Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Уважение старших – закон жизни людей

titul

В преддверии Международного дня пожилых людей (1 октября), Дня отца (15 октября) и Дня матери в России (26 ноября) хотим познакомить вас с народными традициями отношения к родителям в культуре народов России.

Почтительное отношение к родителям  народов России

1Высокий статус родителей в семьях разных народов поддерживался через культ предков: традиции празднования (старейшины рода, старшие, родители занимали почетные места, оценивали достижения и заслуги молодых, получали самую вкусную еду, подарки, благодарность); традиции почитания слова родителей (старшие имели право первого слова, принятия решения); традиции заботиться о престарелых родителях, проповедуемые всеми мировыми религиями и народной педагогикой; традиции почтительного отношения к многодетным родителям; традиции общественного признания значимости родительского влияния на судьбу детей.

В целом, народные традиции отношения к родителям были нацелены на поддержание авторитета старших, обеспечение преемственности задач воспитания, формирование нравственности личности как основы успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем, почитание родителей в семье.

«Почитать» – значит, помогать, быть благодарным своим родителям, всегда думать о них хорошо. Человек, оскорбляющий своих родителей, сокращает свою жизнь. Можно сказать, что уважение старших – это залог долголетия человека.

Притча о детях и их родителях

2В одном селе жил человек преклонного возраста. Глаза его притупились от старости, руки и ноги тряслись, и слышал он плохо. Когда он сидел за столом, то с трудом держал в руках ложку и проливал суп на стол. Сын и его жена смотрели на пожилого отца с пренебрежением. Они поместили его в углу за печкой и подавали ему туда жалкую пищу в деревянной миске. Пожилой отец часто плакал и с грустью в сердце посматривал в ту сторону, где вкусными яствами был накрыт стол. Однажды сын старика и его жена увидели, что их четырехлетний сынок, сидя на полу, складывал дощечки. «Что ты делаешь?» – спросил его отец. «Миску, – ответил мальчик, – я буду кормить из этой миски тебя и маму, когда вы будете такими же старыми, как дедушка».

Муж и жена переглянулись и заплакали. С тех пор они стали сажать пожилого отца за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо.

Прочитав эту притчу, нельзя не вспомнить слова известного русского поэта, писателя А.С. Пушкина, который утверждал, что «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Поэтому, давайте будет уважать своих близких, чтить традиции семьи и своей страны!

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма. Об этом писал и известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодому поколению. Он утверждал, что если дети уважают родителей, то они будут уважать других людей, свой родной край, всю свою страну:

«Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью и свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну…».

Уважение к родителям связано и с воспитанием чувства патриотизма, любви к своей Родине.

«Забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Забота… – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма… незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого», - отмечал в своих «Письмах… » Д.С. Лихачев.

Многие народы России славятся своим уважением к родителям, ведь связь поколений – это человеческая ценность. Таким образом, любовь, понимание, уважительное, бережное отношение друг к другу – главное в семье.

Азербайджанцы

3Для азербайджанца семья относится к главным жизненным ценностям. Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения. Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу.

Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери - в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Армяне

5В Армении семейные традиции тесно связаны с историей, культурой, жизненным укладом народа. Армянская семья - это символ гостеприимства, дружбы, взаимопомощи, силы народа. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы.

Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении и не садиться без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т.д. Каждая услуга, оказанная седине, ставился молодому человеку в честь.

Башкиры

6Семейные ценности всегда были дороги для башкирского народа. Почтение к родителям, забота о младших, поддержание родственных связей – ключевые моменты в мировоззрении башкир. Уважение к родителям, матери, поддержка семьи и родственных связей занимали важное место в мировоззрении башкир. Все это отражено в крупицах народной мудрости – пословицах и поговорках. «Ныҡлы ғаилә – ил терәге» («Крепкая семья – опора страны») – гласит народная пословица. Особое место в воспитании детей занимают постулаты-назидания, которые имеют особую силу в воспитании подрастающего поколения: «Балалар! ата – ӓсӓйгеззен гузлӓрен куҥлеҥеза тотоҥызлар: Ходай шуны бик йарата тей!» (Дети! Помните слова родителей! Бог таких любит!). Почитание старших связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого колена. Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев.

Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела. Веками складывались и передавались из поколения в поколение устоявшиеся нормы уважительного отношения к старшему, до сих пор являющиеся обязательными, «кодексом чести» для молодого джигита. Вот обращение героя башкирского эпоса «Урал-батыр» к народу:

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его.

Младшего чтите за молодость [его],

 Не лишайте совета его.

Белорусы

7Семья, её жизненный уклад, традиции воспитания и обряды отражают главные черты белорусского этноса. Семья была хранительницей народной педагогической мудрости, основной воспитательной силой.

Характерные особенности внутрисемейных отношений у белорусов заключаются в беспрекословности авторитета бабушек и дедушек как родоначальников, хранителей семейных традиций; подчинении членов семьи отцу как главному и полновластному хозяину, добытчику; достаточно высоком общественном и социально-экономическом положении женщины; совместности постоянной трудовой деятельности родителей и детей; наличии доброжелательных и милосердных отношений к детям.

Белорусская культура имеет свои уникальные семейные традиции, которые сохраняются уже многие поколения: уважение к старшим и предкам. В белорусской культуре очень важны диалог и уважительное отношение друг к другу. В семье каждый член семьи имеет право высказать свое мнение и каждый принимает решение вместе. Такое диалогическое общение очень ценится в белорусской культуре и провоцирует душевную связь между членами семьи.

