Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: азербайджанцы»

u rodnikaАзербайджанский этнос создал культуру, отличающуюся от культур других народов. И сегодня Азербайджане стремятся защищать свою культурную самобытность, ведь они имеют за своей спиной многие столетия культурной жизни. С национальной культурой Азербайджана мы вас сегодня и познакомим.


Историческая справка

Семейно-бытовые традиции и обряды

Традиции гостеприимства

Традиционные блюда и напитки

Традиции азербайджанского народа, связанные с праздниками

Национальный костюм

Традиционные ремесла

Культура Азербайджана

Современное положение

Историческая справка

Азербайджанцы (самоназвание азербайджанлылар, азериле; азерб. azərbaycanlılar) – народ, составляющий основное население Азербайджанской Республики и значительную часть населения Ирана.

Многие проживают в Северо-Западном Иране, а также в России, Турции, Грузии, Туркмении, Узбекистане, Казахстане, на Украине, в странах Европы, США, Канаде. Предки современных азербайджанцев – тюрки-огузы, переселившиеся из Средней Азии в Закавказье в XI- XII веках, и кавказские албаны.

Субэтническая группа азербайджанцев – айрумы; к ним близки живущие в Иране и Афганистане афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, падары, шахсевены и др., традиционно ведущие кочевой образ жизни. Говорят на азербайджанском языке. Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба.

До нач. 2-го тыс. население Азербайджана говорило на северокавказских (агванском языке и др.) и иранских (азери, к носителям которых восходят современные талыши, и ср.-перс., к которому восходит язык современных татов) языках. С 1-го тыс. н.э. сюда проникают тюркские народы (гунны, хазары, булгары, печенеги и др.). Новая волна тюркизации местного населения связана с вторжением огузов (11-13 вв.). В позднем Средневековье азербайджанцы расселились в др. регионах Кавказа.

Традиционная культура типична для народов Кавказа. Характерен древний тип жилища-полуземлянки (карадам, или гарадам) с кровлей в виде ложного свода, опирающейся на столбы, и очагом в центре.

Особенности национальной азербайджанской кухни – предпочтение баранины при приготовлении мясных блюд, большое количество специй и зелени, особенно шафрана и сумаха, а также использование каштанов и лепестков роз.

Традиционные блюда: суп пити, кюфта-бозбаш – бульон с крупными тефтелями из мяса и риса с горохом и картофелем, довга – суп из кислого молока с зеленью, люля-кебаб, долма (голубцы), хинкал, овощи с мясной подливой сабза-говурма, запеченная в печи рыба с орехово-фруктовой начинкой, фаршированная дичь. Мясо часто готовят с кислыми фруктами. Праздничное блюдо – плов.

Сладости: шекербюра, шекерлукум, пахлава, рахат-лукум. Напитки: чай, айран, шербет – настой из сахара, лимона, шафрана, семян мяты, базилика и фруктов.

Традиционная мужская и женская одежда – рубаха, широкие штаны-шальвары, куртка-архалук, на ногах – джорабы, кожаная обувь типа поршней (аяг кабы), у мужчин – кафтан-чуха, на голове – папаха, у женщин – юбка, головной убор – круглая шапочка и сверху платок.

Азербайджанское искусство восходит к средне-вековым традициям: резьба по дереву и камню, изготовление поливной керамики (особенно в г. Гянджа), украшений с эмалью и драгоценными камнями, медной посуды с гравировкой (особенно в с. Лагич), оружия, орнаментированного чеканкой, гравировкой и чернью, шелковых узорных тканей (узор наносится при помощи воска), ворсовых и безворсовых ковров (к 18 в. сложились местные школы ковроделия: куба-ширванская, тебризская, гянджа-казахская, карабахская), изготовление сумок, попон и т.п. из ковровой ткани, вышивка по бархату и атласу золотыми и цветными нитями и др.

