из кожаных ремней мячом. Клюшки могут быть различными по форме, у азербайджанских конников они напоминают чабанскую ярлыгу. В каждой команде по 6 всадников, из которых 4 выполняют роль нападающих, а два защитников. Последние могут играть только на своей половине поля. Удары по воротам разрешается наносить только из-за пределов штрафной площади. Продолжительность игры 30 минут, в два периода.

40

Кох — армянская национальная борьба. Один из древнейших и наиболее популярных видов национальной борьбы. Имеет несколько разновидностей (лорийский кох, ширакский кох). Костюм — национальная одежда, но борцы, как правило, носят специальный халат — чоху с мягким поясом. У коха древняя история — как минимум, свыше полутора тысячи лет. Упоминания о нем встречаются в древних персидских рукописях. Персы познакомились с кохом, проходя через Армению. О нем также писал в средних веках французский исследователь Анри Шарден. Сцены борьбы можно увидеть на стенах церкви на острове Ахтамар.

В древности состязались в кохе в основном во время праздничных торжеств, свадеб. Со стороны жениха и невесты выходили борцы. Перед началом боя соперники совершали ритуальный танец. Тот, кому удавалось сделать «кох», то есть бросить соперника под себя, должен был коленом прижать противника к земле, зафиксировав свой успех. После этого исполнялся специальный танец победителя. Национальная музыка всегда была неотъемлемой частью коха.

41

Куреш (также курэш, кураш, куряш, корэш) — традиционный вид борьбы у тюркских народов.

У башкир, татар и чувашей представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является важным элементом национальных праздников — сабантуя, джиена и акатуя. В 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на укрепление отношений между общинами, основанных на принципах толерантности, доброй воли и солидарности, внесла курес в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

42

Байге — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов — (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).

Байге — это скачка по пересечённой местности на длинную дистанцию (5—15 км, а в прошлом и более 50 км), в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение её связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам. В настоящее время проводят на ипподромах. Иногда байге проходит в форме погони за всадником, которому сначала дали возможность оторваться от общей группы.

43

Чидаоба или Картули чидаоба — грузинское национальное единоборство, борьба в одежде. Согласно легендам, как и у многих других народов, чидаоба возникла из мифической схватки прародителя народа с диким зверем. Интересно то, что Сулхан-Саба Орбелиани в своём толковом словаре грузинского языка (конец XVII века — начало XVIII века) указывает, что слово чидеба или чидаоба означает «схватка человека со зверем или зверя со зверем». Вместе с тем, борьба двух мужчин именовалась словом ркена. В русском языке с конца XIX века и до 40-х годов XX века эта борьба называлась «кавказской борьбой на чохах» или «грузинской борьбой».

44

45

46

Асау мастек  — казахская национальная игра. Для её проведения на расстоянии в 1,5—2 м друг от друга забивают в землю брёвна на высоту в 1 м. Между брёвнами натягивают аркан, навешивают сложенное одеяло, чтобы на нём можно было сидеть. Всё это сооружение и называется Асау мастек (неуправляемый конь). Сев на Асау мастек как на коня, игрок старается поднять с земли тюбетейку. Каждый участник может попытать удачу несколько раз. Победителем считается тот, кто, не нарушая правил, в три наклона поднимет с земли тюбетеек больше всех.

47

48

49

Сбивание тымака, Алтыбакан, Кыз куу, Кокпар, Аударыспак, Байга, Түйме алу, Ак суек, Орамал.

50

Жамбы ату (каз. стрелять по джа́мбу) — праздничные состязания казахских воинов в меткости стрельбы. Аналогичные турниры с немного различающимися правилами и названиями известны и у других тюркоязычных народов — киргизские «жамбы атыш» или «джамбы атмай», узбекский «алтын кабак», таджикский «кабак». Возможно, у степных соседей турнир заимствовали и на Кавказе — грузинские и армянские «кабахи́». Созвучны тюркским вариантам и японские «ябусамэ».