Грузины

8Воинственны, горды, гостеприимны и остроумны. «Грузинский народ любит отдавать то, что другие любят получать» – это ещё в своё время заметил Александр Дюма. Грузинские семьи большие и дружные, кроме детей, сюда входят родственники и все близкие люди, которые тепло относятся к семье. Грузинские традиции и обычаи очень важны и до сих пор соблюдаются. Старшее поколение уважают, прислушиваясь к совету в семейных спорах, а порой последнее слово остается за старшим. Старики – почетные гости на праздниках. Хорошая невестка, не говорит плохого о свекрови и обязательно дарит подарки на именины. Грузины никогда не оставляют родителей, всячески им помогают. Их воля – это закон, который не обсуждается. 17 мая в Грузии считается Днем крепости семьи и почитания родителей.

Слово «Мама» по-грузински звучит как «дэда» (დედა), слово «папа» произносится как «мама» (მამა), а дедушка в Восточной Грузии – «па-па» (პაპა). И только бабушку, самую любимую и родную бабушку, называют очень похоже – бабо.

В Грузии культ женщины - матери и ребенка. Именно отец учит детей уважать мать, любить ее, помогать ей. На этом уважении держится семейное равновесие. Слово отца или матери в семье это закон, и нарушая его можно лишиться поддержки всех родственников. Поддержка родственников в трудные минуты, семейная взаимовыручка очень распространены в грузинских семьях.

Дагестанцы

9Социальная и семейная жизнь дагестанских народов испокон веков базировалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому вполне естественно, подметил Ф.Торнау, «лета ставятся у горцев в общежитии выше звания».

Молодой человек любого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь.

Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю, ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия акскалов – самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев, нравов, обрядов. Ни один спор не решался без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемы.

Повиновение родителям и почтение к старшим – закон гор.

Ингуши

10Ингуши, всегда, придавали большое значение воспитанию почтительного отношения детей к родителям, как и уважению к старшим вообще. Об этом заботились не только взрослые члены семьи, но и род, общество в целом, поэтому в ингушском социуме, редко можно было встретить примеры непослушания детей родителям. Традиционно, в основе взаимоотношений между поколениями в ингушском обществе, лежало глубокое уважение к людям старшего поколения.

Ингушская этическая концепция, требовала безусловного уважения родителей и всех старших, на протяжении всей их жизни. Уважение проявляется в заботе о своих родителях, в помощи им в трудную минуту, человек не должен забыть о

них и тогда, когда они постареют, ведь именно в это время, они больше всего, будут нуждаться в поддержке от детей.

Мудрые ингушские старики не устают, все время, наставлять молодежь: «Все, что человек делает, и хорошее и плохое, он делает для себя, поскольку все возвращается. Так пусть, каждый ваш шаг, будет сделан вами, помня об этом, да будет вами Бог доволен. Человека нельзя узнать, если его не увидеть в деле, если он не покажет красивый поступок / действие».

Самым большим богатством и достоянием, ингуши считают, заслужить уважение в обществе: В народе говорят: «Наха везаш хилар – доккха рузкъа да» // «Большое богатство, быть нужным (востребованным) людям».

Казахи

11Казахи говорят: «Дом с пожилыми людьми – это дом с сокровищем». Действительно, старшее поколение – символ величия и мудрости, поэтому почитание старших – это долг и обязанность молодого поколения. И так было всегда на просторах Великой степи. Родители – опора любой семьи, главный источник народной мудрости и пример подражания.

В традиционной казахской семье родители занимают особое почетное место. В народных пословицах и поговорках находят свое яркое и бесценное отражение уважение и почтение родителей  – «Шестеро объединившихся братьев не смогут заменить отца, семь дочерей не заменят мать».

В народной мудрости есть такие золотые слова: как будешь обращаться со своими родителями, так будут с тобой обращаться твои дети. Казахи – народ, желающий «Төріңнен қарт кетпесін» – «чтобы с почетного места не уходили старики».

Огромную роль в привитии уважения к старшим играли пословицы и поговорки, такие как: «Умный старик – текущая вода», «Мудрость, сказанная старшими, никогда не бывает неверной», «Если в ауле есть аксакал, то это равносильно тому, что имеется книга мудростей», «Старость – это богатство».

Традицию уважать старших и вообще других людей казахи ставили наравне со знанием родного языка, прививалась она с детства. Знаток степной жизни российский и советский исследователь Н. Малицкий писал: «У казахов весьма развито уважение к старшим... Молодые люди при появлении старших вставали и уступали им место. Шутки и забавы в присутствии стариков считались неприличны».

Кыргызы

12Кыргызский народ продолжает сохранять обычаи и традиции, дошедшие к ним из глубины веков. Уважение к старшим - одно из основных качеств, которые люди тут прививают своим детям чуть ли не с самого рождения.