Фольклор. Распространены сказки, легенды, притчи, анекдоты. Народная музыка в своей основе одноголосна. Трудовые песни – пастушеские (в т. ч. речитативно-импровизационные песни с возгласами, сопровождающие выпас овец) и земледельческие (речитативно-импровизационные пахотные, молотильные, с четким ритмом – мотыжные и др.). Календарно-обрядовые – песни аграрных праздников, песни-заклинания (дождя, засухи, ветра). Среди семейно-обрядовых жанров значительное место занимают славления жениха и невесты; похоронные причитания исполняются профессиональными плакальщицами. Самая большая группа песен – бытовые (любовные – часто в форме диалога юноши и девушки, о природе, песни-размышления, шуточные). Танцы: женские сольные (сюзме, узундара), круговой обрядовый (яллы), массовый мужской (шалахо), мужские воинственные (джанги, казахи).

muzykaТрадиционные инструменты: смычковый кеманча, щипковые саз и тар; духовые – флейта тутек, язычковые зурна и балабан; бубен даф, или габал, барабаны нагара и бала-нагара, глиняные литавры гош-нагара, или думбул. Распространены ансамбли духовых инструментов (например, 2 зурны и 1-2 ударных), исполняющие танцевальные и обрядовые наигрыши, и струнные ансамбли (саз, кеманча, тар, даф).

Устное профессиональное искусство представлено дастанами – героико-эпическими (особенно известен эпос «Кёр-оглы») и лирическими (любовно-романтические сюжеты составляют основу дастанов «Асли и Керим», «Ашиг-Гариб»); с дастанами связано творчество ашугов. Развито искусство мугама.

Большую роль играют мусульманские обряды и праздники (Курбан-байрам, Рамазан и другие, особенно шиитские – Ашура, или Шахсей-Вахсей, праздники, посвященные восьмому имаму Резе и «скрытому» имаму – Мехди), а также домусульманские традиции – новогодний праздник Новруз-байрам, культы огня, камней, деревьев, родников, колодцев и др.


Семейно-бытовые традиции и обряды

Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина – глава семьи – был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа.

Браки заключались и между близкими родственниками – двоюродными и троюродными братьями и сестрами, но браки между молочными братом и сестрой запрещались. В случае преждевременной смерти одного из супругов новый брак старались заключить с представителем той же семьи, откуда был умерший, чтобы не нести дополнительных расходов на свадьбу.

svatovstvoВ браки вступали в довольно раннем возрасте. Юношей женили в 18-23 года, девушек выдавали замуж порой в 13-14 лет. Случалось, обручали и раньше, когда дети находились еще в колыбели, а иногда договаривались о заключении брака и не родившихся еще детей.

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные традиции.

Браку предшествовали предварительный сговор и обручение. Родственники жениха отсылали в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении прийти на сватовство. Бывало так, что в доме девушки не давали на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старался получить согласие у родителей девушки.


chayЧай saharв азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок – это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники.

Свадебный цикл завершался торжественным застольем. Обручение сопровождалось уплатой калыма (выкупа за невесту) и другими подарками. С этого времени и вплоть до свадьбы жених не должен был видеть свою невесту. Свадебная церемония происходила в доме жениха и длилась трое суток. Молодые, однако, встречались на ней только к вечеру третьего дня, когда невесту торжественно привозили в дом жениха, а сам жених пробирался домой тайком лишь глубокой ночью.

Когда девушка выходит замуж, люди, наряду с благословением и пожеланием удачи, дают невесте подержать в руках младенца ближайших родственников. По прибытии молодой жены в дом мужа с ее головы снимают вуаль, которую набрасывают на ветки плодоносного дерева, а на приготовленную для молодых постель укладывают вначале ребенка. Всеми этими наполненными глубоким символическим смыслом действиями родственники выражают невесте свое пожелание видеть ее матерью.

Традиции гостеприимства

В праздничные дни входные двери азербайджанцев не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. Дети в эти дни посещают знакомых и родственников с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

Одной из ярких черт гостеприимства азербайджанцев является большое количество постельных принадлежностей в доме.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев служит прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI веке в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам.