Во всех этих состязаниях, несмотря на возникшие со временем различия, можно усмотреть ключевое сходство: ценный приз (джамбы́ — это торговый слиток серебра весом в 1,88 кг) устанавливался на определённой высоте; участник, сбивавший с определённого расстояния и положения приз забирал его себе. Для сохранности приза попасть нужно было не в него, а в его крепление (жилу, ремешок, бечёвку, шест), либо использовать притуплённое оружие.

Участник мог быть пешим или конным, использовать дротик, копьё, лук, ружьё или пистолет. — Правила могли меняться в зависимости от обстоятельств, масштаба праздника, статуса хозяев и гостей. Но неизменно, чем ценнее приз, тем труднее его получить. Труднее всего перебить подвеску с призом выстрелом с лошади на полном скаку, когда требуется не только высший уровень интуиции стрелка, но и такой же уровень управления лошадью. При всём разнообразии снаряжения и правил именно этот вид состязаний подразумевается в первую очередь при упоминании жамбы ату и его подобий.

51

Казакша курес — казахская национальная борьба. Казакша курес является одним из древних видов спорта у казахов. В современном Казахстане данное единоборство пользуется большой популярностью, а соревнования по казакша курес проводятся на праздниках и торжествах.

52

«Девять горошин, тогыз кумалак» — киргизская и казахская народная логическая настольная игра на доске, в которой 18 игровых и две накопительные лунки. Упрощённая версия этой игры называется Уюм тууду (Моя корова отелилась). У игроков по пять лунок, и в каждой лунке по пять камешков. У казахов Монголии похожая игра (по девять камешков в пяти лунках) называется «Есен коргоол».

53

Кок-бору, Кёк-бёрю, Кюк бюре, дословно «синий/сизый волк» в значении русского выражения "серый волк", улак-тартыш (борьба за козла) или улак (козел) — древняя, популярная конная-спортивная игра среди кыргызов, алтайцев, башкир, казахов, узбеков и других народов Азии. В русском языке для игры кок-бору и её аналога бузкаши также употребляется слово «козлодрание», хотя на деле целью игры является не раздирание туши козла на части, а овладение тушей отбором её у соперника.

Кок-бору — это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, а затем забросить в «казан» (ворота) команды соперника.

Так же известны игры: Асык, Байге, Жамбы ату, Кок-бору, Куреш, Кыз куумай, Тогуз коргоол.

54

Бузкаши — Таджикская конная игра, где обычно каждый игрок играет сам за себя. Киргизы играют в улак-тартыш, казахи в кокпар, алтайцы в кок-бору, таджики – в бузкаши. Названия разные, игра – одна. Слово «бузкаши» происходит от двух таджикских слов: буз – «коза» и кашидан – «тянуть», «тащить», то есть буквально – «козлодрание». Игра, распространённая в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане, напоминающая поло на лошадях. Цель каждого всадника — схватить тушу козла и владеть ей как можно дольше или доскакать с ней до финиша.

55

Хапсагай (проворный, ловкий, хваткий) — якутское национальное единоборство, борьба. В известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.

56

Якутские национальные прыжки, ыстанга — национальный вид спорта, известный в Якутии (также во многих тюркских народах) с древних времён. На ежегодном празднике Ысыах до сих пор проводится много соревнований, в том числе и по якутским национальным прыжкам.

57

Программа соревнований проводится в форме троеборья (прыжки «кылыы», «ыстаҥа» и «куобах»).

58

«Кылыы» — выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги.

«Ыстаҥа» — выполняются одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги.

«Куобах» — выполняются одиннадцать безостановочных прыжков одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места или с разбега с приземлением на обе ноги.

59

Мас-рестлинг (перетягивание палки) — национальный вид спорта Якутии, признанный в Российской Федерации и введенный в 2003 году во Всероссийский реестр видов спорта, как национальнай вид спорта, в 2017 г. — как вид спорта РФ. Мас-рестлинг — бесконтактное единоборство. Его правила очень просты: для победы спортсмену необходимо просто вырвать палку из рук или перетянуть соперника. Поединок длится до двух побед в двух или трёх раундах одного из борцов. Победа в схватке засчитывается, если одному из борцов удалось перетянуть соперника или если соперник выпустил палку.