  • У кыргызов издревле положено, что если в семье рождается ребенок, имя ему должен дать самый уважаемый и взрослый человек в его семье. Обычно такая честь предоставляется бабушкам и дедушкам новорожденного.
  • Никто в кыргызской семье не протягивает руку к еде за столом, пока глава семьи не отведает ее первым. Также за столом, молодые ни в коем случае не садятся выше человека, который старше чем они по возрасту. И вообще рассаживание за столом также имеет иерархическую последовательность: на почетном месте всегда сидит самый старший в семье.
  • После окончания застолья кыргызы всегда дают «бата» (благословение к хозяевам стола). Его дает самый старший и почитаемый гость.
  • При встрече младшие по возрасту обязательно здороваются первыми. Также молодые не переходят дорогу старшим (в основном это правило касается кыргызских снох и девушек).  
  • При беседе со старшими молодые всегда должны держать такт, не позволяя себе лишних слов при старших.

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит «белобородые»). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Манси

13Манси считали, что цикл человеческой жизни можно проследить от рождения человека и до его смерти. В традиции манси принято каждую новую фазу жизни человека обставлять переходными обрядами. В соответствии с возрастными изменениями и после исполнения положенных обрядов каждая возрастная группа получает свое название, соответствующее не возрасту по годам (у манси не принято вести счет возрасту и количеству всего живого), а биологическому возрасту и физическому состоянию индивида. Матум — «старый». Яныгпалаг емтумыг экваг-ойкаг, буквальный перевод названия данного возраста означает «пожилые женщина, мужчина». Любовь и уважение к этой группе людей проявляются и в фольклорных текстах. В героическом эпосе манси старейшин величают «седоголовыми старцами». В предании «Торум урыл» («О Боге-Торуме») говорится о том, как важно почитать родителей, старших по возрасту, пожилых людей, а также Бога-Торума.

Взаимоотношения родственников подчинялись этическим установкам, сложившимся в течение веков. Основные из них — почитание старших и забота о младших, беззащитных. Было не принято возражать родителям, даже если те бывали не правы. Слово матери имеет великую силу, если благословит мать свое дитя, то он будет счастлив, если нет, то неудачи будут преследовать человека всю жизнь.

В сказках роль отца в семье – это заботливый и любящий родитель. Например, в сказке «Охотник и Мисхум» юноша нарушил предостережение отца рано вернуться с охоты, поэтому ему пришлось испытать немало трудностей, после чего ему удалось выжить и вернуться к отцу домой.

Тема отношения к матери и отцу отражена и в малых

жанрах мансийского фольклора – пословицах и поговорках:

  • Попадёшь в беду – вспомни мать.
  • Сильным рукам – сильный ум.
  • Светлый дорогой мой день
    Увидела я благодаря маме моей.

Марийцы

14В фольклоре марийцев зафиксировано более 500 пословиц, определяющих принципы нравственного поведения, нравственные ценности. Большинство из них посвящено утверждению идеи добра, справедливости, уважительного отношения к родителям и старшим членам общества, трудолюбия и дисциплинированности, простоты и скромности, настойчивости и терпимости, коллективизма и взаимовыручки.

«Первый человек на свете – мать, единственное солнце, единственная мать, пчёлы и те не живут без матери» – так учит народная мудрость. «Будь ты хоть кочкой, но не забывай свою мать, кто не слушается матери, попадает в беду, не слушающий родителей потеряет голову».

Очень большим почётом пользовался среди детей и отец. Народ внушал, что почитание наказов отца делает человека мудрым. Детям с ранних лет прививалось послушание, почтительное отношение к родителям и старшим. Ослушание, пренебрежение, спор со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным.

Важным фактором самоактуализации личности выступало представление о долге (парым) человека перед родителями. «Ачам, авам ончем – парымым пуэм» («Ухаживаю за отцом и матерью – долг отдаю») – говорится в пословице. Марийцы отличались почтительным отношением к родителям, послушным выполнением их указаний. «Мать с отцом надо уважать как Бога» – учила народная пословица. Дети с ранних лет приучались к послушанию, почтительному отношению к родителям, их родственникам и старшим.

Высшим уважением пользовались люди старшего поколения. «Старших почитайте, младших – жалейте (остерегайтесь)», – говорит народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему, предоставить кров путнику. Согласно традиционным нравственным представлениям, мариец в своем поведении должен был стремиться уравновесить существующие на свете добро и зло, сохраняя оптимизм, веря в свое счастье и удачу, здоровье, делая добрые дела.

Мордва

15В мордовском  языке отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд, кудо – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. У мордвы принято почитать родственные отношения вплоть до 7-го поколения. Велико значение старшего поколения в сохранении традиционной культуры: «Для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело».

Мордовия является краем с сильными общинными традициями. Авторитетом и решающим правом голоса в общине пользовались почетные старцы, представляя своего рода неформальную власть общества. Они составляли совет старейшин, имеющий право вмешиваться во все вопросы жизни общины. Это были уважаемые люди села, обладавшие большим влиянием на сходках. Без их согласия староста не принимал ни одного важного решения. Старики играли роль арбитров в важнейших мирских делах, выполняли функции судей, руководствуясь традициями отцов и дедов. В народе «совет старейшин» считался хранилищем обычаев предков, традиций.

Осетины

16Важное место в становлении и развитии личности уделялось морально-нравственному кодексу осетин – æфсарм, который сочетал в себе такие требования, как уважение к старшим, мужество, благородство, честность, справедливость, толерантность, честь и достоинство, рыцарское отношение к женщине, безупречную манеру поведения.