Вот что писал Дженкинсон: «Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаньями, так что в обе перемены было подано 290 блюд».

Первыми рассаживают гостей с максимальным удобством,  члены семьи садятся после. Начинается оживленная беседа. В промежутках добродушная хозяйка порой навязчиво предлагает отведать и того, и этого, рассказывая о том, где это куплено, как сделано, а если что-то будет похвалено, то обязательно последует подробное описание рецепта.

dolmaЧто должно быть на столе во время настоящего азербайджанского гонаглыга? Начнем по порядку. Редко какое застолье обходится без долмы из виноградных листьев. Это блюдо достаточно трудоемкое, но для любимых родственников и друзей никакого времени не жаль. Далее следует плов с несколькими видами гарнира. Рыбное лявянги тоже одно из постоянных гостей на азербайджанском столе. Не обходится без зажаренной до хрустящей корочки курицы. А еще многие считают, что стол без кутабов будет выглядеть слишком скромно.

Думаете много? Это только кажется. Много не страшно, хуже, когда мало. За основными блюдами следуют два-три вида салата, всевозможные приправы, гатыг, напитки – в большинстве безалкогольные, компоты, шербет. О послеобеденном чае со сладостями можно не говорить, потому что это обязательный компонент застолья.

Существовал определенный обычай, по которому в Азербайджане принимали и кормили гостя. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами – тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом обходил гостей и поливал им на руки, а затем подавал им полотенце. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья.

В подаче блюд бытовал определенный порядок: они подавались по очереди, приносить все сразу считалось неприличным. Соблюдение этого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна для обмена мнениями и отдыха; во-вторых, наличие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить аппетит.

После того как все съедено и сказано, гости начинают потихоньку собираться. Правда, хозяева очень настойчиво просят еще посидеть.  Бывает, конечно, что гости засиживаются, и как бы красноречиво хозяева ни поглядывали на часы, намекая, что завтра понедельник, расходиться не собираются.

На этот случай в старину у азербайджанцев существовал интересный обычай. Если гость чрезмерно задерживался, его сумку до отказа наполняли продуктами и выставляли на дорогу. Это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Хорошая традиция, не правда ли? И вежливо, и понятно, и с заботой о госте, даже самом надоедливом.

«На следующей неделе вы у нас», – замечается напоследок, даже если все понимают, что эта следующая неделя может наступить в будущем году.

Традиционные блюда и напитки

Своеобразие азербайджанской кухни заключается в том, что, обладая некоторыми сходными чертами с другими закавказскими кухнями — наличием одного и того же типа очага (тындыр или тандыр), кухонной утвари и пищевого сырья, — она создала на этой базе несколько иное меню и в целом иную вкусовую гамму. Поэтому основной состав национальных азербайджанских блюд отличается самобытностью, хотя многие блюда, заимствованные, например, из армянской кухни (долма), входят в повседневное меню современного азербайджанца.

tandyrТaндыр – материальный культурный образец азербайджанского народа и показатель богатой застольной культуры.

Тандыр в культуре Азербайджана имеет особое значение. Тандыр в Азербайджанском толковом словаре – сделанная из глины круглая, конусообразная, обрезанная верхняя часть, поставленная или зарытая в землю для выпечки хлеба большая печь.

Азербайджанцы считали хлеб святым даром и принимали наравне со святой книгой – Кораном. В трудную минуту каждый клянется этим священным даром, говоря «чурек хаггы». Когда люди молятся, просят у Создателя не испытывать их хлебом. Приезжающих в страну и в дом гостей встречают хлебом и солью.

В Азербайджане и хлеб, и тандыр считаются священными. Во время явлений природы – при затмении солнца, землетрясении люди бежали к тандыру. Они верили, что у тандыра Всевышний защитит их, с ними ничего не случится. Эта вера до сегодняшних дней существует в народе.

lavashВ литературе, в фольклоре Азербайджана можно встретить различные пословицы, афоризмы, баяты, связанные с хлебом. Вот некоторые из них: «Хлеб нельзя топтать»; «Дайте хлеб пекарю и еще один вдобавок»; «У хлеба без соли нет вкуса, у мужчины без хлеба нет имени» и др.