60

Калмыцкая борьба — национальная калмыцкая борьба, которая является одним из элементов калмыцкой культуры. Известна также под названием «ноолдан» (драка). В настоящее время в Калмыкии регулярно проводятся республиканские соревнования по калмыцкой борьбе.

61

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт донских казаков, а также потомков старого казачества Дона, Кубани, Урала и Терека.

62

Городки — русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определённых расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

63

Кулачный бой существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.

64

Лапта (хлопта) — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. У этого вида спорта много иностранных аналогов: у американцев — бейсбол, у англичан — крикет, у немцев — шлагбал, у финнов — песа палла.

65

Марийские народные игры лаконичны, выразительны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Через игры можно познакомиться с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнать о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меранг, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.). В играх используются и марийские считалки — устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил.

«Барабанные палочки» («Тумыр пашкар»), «Биляша», «Бой петухов» («Агытан кучедалмаш»), «Щелчки» («Туп перен»), «Волк и ягнята» («Пире ден пача – влак»), «Кто быстрее?» («Кӧ писынрак?»), «Удар ремнем» («Уштым кырен»), «Базар лаптей» («Йыдал пазар»).

«Катание мяча» («Мече дене модмаш»).

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 — 5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

66

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых.

Прыжки на одной ноге, Прыжки на двух ногах, Заячьи следы Игра с кольцами – Кусанг юх, Борьба «Хон» (Ямгорт), «Кольм», Перетягивание палки «Талты юх», «Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шею.

67

Но прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли.

Стрельба из лука.

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.

Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

68

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

В курочек («Сараскесэ» — эрз., «Сараскакс» — мокш.), Круговой («Мячень кунсема» — эрз., «Топса налхксема» — мокш.), Котел (Котелсо налхсема), Игра «Бабушка» («Бабасо» — эрз, «Баба» — мокш.), Игра «В круги» («Кирькссэ»), «Ветер — ветерки» «Варма-варминеть» (с бубном), Подвижная игра «В ворона», «Раю – раю».

В ключи («Панжомнесэ» — эрз., «Пантемаса» — мокш.).

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

69

Старейшими у удмуртов нужно признать игры обрядовые, приуроченные к общественным жертвоприношениям и молениям, к праздникам начала ледохода, первой борозды и окончания сева, к свадьбе, рождению ребенка и даже поминкам. Эти игры правильнее назвать забавами и развлечениями.

Одним из самых популярных развлечений во время праздников были скачки и бег наперегонки.

70

Народные игры удмуртов отличаются своим разнообразием и привязанности к историческому развитию удмуртского народа. Большинство игр очень подвижны.

Сукыр така «Слепой баран», Валэз быжтӥз кут «Поймай коня за хвост», Кечпи но пуныос «Козлёнок и собаки», Узы-боры бичасько «Собираю ягоды», Вумурт «Водяной», Вӧй горшок «Горшок с маслом», Лудкеч «Заяц», Чимали «Галящий», Ватскем шудон «Игра в прятки», Азвесь манет «Серебряная монетка», Круген бергаса «Хороводная игра», Небыльток «Растяпа», Капка ултӥ потаса «Ворота», Игра «Прятки с платком», Догонялки (Тябыкен), Охота на лося (Лосьёсты кутон), Игра с платочком (Кышетэн шудон), Серый зайка (Пурысь кечпи).

Игра «Италмас».

Дети встают в круг, водящий – снаружи с цветком италмас. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми, дети разбегаются в разные стороны. Кто первый поймает цветок, тот и водит.

71

Нашему мозгу, как и телу, противопоказано скучать: чтобы поддерживать себя в хорошей форме, нужно делать физические упражнения, играть в спортивные игры и чаще брать в руки лучший тренажер для ума – книгу.

mkrf2

mkso