Как только ребенок появлялся на свет, новорожденной девочке высказывались пожелания: «Будь, как мать, приветливой, скромной, работящей», а мальчику: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив», в первых же тостах-молениях в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить во здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

С давних пор Осетия считается одним из регионов Кавказа, отличающимся долголетием его жителей. Главная причина заключалась в том, что старшее поколение не чувствовало себя лишними людьми или тягостной обузой, а наоборот, вполне осознавали свою полезность, что способствовало их моральной и физической стойкости и выносливости. «Урс сӕр у рӕстгӕнӕгӕн» («Счастлив тот, кто стал седым»), «Зæронды хъис хъæбæр у» («Старая борода - признак силы»). Такая забота и внимание вселяли в них уверенность.

Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, представителями семей на «ныхасах» (собрание), консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы в святилищах и церквях. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, их величали: «не стыр фыд» (старейшина), с ними советовались: «Зæронд хæдзарыл иузæрдыг у» («Старший руководит преданно»). Важнейшая форма проявления уважения к старшему у осетин – приветствие. Встречаясь с осетином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя осетин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо от того, знает он его или нет. Это нашло свое отражение в следующей поговорке: «Хистæрæн кад, кæстæрæн рад» («Старшему – почет, младшему – черед»).

Русские

17Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам по всей территории расселения русских. «Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, – писал в 1797 году в частном письме крестьянин Семипалатинского уезда Худяков, – почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание и без благословения ея ничево не начинайте, отчево будете от Бога прославлены и от людей похвалены...».

По русской этике, уважения были достойны не только родители, но и старшие вообще. В семейном застолье лицам пожилым, а тем более престарелым, предоставлялось почетное место.

Их с почтением приветствовали при встречах на улице. Детям прививалось понятие об уважении к старшим с ранних лет. Существенную роль в этом играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера, до которых так охочи были сельские жители. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи; а когда, одумавшись, просит у нее прощенья, то получает от нее очень важный совет.

Еще одна народная сказка с говорящим названием «Мудрость стариков» повествует о том, как жестокий царь, приказавший истребить всех стариков, которые не приносили пользу государству, поплатился за свое решение. Пережить засуху и справиться с другими невзгодами ему помог только отец доброго боярина, который сохранил отцу жизнь. Похожий сюжет мы встречаем в сказке «Отцова мудрость».

Русские люди придавали большое значение и молитве отца или матери за детей. «Сила родительской молитвы неотразима», – утверждал житель Калужской губернии. «Молитва родителей и со дна моря поднимет», – вторит ему русская пословица.

Нравственная основа взаимоотношений двух поколений в семье особенно четко проявлялась в представлениях о значении родительского благословения. Родительское благословение давалось перед свадьбой (когда начинали собираться в церковь, родители благословляли иконой), перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей).

Таджики

18Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок. Уважение к старшим – это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное.

Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца. В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии – дети все время находятся рядом.

Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.

Туркмены

19Издревле туркмены с особым почтением относятся к старшим по возрасту, особенно это заметно по отношению к пожилым людям. Считается совершенно недопустимым не выполнять их просьбы, спорить или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу, или, не дай бог, напоминать о ней.

И конечно, особого почтения требуют по отношению к родителям, как говорится в туркменской пословице: «Серебро и золото не стареют, а мать и отец цены не имеют».

Согласно этикету туркмен, в присутствии старшего молодой человек призван соблюдать неукоснительные правила. Всем своим видом он должен выражать внимание к нему, начинать беседу или садиться с его позволения, не говорить громче и больше старшего, не спорить с ним, не указывать на его ошибки, беспрекословно выполнять все его просьбы.

Об уважении к старшим свидетельствуют многие пословицы и поговорки, в которых заложены не писаные правила поведения: «Почитай старших, если хочешь, чтобы и  тебя уважали», «Любящий отца, любит и Родину», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».

Татары

20Почтительное отношение к родителям, и вообще – ко всем, кто старше по возрасту, выше по общественному положению, судя по нашим опросам, и сегодня считается у татар самой большой добродетелью. Старшее поколение выступало как живое воплощение прошлого и образец будущего, становясь главным хранителем многовекового опыта. Это определяло преемственность и устойчивость традиционных форм воспитания. Совместное проживание нескольких поколений одной семьи приводило к тому, что главными воспитателями становились бабушка и дедушка. Основная нагрузка по уходу за ребенком ложилась именно на бабушку из-за постоянной занятости матери по хозяйству.

Бабушка и воспитывала, и наставляла, и учила добру. От бабушек и дедушек воспринимался первый опыт нравственности. Они были хранителями семейных преданий и легенд.

В сознании многих поколений самое доброе, светлое в жизни было связано со старшим поколением.

Дедушка (бабай) и бабушка (әби) пользовались в семье наибольшим уважением. Во время совместной трапезы их усаживали на самые почетные места, обращались к ним с подчеркнутой вежливостью. Во многих традиционных татарских семьях до сих пор три поколения родственников живут под одной крышей, и именно дедушка и бабушка прививают младшему поколению любовь к национальным традициям, обычаям.

Удмурты

21Удмурты, как и другие народы, основную цель семьи видели в рождении и воспитании детей. Во всех молитвах одна из существенных просьб удмурта сводилась к просьбе о ниспослании его детям счастья, благополучия, силы, нравственных качеств: «Славные и добрые люди да полюбят их и да введут в свой дом. И да будут они известны народу…». Детей в молитвах сравнивали с ласточками, муравьями или пчелами, что не было случайностью. Ласточки символизировали счастье, благополучие дома; муравьи и пчелы – трудолюбие, дружную жизнь. Определяющая роль в воспитании детей принадлежала семье, ее моральный и социальный престиж напрямую зависел от детей. За неблаговидные поступки детей общество в первую очередь осуждало родителей, не уделяющих должного внимания  вопросам воспитания.