В Азербайджане пекут различные виды хлеба: хлеб из тандыра, лаваш, юха, яйма, фатир, фасали, кека. Каждый из них различен по форме, размеру, толщине, вкусу, запаху и способу приготовления.


posudaТрадиционно для приготовления многих блюд в Азербайджане использовали медную посуду и кухонную утварь, которую обрабатывали с помощью олова (лудили). Такие кастрюли, шумовки, половники, дуршлаги, тазы и сейчас используют во многих районах. Считается, что приготовленные в медной посуде блюда получаются более вкусными.

Основным мясом в азербайджанской кухне является баранина. Наряду с бараниной довольно часто применяется и телятина, а в старой азербайджанской кухне заметное место занимала также дичь (фазаны, турачи, куропатки, перепелки), все более заменяемая ныне домашней птицей (курами, цесарками, в первую очередь цыплятами).

Гораздо большее, чем в других закавказских кухнях, место занимает в азербайджанской кухне рыба.

Овощи, фрукты, пряная зелень и съедобные травы применяются в рационе в свежем, а не в отваренном или жареном виде. Если же их готовят с мясом или яйцами, то на долю зелени приходится порой чуть не более половины объема блюда (чучу, ажабсанда). Мясо при этом сильно разваривается, поэтому мясо-овощные блюда часто представляют собой зеленую кашу с мясной подливкой (сабзаговурма).

Для азербайджанской кухни вообще характерно употребление в основном надземных овощей.

Крайне мало употребляются корнеплоды — свекла, морковь, редька. Зато в почете всякие травы (пряные, ароматические, нейтральные), зеленые овощи (артишоки, спаржа, так называемая дербентская салатная капуста с мелкими кочанами конической формы, горох нут, зеленая фасоль). Фруктам и орехам (каштанам, фундуку, миндалю, лещине, грецкому ореху) также отдается предпочтение, и они употребляются наравне с овощами.

Из ароматических растений в пищу используются лепестки розы, что, как и применение каштанов, отличает азербайджанскую кухню от соседних закавказских. На розах настаивают сиропы, варят из них варенье, употребляют розовое масло в шербеты.

kurzeМногие блюда азербайджанской кухни имеются и в кухнях других народов (шашлык, долма, чанахи, пловы, пельмени). Однако они иногда отличаются технологией. Например, три вида азербайджанских пельменей — дюшбара, курзе и гиймя-хинкал — отличаются друг от друга общей величиной и формой, составом теста и начинкой и способом их расположения.

Имеет свои особенности и азербайджанский плов — парадное национальное блюдо. Рис для плова готовят и подают совершенно отдельно от остальных компонентов (мяса, дичи, рыбы, яиц или фруктов и трав, в совокупности называемых гара), не смешивая с ними даже на блюде во время еды.

Подача и еда азербайджанских пловов также имеет свои традиции. Рис никогда не подают совершенно горячим, а настолько теплым, чтобы масло в нем не остыло. Одновременно на отдельном блюде подают мясную или мясо-фруктовую часть плова и отдельно пряные травы. Таким образом, азербайджанские пловы состоят из трех отдельных частей, составляющих в совокупности одно блюдо. Мясо заедают рисом (или рисом, завернутым в лаваш) и вслед за тем пряной травой. Только те пловы, мясная часть которых заменяется яичной, подают к столу иначе — вначале на блюдо ровным слоем кладут рис, на него яично-растительную приправу, которую стараются взять с блюда так, чтобы того и другого в ложке было поровну.

