11x1300

logo4site


vkfbinstayoutube
      
 Виртуальная справкаgb400glaz400
 Онлайн пункт выдачи книгПодкасты СОМБBOOKгод памяти и славыpero300   Уралэтноcal150

 

 

Марийский край – земля Онара

TitleOnar1

«В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана.

o0

Вот по этой причине, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара...» 

Республика Марий Эл – это край с красивой и самобытной природой, культурой и обычаями, край с гостеприимным и добродушным народом. 

В 2020 году Марий Эл отпразднует 100-летие образования республики. Отправной точкой ее развития принято считать 4 ноября 1920 года специальным указом была создана Марийская автономная область.

К этому событию приурочена наша книжная выставка «Марийский край – земля Онара», благодаря которой вы сможете поближе познакомиться с историей Республики Марий Эл, с культурой и традициями марийского народа, а также с устным народным творчеством и литературой.

 

Как красиво звучит — Марий Эл

Словно эльфов волшебных страна

Если там побывать не успел, —

Можно просто представить: она

Пролегла по тенистым лесам,

По лугам первозданных цветов

Нужно срочно поехать, и сам

Всё увидишь, узнаешь, без слов

Куклин Константин

И сегодня мы хотим вам представить некоторые издания, посвященными марийскому народу, которые вы сможете найти на нашей книжной выставке «Марийский край – земля Онара». Выставка будет действовать в Свердловской областной межнациональной библиотеке до конца октября.

o2В коллективной монографии «Марийцы. Историко-этнографические очерки» представлены очерки по этногенезу, этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре марийского народа. Основное внимание уделено наиболее важным вопросам этнического и культурного развития марийцев. 

Разделы книги:

  • Происхождение и этническая история марийцев;
  • Расселение и этнодемографическая характеристика;
  • Традиционное хозяйство и материальная культура(поселение и жилище, пища и утварь, народный костюм, традиционное ткачество и т.д.);
  • Семейные обычаи и обряды (патронимия, марийская свадьба, родильные обряды, похоронные обряды и поминки и т.д.);
  • Марийская сельская община и общественный быт (народные праздники и т.д.);
  • Народные верования и знания; Народное творчество и искусство (устное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, литература, театр, музыка, изобразительное искусство).

Представленные в монографии очерки затрагивают основные аспекты многообразных культурно-бытовых традиций народа. Они написаны с позиции современной этнологии, на основе обобщения сведений, взятых из опубликованных и архивных источников, а также материалов, собранных участниками этнографических экспедиций, проведенных во всех регионах компактного проживания марийцев. Для авторов важно было помочь читателям глубже осмыслить народную культуру как чутко реагирующий на внешние и внутренние изменения живой, постоянно развивающийся организм.

o3«Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край»

 I том из серии «Историческое наследие марийского народа» это – первая серьезная проба обнародовать труды исследователей прошлых веков об историческом прошлом черемис – марийцев.

В книге публикуются исследования знаменитых историков и этнографов, как М.Г. Худякова, С. К. Кузнецова, труды которых являются письменными памятниками марийского народа. Наряду с марийской, книга затрагивает историю татарского, чувашского и удмуртского народов, освещает историю Среднего Поволжья XVI века, а также этнографию последующих веков.

o4

Иванов А.Г., Сануков К.Н. «История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста»

Пособие поможет изучить историю марийского народа.

Некоторые разделы книги: Марийцы в русском государстве; Марийцы в российской империи; Марийцы в ХIХ веке; Марийцы в начале ХХ века; Марийский народ в революционные годы; Марийский народ в годы Великой отечественной войны; Марийский народ в горы перестройки и в новой России.

ЭрВел Семен (Новиков С.С.) «Восточные марийцы. Философия, история, люди» ( в 5-ти томах. Том V ).

Эта книга о восточных марийцах, а также финно-угорских племенах Приуралья. В этот том включены материалы из первого тома и книги «Сказки моего детства», содержащие мировоззрение восточных марийцев.

Некоторые разделы книги: Философия марийцев (Бог, Христос, Человек, Дъявол; Нация, семья, личности, антиличности; Добро и зло; Деньги. Материальное богатство); Сказки моего детства (легенды, истории деревенских сказителей– «Скверный поступок», «Легенда о богатыре Идене», «Ворованный бычок» и др.); История( История переписи населения; Из чего был сделан первый барабан древних восточных марийцев и их предков? ); Люди( Марийская революционерка; Марийцы Свердловской области и их отличие от марийцев Башкортостана).

o6Сергеев О.А. «Истоки марийской письменности: Историко-лингвистический анализ рукописных памятников марийского языка XVIII-XIX веков»

В книге впервые подвергаются историко-лингвистической и палеографической интерпретациям рукописные памятники марийского языка XVIII-XIX веков. В ней рассматриваются основные стороны лексикографической практики в сравнительно– историческом плане. Устанавливаются первичные и вторичные варианты словарей, история создания рукописей; определяются их диалектные основы и дается графофонетический анализ.

o11

«Марийские народные загадки. Свод марийского фольклора»

В книге представлены марийские загадки, собранные фольклористом А. Е. Китиковым в течении почти 50 лет. Книга содержит более трех тысяч текстов загадок, в которых отразилось миропонимание, социально– исторический опыт, быт марийского народа.

Тексты загадок даны на языке оригинала и в переводе автора.

«Марийские народные сказки»

Сборник марийских волшебных, бытовых сказок и сказок о животных, пересказанных на русском языке. Всего в сборнике собрано 67 сказок – «Гусли самогуды», «Нянькин сын», «Солдат-лекарь»,«Кокшавуй» и др.

 

 

 

 

 

 

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 4.JPG
  • 5.JPG
  • 6.JPG
  • 7.JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG

mkrf2

mkso