У удмуртов был очень развит семейно-родовой культ. Они обычно жили большими семьями. Бабушки и дедушки играли огромную роль в воспитании младшего поколения. Именно им была присуща народная педагогика с вековыми традициями, приметами, пословицами и поговорками. Они учили детей не вмешиваться в разговоры старших, не разговаривать громко, кричать и смеяться на улице. В воспитательных речах были такие выражения, как: «Терпи» (Чида), «Будь как все» (Калык рад лу), «Прилично, неприлично» (Ӟеч, урод) и так далее.

Пожилое поколение было основным фактором культивирования сложившихся стереотипов поведения, общественное мнение осуждало отступления от установившихся обычаев.

Старшее поколение заботилось о том, чтобы их дети выросли достойными людьми, которые с уважением относятся к природе, окружению, обществу, которое их окружает, не были жадными и алчными.

Узбеки

22В Республике Узбекистан издревле почитают и берегут семейные узы как одно из богатств народа. Система воспитания, созданная народом Узбекистана, на протяжении многих исторических эпох всегда служила могучим средством передачи социального опыта, накопленного прежними поколениями. В узбекских семьях сохраняются высокий авторитет и уважение к родителям. Узбеки убеждены в необходимости получения родительского благословения для вступления в брак.

Определяющими принципами внутрисемейных отношений являются уважение, почитание и авторитет старших поколений, преемственность правил поведения и традиций, огромная роль женщины в организации и сохранении семейного очага, в воспитании детей. В традиционных семьях глава рода осуществляет руководство, держит связь с внешней средой, охраняет семью, принимает судьбоносные решения.

Почитание старших и учтивость выражаются не только в обращении на «Вы» к старшим: «ота» — отцу, «ойи» – матери, брату – «ака», сестре – «опа», «амаки, почча, опоки», — дядюшка, тетушка — но и в правилах поведения и этикета, прописанных ещё в XI веке Кайковусом в рукописи «Кабус-нома» (1082 г.), посвященной внуку Гиланшаху в назидание потомкам.

Отец – мощная гора, дуб, опора и зашита, гарант устойчивости и неприкосновенности семьи. Мать – светильник развития и просвещения семьи. А сама семья – священная обитель – «мукаддас даргох», цитадель – «кал’а»

«Har kimning uyi jonajon qal’asidir» — Для каждого свой дом является родной крепостью.

Народная пословица гласит: «В доме, где есть пожилые люди, правят добро и свет».

Великий Алишер Навои безграничное почитание родителей выражает следующими искренними словами:

Главу свою перед отцом склоняй,

А сердце матери своей отдай…

Пускай отец – Луна и Солнце – мать

Тебе дорогу будут озарять.

Современная узбекская семья опирается на 2 могучие традиции: уважение к старшим и милосердие к младшим; равноправное партнёрство супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными, будущими поколениями.

Чеченцы

23Сыну, говоря словами предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: «Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у чеченцев признается высшим достоянием личности.

В семьях чеченцев с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня.

Поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста обращаются к ним со словами: «Пусть будет день вам добрым!», «Чем могу быть вам полезным?» и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия.

Уважение к матери и отцу — это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: «Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу» («Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят»). Старики в доме находятся на особом положении. «В этом доме всегда будет беркат (благополучие), — говорят вайнахи …»

Чуваши

24Семья – главная ценность для каждого чуваша, поэтому и семейные ценности почитаются свято. В чувашских семьях супруги имеют равные права. Приветствуется проживание нескольких поколений в одном доме, так что семьи, где бабушки-дедушки, их внуки и правнуки живут под одной крышей и ведут совместный быт, не редкость. В семьях чувашского народа всегда с большим уважением и любовью относились к своим родителям. Все это хорошо видно из народных песней, в которых пели не о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к своей семье, родителям и Родине.

Древние чуваши верили, что самое страшное проклятье — это проклятие матери, которое обязательно сбудется. Поэтому чуваши очень чтили своих матерей, и была у них такая пословица: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя.

Старинная чувашская семья (кил - йыш)  обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением.

 

 

Пословицы и поговорки об уважении к старшему поколению

  • Если не уважаешь своих родителей, то и тебя никто уважать не будет.
  • Кто мать и отца почитает, тот во веки не погибает.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.
  • Обидишь отца-мать - счастья не найдешь.
  • Береги отца с матерью - других не найдешь.
  • Родителей слушать - горя не знать.
  • Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
  • Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
  • Добивайся не услужения, а уважения.
  • Кого уважают, того и слушают.
  • Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение.
  • Того не уважают, кто не уважает других.
  • Уважение покоится на взаимности. 
  • Умный уважает всех, глупый - только себя.
  • Жалей отца с матерью, других не найдешь.
  • Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
  • Кто родителей почитает, тому Бог помогает.

Почтительное отношение к старшим членам семьи существует у всех народов России, независимо от их вероисповедания. Например, в еврейских семьях запрещено оценивать поведение родителей, в буддийских семьях дети должны помнить о заботе родителей, которые трудились, чтобы прокормить и дать образование своим детям. Помня об этом, дети обязаны проявлять к своим родителям любовь заботу и уважение. В исламе почитание родителей также является одной из главных заповедей.