Классический азербайджанский обед длится, как и все восточные обеды, долго — около трех часов, а порой и более. Он начинается обычно с закусок — копченого осетрового балыка с зеленым луком, луком-пореем, редиской, свежим огурцом или крессом, которые заедают чуреком и запивают айраном. pitiПри этом овощи и зелень не нарезают, а подают всегда целиком и каждую веточку в отдельности. Затем следуют кислые поджаренные фрукты — алыча, иногда наполовину с персиками. После этого подают один из супов — пити, довгу или кюфту-бозбаш. После довги может последовать говурма из баранины; после пити, в состав которого входит баранина, может быть подана галя (телятина с кизилом) или долма, но чаще всего цыплята или фазан, жаренные на вертеле. Все эти вторые блюда обильно сопровождаются пряной зеленью — крессом, кинзой, чесноком, эстрагоном, мятой. И только затем следует центральное блюдо — плов, который одновременно выполняет роль переходного блюда от второго к третьему. Характер плова также определяется в зависимости от предыдущих блюд. Если в их состав уже входила баранина, то плов будет с дичью или птицей. Если же дичь была подана до плова, а в состав первого блюда входила баранина (пити), то плов делают с яйцами, травами (кырпыгын) или фруктами. Когда же предварительное второе содержит яйца, зелень или телятину (чугу, галя), то плов делают с бараниной.

После плова может последовать как переходное блюдо к десерту густой соус из кураги, изюма, миндаля и сока граната. Десерт всегда чрезвычайно разнообразен и состоит помимо непременного мелкоколотого сахара из различных варений, бекмесов, шербетов, халв, печений и каймака с медом, которые подают к заключительному блюду — чаю.


stakanВ Азербайджане чай пьют охотно, помногу и не только в обед, но и вне обеда или любого другого приема пищи. Пьют только черный байховый чай, довольно крепкий, причем, как и в Иране, используют для питья не фарфоровую посуду (пиалы или чашки), а специальные узенькие сосуды грушевидной формы, напоминающие миниатюрные вазочки — так называемые ормуды или богмалы. Оригинальным является то, что стакан доверху не наполняется, сверху остается место, которое бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют «додаг йери», что буквально переводится как место для губ.

Использование большого количества свежей пряной зелени, фруктов и кислых соков почти в течение круглого года, молодого мяса и дичи, а также кисломолочных блюд делает азербайджанскую кухню здоровой и полезной.

Показательно ограниченное употребление соли в азербайджанской кухне. Азербайджанцы даже мясо предпочитают либо совсем несоленое (одно из основных народных блюд — кебаб — не солят совсем), либо ему придают кисловатый вкус с помощью фруктовых соков — граната, алычи, наршараба.


Пловы

plovАзербайджанские пловы состоят из двух основных и трех дополнительных частей. Все эти части приготовляются отдельно.

Основными частями плова служат отварной рис и гара (т. е. его мясная, рыбная, яичная, молочная, овощная или фруктовая основа).

Дополнительными частями служат подаваемые к плову: пряная зелень (целые стебли зеленого лука, чеснока, базилика, эстрагона, крессов, молотой свежей мяты и кинзы); казмаг (тонкая подсушенная пресная лепешка); шербеты (чаще всего кисловатые — лимонный, гранатовый, виноградный, барбарисовый и рейхановый).

Определяющей является основа. В зависимости от ее вида дается и название плову. Наиболее часты и разнообразны мясные пловы. Их делают с бараниной, жареной и фаршированной домашней птицей, дичью, а иногда и с молотым мясом — в форме шариков или лепешек. Реже в пловы используют рыбу, яйца, овощи и травы как самостоятельную основу. В то же время овощи, и особенно фрукты, обычно сопутствуют разным видам мясных пловов.

Вот некоторые, наиболее распространенные разновидности азербайджанского плова: каурма-плов (с бараниной), турши-каурма-плов (с бараниной и кислыми фруктами), чий-дошамя-каурма-плов (с бараниной, тыквой и каштанами), тоух-плов (с курицей, жаренной кусочками), тярчило-плов (с курицей или цыпленком фаршированным), чигыртма-плов (с курицей, залитой взбитым яйцом), фисин-жан-плов (с дичью, орехами, кислыми фруктами и корицей), шешрянч-плов (яичный), сюдлу-плов (молочный), ширин-плов (фруктовый сладкий).

Шербеты

sherbetАзербайджанские шербеты — легкие шербеты, они не только гораздо менее плотные, но и имеют иное назначение. В то время как таджикские, среднеазиатские шербеты — это, прежде всего сладость, десерт, употребляемый в завершение трапезы, азербайджанские шербеты в основном играют роль прохладительных напитков, а также питья, сопровождающего пловы. Кроме того, для азербайджанских шербетов используют в качестве фруктовой основы соки кислых фруктов и ягод — алычи, лимона, незрелого винограда (гора), граната, в то время как таджикские шербеты делают преимущественно из сока сладких плодов (абрикосов, вишни, клубники и винограда сладких сортов).

Вторым отличительным признаком азербайджанских шербетов служит то, что в качестве основного компонента в них используют не только фруктовые и ягодные соки, но и настои и дистилляты ароматических частей растений — семян, почек и т. п. Так используют семена базилика, мяты, фенхеля (бадьяна), эстрагона, ароматических трав. В такие шербеты сахар почти не добавляют, поскольку их употребляют исключительно как аперитивы или питье, сопровождающие мясные блюда.

Третьим отличительным признаком азербайджанских шербетов является обязательное введение в их состав розового сока, розового масла или настоя. Хотя эти добавки всегда крайне незначительны, но они существенно влияют на аромат  и вкус шербетов, делая их отличительными от всех остальных напитков.

Мучные кондитерские изделия

sladostiАзербайджанские мучные кондитерские изделия делятся на два основных типа. К первому принадлежат изделия типа толстого печенья, приготовляемого обязательно из бездрожжевого теста — масляного и масляно-песочного. К ним относятся различные наны, курабье, шакеры.
К другому типу относятся изделия, в которых тесто играет роль лишь своеобразной оболочки, в то время как их основа состоит из орехово-сахарной начинки (50—80% от общего веса). Таковы пахлава, шакер-бура, ореховые трубочки.


Традиции азербайджанского народа, связанные с праздниками

В Азербайджане отмечают праздники по мусульманскому календарю. «Праздник жертвоприношения» («Курбан байрам»), «Праздник после поста» («Рамазан байрамы»), «Мёвлуд Байрамы» (день рождения Мухаммеда).

novruzОдной из самых интересных азербайджанских традиций является праздник Новруз, который посвящен весне и наступлению нового года. Его отмечают 21 марта. Перед началом празднования Новруза азербайджанцы отмечают четыре предпраздничных среды: «Среда на воде» (Су Чершенбе), «Среда на огне» (Одлу Чершенбе), «Среда на земле» (Торпаг Чершенбе) и «Последняя среда» (Ахыр Чершенбе). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую – огонь, в третью – земля. В «Последнюю среду» ветер раскрывал почки деревьев и наступала весна.

В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья, и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.

До наступления темноты, в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день, многие семьи также гадали по книге Хафиза.

Одним из основных в этот день является обряд приготовления ритуального блюда сэмэни (каша из пшеницы). Кроме того, церемония приготовления сопровождается танцами и песнями.

Празднуется и последний день уходящего года. В этот день вся семья собирается вместе. Глава семьи совершает намаз и читает молитву. После того как прозвучит выстрел, который извещает о начале трапезы, вносится молочный плов. Когда же наступает сам Новруз, все переодеваются в новую одежду, и начинаются гуляния. На столе должно быть семь блюд, название каждого из них начинается с буквы «с»: скэд (молоко), сэмени, сумах, сирке (уксус), сабзи (зелень) и т. д. Также на стол ставится свеча, зеркало и крашеное яйцо. Считается, что как только качнется яйцо – начнется Новый год. После этого все поздравляют друг друга. В первый день Нового года в доме всю ночь горит свет.

Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А дети в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Новруза. В этот день за городом проводятся массовые гуляния, старинные игры — скачки на верблюдах и лошадях, различные соревнования, в которых наравне с мужчинами участвуют девушки и женщины.

guleshГюлеш – традиционная борьба, визитная карточка народной азербайджанской культуры, так же как танцы и музыка.