Мировые религии об отношении к родителям

Почитание родителей в христианстве

25В христианской культуре возраст старости – это период, который обращает человека к Богу, все земные соблазны и искушения ослабевают. Однако в христианстве мы находим двоякое отношение к старости: долгая жизнь как особый дар Божий, а, с другой стороны, немощная долгая старость как наказание за грехи. Для средних веков характерны образы пожилого старца, образы святых и великомучеников.

Несмотря на двойственное отношение к старости, христианство вырабатывало ценностное отношение к старости: пожилым давалось время для подготовки к встрече с Всевышним, а после смерти была обещана встреча с ушедшими из жизни близкими людьми.

Старость, согласно библейским текстам, определяется не иначе как зрелость, как исчерпанность меры человеческой жизни, данной человеку Богом, а состоявшаяся жизнь обозначается словами «престарелый и насыщенный жизнью». «Нет ничего сильнее старости», – убеждает свт. Григорий Богослов.  Старость смиряет. И это, как считают православные богословы, ее главный подвиг, который требует храбрости и отваги. В православной литературе неоднократно указывается еще одно преимущество старости перед другими возрастными периодами жизни: человек не только видит, кто он есть на самом деле, но и, наконец, может быть самим собой.

Вершиной духовного служения было старчество Оптиной Пустыни. Преподобным Оптинским старцам могло быть и 50, и 40 лет, но по духовному опыту они считались именно старцами. Поэтому в православии принято уважать не только старших по возрасту, но и тех, чей жизненный и духовный опыт богаче твоего. Недаром к священнику принято обращаться «батюшка», хотя он может быть гораздо моложе своих прихожан. Но именно он имеет большой опыт духовной жизни. То есть уважаемая старость в Церкви воспринимается не числом лет, а навыками, опытом и духовной мудростью.

Основанием нравственных норм, регулирующих отношения детей и родителей, является пятая заповедь библейского Декалога: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Почитание родителей включает в себя долготерпеливую заботу о них в их болезнях и немощах, возможность послужить самому близкому человеку, которая высвечивает и испытывает социальность человека, его потенциал отношения к людям. В житейском смысле польза от соблюдения этой заповеди — в очевидной гармонии жизненного уклада. Преемственность поколений вместо конфликта отцов и детей, спокойствие совести, уважение окружающих, светлая и благодарная любовь стариков.

В качестве примера исполнения пятой заповеди вспомним житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

«Он (отрок Варфоломей) стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в Московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей. Двадцати лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители умоляли его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался».

И вот он, удерживая свои стремления, покоит старость родителей до времени, угодного Господу. И Господь венчает их семью общей святостью: родители, постригшись в Хотьковском монастыре, отходят в Царство Небесное как преподобные, а сам Сергий становится родоначальником великой семьи подвижников и праведников.

В христианстве, которое опирается на ветхозаветные традиции, нет ничего позорнее, чем пренебрежительное отношение к старикам. Неуважение к старцу Библия называет наглостью, признаком строптивости и развращенности: «Народ наглый, который не уважит старца». Есть и прямые указания о почитании пожилых: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца».

Сознательная непочтительность по отношению к родителям, оскорбительное поведение по отношению к ним является тяжким грехом: «Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие — быть злодеем к своим благодетелям и воздавать им злом за добро. После же Бога нет больших к нам благодетелей, как наши родители, поэтому страшно быть к ним неблагодарными» (свт Тихон Задонский). Дети призваны любить и почитать своих родителей, даже если они имеют какие-то недостатки.

Святитель Тихон Задонский пишет:

«Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи…»

Почитание родителей — важнейшая нравственная обязанность, которая не может утратить своего значения в любых общественных условиях Почитание родителей предполагает всемерное проявление по отношению к ним признания, уважения, благодарности и заботы.

Мусульмане о бережном отношении к родителям и старшему поколению

26Ислам с первых дней возникновения уделял особое внимание правам и обязанностям матерей и отцов, их уважению. Одна из десяти заповедей, данных Богом пророку Мусе, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Священный Коран призывает детей к доброму, справедливому, терпеливому, уважительному, почтительному отношению к состарившимся родителям, предостерегает от повышения голоса на них, особенно когда они достигли преклонного возраста и немощи и находятся на их попечении.

Каждый мусульманин знает или должен знать, что Аллах призывает к безусловному уважению и почитанию родителей, послушанию им во всем, что не противоречит канонам Ислама. Этому в Исламе придается очень большое значение, равного которому нет ни в одной религии. По своей важности такое отношение к родителям уступает лишь вере в Аллаха и поклонению Ему. Аллах предупреждает верующих о том, чтобы они остерегались выражать свое раздражение по отношению к своим родителям, так как многие их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом.

Согласно требованиям религии, дети не вправе выражать свое недовольство даже слабым вздохом родителей. Всевышний повелевает проявлять к родителям сочувствие и молить Аллаха о них: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким».

Благородные хадисы также подтверждают достоинство проявления уважения к родителям, предостерегают от ослушания им или нанесения обид, независимо от причин, подталкивающих к этому. В хадисе говорится, что не почитающий родителей не войдет в Рай, сколько бы благих деяний он ни совершал. Посланник Аллаха также отмечал, что человеку, которым довольны родители, открываются врата Рая, а тому, которым недовольны, – врата Ада.

Коран развивает в душах детей чувства почтительности и признательности по отношению к родителям и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит свое чадо. Трудности, которые испытывает каждая мать, вынашивая и кормя своего дитя, описываются в Священном Коране.  Всевышний Аллах создал сердце матери любящим своих детей и никакая другая любовь не может сравниться с той любовью, которую Аллах вложил в ее сердце, ибо это бескорыстная любовь, за которой нет никаких личных интересов. Психологи установили, что материнская любовь и нежность помогает человеку на различных этапах его жизни. Смерть матери оставляет горький след в душе человека на всю оставшуюся жизнь. В Коране Создатель завещал делать только добро любящему, ласковому сердцу матери, и это же подтверждает Сунна Благородного Посланника Аллаха.

Аллах Всевышний сказал пророку Мусе:

«Кто почитает родителей, Тому Я удлиняю жизнь и даю ему детей, которые будут его почитать, кто же ослушивается их, то Я сокращаю ему жизнь и даю детей, которые не будут его слушаться».

У сподвижника Пророка Ибн Аббаса спросили: «Кто такие люди Арафа?» Он ответил: «Арафа - это гора между Раем и Адом, на ней нет ни дерева, ни родника, ни речки. Люди, которые на ней, – это погибшие на Пути Аллаха, но при этом родители были ими недовольны, вследствие чего они не могут попасть в Рай. А из-за того, что они погибли на Пути Аллаха, не могут попасть в Ад. И так будут они на этой горе, пока Аллах не решит их судьбу».

Добропорядочный мусульманин использует любую возможность для того, чтобы выказать свое почтение пожилым людям. Он первым здоровается с ними и уступает им дорогу, а если он находится в их обществе, то не вступает в разговор без их разрешения и одобрения. Сподвижник по имени Самура бин Джундуб рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха я был ещё юношей и запоминал то, что он говорит, но не говорил сам, потому что рядом находились люди, которые были старше меня».

Уважение к старшим считается показателем благовоспитанности, великодушия и праведности. Авторитет старшего поколения в исламе не оспаривается и не подвергается сомнению, ведь с возрастом человек набирается жизненного опыта, являющегося незаменимым помощником в мирских и религиозных делах. Если в молодости человек легко поддаётся эмоциям и чувственным порывам, горяч и полон энтузиазма, то с возрастом он учится проявлять кротость и терпение, различать добро и зло, отталкивать сомнения и противостоять соблазнам.

Пророк Мухаммад явил собой прекрасный пример того, как нужно чтить престарелых людей, выражая им признательность за тот вклад, который они внесли в развитие общества.

К Пророку часто приходила одна пожилая женщина, и он всегда приветливо встречал, оказывал ей знаки внимания. Они беседовали, и он спрашивал: «Как вы? Как ваши дела? Как вы поживали без нас?»

Однажды Пророка спросили: «Почему ты оказываешь этой старухе такой приём?»

Он ответил: «Поистине, она приходила к нам при жизни Хадиджи! Разве ты не знаешь, что проявление уважения к тем, кого любят, есть часть веры?»

«Старость опытом богата», - говорится в пословице. Так было у всех народов, во все времена. Именно старшие, уходя, передавали жизненно важные знания - те, которые помогали народам возрождаться после очередных катаклизмов. Ведь: «Если бы не было полусогнутых стариков, грудных младенцев и животных, пасущихся на лугах, на вас бы нескончаемым потоком изливались различные беды» (Хайсами,10/227).

Отношение к старшему поколению в иудаизме

27Заповедь о почитании родителей, входящая в 10 Синайских Заповедей, считается одной из самых важных в иудаизме и иногда даже приравнивается к почитанию Бога.

К исполнению заповеди о почитании родителей следует относиться с особым вниманием, так как Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. Тора говорит: «Чти отца своего и мать свою» - и «Чти Бога». Отец и мать равноправны  со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а  Всевышний дает ему душу - оба «вклада» важны в равной степени, так как  при отсутствии любого из них человек  не может существовать.

Что в иудаизме  входит в понятие «нормы приличия». Например, дети не занимают место, которое обычно предназначено для их отца или матери в каком-либо общественном учреждении, а также место в синагоге, на котором родители обычно молятся, дома не садятся там, где обычно сидят родители, не перечат им. Если отец разговаривает с кем-нибудь, а сын заявляет: «Мне кажется, что отец прав», то он нарушает предписание бояться отца, так как сын не имеет права давать какую бы то ни было оценку словам своего отца.

  • Если сын просит кого-то об одолжении и знает, что его просьба будет исполнена в любом случае - обращается ли он от своего имени или от имени своего отца, - следует обратиться от имени отца, чтобы таким образом проявить к нему почтение.
  • Когда мать говорит сыну: «Сделай то-то и то-то», и он исполняет ее просьбу, а потом приходит отец и спрашивает: «Кто просил тебя делать это?!», сын должен взять всю ответственность на себя и не говорить, что сделал это по просьбе матери, если знает, что отец рассердится на нее.
  • Дети обязаны разговаривать с родителями стоя.

Родители для евреев — еще и наставники, которые сопровождают, поддерживают, указывают путь. Повзрослевшие дети оберегают своих стариков, поскольку не представляют своей жизни без них. Евреи говорят: «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него и когда состарится».