Гюлеш, говорят в Азербайджане, это состязания не только в силе тела, но и в силе воли, духа. Проводятся состязания под музыку (как в старину), под мелодичные звуки зурны и удары барабана. Борцов гюлеша называют пехлеванами.

В старину, в селениях пехлеваны соревновались прямо на земле. А в Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания – зорхана. Настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатром для зрителей, с красивыми куполами и коврами. В зорхана проходили состязания и тренировки, звучала музыка, пелись песни о подвигах богатырей.

Прелюдия к борьбе называется «мейдан-газмек». Это разминка, традиционный ритуал, напоминающая своеобразный танец: стройные борцы, обнажены до пояса, одеты в свободные шаровары, расшитые цветным узором, подпоясаны мягким поясом. Соперники плавно двигаются по кругу, по обеим сторонам ковра, попеременно взмахивают вверх и назад руками, кружась, поворачиваются на месте. Затем бросаются на пол, несколько раз, сгибая руки, касаются грудью ковра и, вскочив, делают широкий, приветственный жест рукой.

Это салям – учтивый знак приветствия. Сойдясь на середине ковра, они подают друг другу руки и трижды попеременно ударяют друг друга то правым, то левым плечом, потом отскакивают друг от друга, готовые к схватке. Попробовав силы, борцы пытаются взять друг друга на прием. Следуют быстрые движения, захваты за ноги и шаровары, подножки, подсечки, броски. Правила гюлеша почти не стесняют инициативы. Запрещены захваты за горло и удары ниже живота. Нельзя бросать противника, не следуя за ним, выкручивать руки, ноги и пальцы, толкать головой. В былые времена пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом. Сегодня, чтобы победить, надо положить противника на лопатки. Сегодня в Азербайджане устраиваются регулярные соревнования по гюлешу на первенство районов, городов и республик.

Национальный костюм

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев – нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц – из шелка.

Женская одежда

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.

В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

shemahinkaРубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами.

Поверх рубашки одевали чепкен (кафтан) который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Шили из велюра и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Он тоже имел подкладку и плотно прилегал к телу. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались.

Леббаде (халаты) были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Рукава леббаде были короткие. Леббаде шили из велюра и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались тесьмой.

Эшмек – стеганная верхняя одежда. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмека обшивалась мехом.

Кьюрду – стеганная женская одежда с открытым воротом без рукавов. По бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из велюра.

Бахари – стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник и подол и рукава обшивались разными тесьмой, кантами и цепочками.

Кьюлече – верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Туманы (юбки) которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходили до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами.

Из женских головных уборов особо распространенными видами были тюбетейки, а также шелковые косынки. Выходя на улицу, девушки надевали чадру.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра, драгоценных камней. Азербайджанские женщины очень любили украшения и умело пользовались ими. Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет». В него входили разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты.

Мужская одежда

muzhchinaСостояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк).

Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук плотно прилегал к телу. Его подол украшали оборками, рукава – прямые, постепенные сужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами, застегивались они до шеи. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины – кушак.

Чуха – вид верхней мужской одежды в Азербайджане. По всему разрезу прямых длинных рукавов пришивали пуговицы или петли. На груди чухи красовались нашивки для украшений.

Мужские шаровары шили из шерстяной ткани. Они были широкими, чтобы удобнее было скакать верхом.

Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи.

Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки. А в сельской местности больше были распространены чарыки.


Традиционные ремесла

Богатство и разнообразие сырьевых ресурсов издавна способствовали развитию в Азербайджане различных ремесел и художественных промыслов. Ремесла народных мастеров гончарное, шорное, кузнечное, оружейное, кустарная выделка бязи, шелка, сукна, активно развиваются и в настоящее время.