В иудаизме большое значение придается преемственности поколений. Уважение к старшим общепринято. Кроме того, в иудаизме каждое поколение рассматривается как своего рода звено в длинной цепочке передачи еврейской Традиции. Поэтому существуют отдельные заповеди: уважать отца и мать, дедушку и бабушку, старшего брата, родителей жены и т.д. Член семьи считался ответственным за ее доброе имя: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

Рав Меир Симха Коэн из Двинска  пишет, что даже тот, кого родители не растили и не воспитывали, должен их почитать. Поколение пустыни питалось маном, пило воду из колодца Мирьям, который сопровождал их повсюду, а облака Почета Всевышнего стирали и гладили им одежду, которая росла вместе с ними. Нормам морали и нравственности обучал их Сам Всевышний через пророка Моше. Тем не менее, и этому поколению было заповедано почитать родителей.

Заповедь почитания отца и матери необходимо выполнять во всех аспектах: мыслями, словами и делами. Первый аспект – мысль. Эту великую заповедь выполняют мысленно, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители. Вспоминают их хорошие качества, поступки, достоинства. Великий мудрец Торы прошлого поколения, рав Хаим Шмулевич, пишет, что в родителях необходимо разглядеть те достоинства, которые отличают их от других людей. Это даст возможность детям их уважать по-настоящему.

Второй аспект – слово. Говорить с родителями и о них дети обязаны с большим почтением и высокой оценкой, с любовью и мягкостью.

В различных источниках приводится, что с отцом и матерью следует говорить, как с царем и царицей, всячески выказывая им почтение. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их делами и здоровьем.

Если человек просит о чем-либо людей, которые уважают его родителей, ему следует сказать: «Окажите мне эту услугу ради моего отца или матери», даже если они исполнили бы его просьбу, не будучи знакомы с его отцом и матерью. Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если человек слышит, что о его родителях отзываются в неуважительной форме, он обязан это сразу же пресечь.

Третий аспект выполнения заповеди – действие. Своим достойным поведением человек автоматически исполняет заповедь почитания родителей, ибо доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такого прекрасного человека могли воспитать только очень хорошие родители». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей – ведь все, что он делает, в определенном смысле является следствием их воспитания. Всевышний «вспоминает их» к добру и воздает им в этом и в будущем мире.

В Торе сказано: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле». Некоторые мудрецы считают, что значимость заповедей настолько велика, что за них невозможно отплатить человеку в этом мире. Согласно этому мнению, долголетие, обещанное за исполнение заповеди почитания родителей — это долголетие в Грядущем Мире. Согласно другому мнению, тот, кто почитает родителей, получает благословение Свыше на долгую и счастливую жизнь и в этом мире тоже.

Заключение

«Чти родителей и прародителей своих, и всё сотворённое ими сохраняй и почитай».

Д. С. Лихачёв

Сущность уважительного отношения к старшему поколению заключается в том, что дети имеют высокое мнение о своих родителях и рассматривают их как людей большого достоинства и важности. Уважение выражается в мыслях, словах и действиях.

Владимир Мономах писал: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». «Слово святых отец, како детям чтите родителя своя» учит детей любить отца и мать, кто чтит и слушает своих, тот очистит грехи свои и прославится перед Богом. «Слово» молвит: «Кто злословит родителям своя, сий пред Богом грешен есть…».

В народной педагогике уважение, почитание родителей определяется как культ (от лат.cultus) – почитание. Родители считались заступниками перед Богом и проводниками его воли, поэтому уважение к отцу, матери являлось делом богоугодным. Почитание старших, а, прежде всего родителей, – это унаследованный от предков, усвоенный с молоком матери благороднейший обычай у всех народов Востока. Матери отводилась особая роль в сохранении народной культуры: языка, обычаев, национальной самобытности народа. Ее любовь сравнивается с летним солнцем: «Родная мать любит, как летнее солнышко греет» (рус.), «Материнское сердце ближе к детям» (морд.). Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства. Нарушившему ее угрожает проклятие: «Укоряющего старость матерню, да исклюют его вранове, да съедят орли».

Педагогическая роль отца в народной педагогике рассматривается в плане авторитета, нежели в плане практической деятельности по воспитанию. Первоначально в семье отец в деле воспитания подрастающего поколения представлял скорее фактор моральный: защищал свою семью, требовал от ее членов четкого выполнения обязанностей, и материальный. Позднее власть отца приобрела нравственное основание: даже ослабленный старик, как посредник между семьей и богами, сохранял свое значение: «На плечах отца держится мир». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит результат воспитания человека на протяжении всей жизни: «У отца задиры сын – драчун»; «Для плохого отца наказание – плохой сын»; «Балованный сын навлечет упрек на отца».

Много поучительного содержится в народной мудрости о роли отца в семье: «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай» (киргиз.); «Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле» (каракалп.). Волю отца ставили выше царской воли: «И царь хотел, а отец не велел» (морд.). В семьях узбеков, таджиков, киргизов, мордвы сын до тридцатилетнего возраста обязан был отчитываться перед отцом в своих действиях. И даже после смерти отца сыну предписывалось мысленно советоваться с ним, иначе тот мог и показать сына, поэтому внушали: «Отец и в гробе найдет»

По этой причине мудрые книги часто говорят, что если ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника. Более того, как говорил древнегреческий мудрец Питтак:

«Что ты сам сделаешь для родителей своих,

того же ожидай и себе от детей своих».

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области