Изготовление ковров в республике является одним из традиционных ремесел. Наиболее широко оно было развито в местах, где издавна разводили овец, шерсть которых шла на изготовление ковров. Поскольку раньше каноны ислама не позволяли реалистически изображать людей и животных, в орнаменте ковров преобладали геометрические мотивы и стилизованное изображение растений, животных и птиц.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. В резьбе по камню, так же как и в других видах прикладного искусства, преобладал геометрический орнамент и стилизованное изображение растений. Интерьеры богатых жилых домов тоже украшала резьба, но по алебастру. Резьба и роспись широко используются и в современной архитектуре.

Из художественных промыслов, связанных с обработкой металлов, не утратило своего значения ювелирное дело. Ажурно-филигранные и эмалевые изделия азербайджанских мастеров, особенно женские украшения, пользуются большой популярностью в мире.

Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Азербайджанцы – мастера коврового искусства. Сегодня в Азербайджане ковровых композиций свыше шестисот видов.

kovryСогласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке. Об этом писали еще Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. Производство ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции. В эпосе «Китаби Деде Коркуд» воспеваются азербайджанские шелковые ковры.
В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов: палас, джеджим, лады, килим, шедде,  верни, зили, сумах.

По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ.

Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров.

Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые «гёлы») геометрической формы, растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров Бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета.

Богатые, со сложными узорами композиции ширванских ковров известны со средневековья. Еще в XIV-XV вв. эти ковры воспевались в табло европейских художников.

Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже, которая на протяжении многих столетий была центром производства высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие мастерские.

Узоры Гянджинских и Газахских ковров еще в средние века привлекали внимание европейских художников. В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный колорит.

В Карабахе широко распространены ковровые комплекты – гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль.

Тебризская школа ковроделия – наиболее старинная и известная в Азербайджане. Уже в XI-XII вв. переживала период расцвета, а в XIII-XIV вв. усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI-XVII вв. достигла высокого уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений.

Культура Азербайджана

Культурное наследие Азербайджана очень велико и самобытно. Значительное влияние на культурное развитие Азербайджана оказала культура персидских и тюркских государств, в состав которых входила территория современного государства. Особенно это проявляется в литературе и музыке.

Азербайджан известен такими яркими представителями культуры как Низами Гянджеви (XII в.), поэт панегирист Гатран Тебризи (XI в.), классик азербайджанской поэзии Физули (XVI в.), написавший легендарную лирико-эпическую поэму «Лейли и Меджнун». Творчество Низами оказало огромное влияние на развитие не только азербайджанской литературы, но и на литературу многих народов средневекового Востока. Особенно сильное влияние оказало произведение Низами «Пятерицы» («Хамсе») — пять поэм, сюжетно и композиционно различных, но связанных единой идеей автора.

Культурная жизнь била ключом в таких городах как Гянджа, Шемаха, Тебриз. При дворцах феодальных правителей существовали целые сообщества поэтов, мыслителей, философов и музыкантов. Развивались такие лирические жанры поэзии как рубаи, касыды, газели, что нашло отражение в крупнейшем памятнике средневековой азербайджанской литературы – древнем героическом эпосе «Китаби Деде Коркуд». В нем много места уделено описанию традиций, культуры, упоминаются названия различных музыкальных инструментов, приведены целые фрагменты, связанные с музыкой, что свидетельствует о древней истории азербайджанской музыки.

В азербайджанском национальном музыкальном искусстве особое место занимают такие жанры как танцы и ашугское творчество. В репертуаре ашугов — народные песни, дастаны, песни-диалоги «де йишме» – музыкально-поэтические соревнования ашугов. Фундаментом азербайджанской национальной музыки являются мугамы. Не случайно, что в 2003 году решением ЮНЕСКО азербайджанские мугамы были включены в список культурного наследия человечества.

Танцы

tantsovshitsaИстория танцевального искусства Азербайджана уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Из глубины веков пришли массовые обрядовые танцы – «сэмэни», «хыдыр ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.

Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы. Он сопровождался песнопениями, играми и танцами.

Обряд «Хыдыр Ильяс» совершался для вызова дождя. Слово «Хыдыр» является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны.

Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-игры вложено борьба двух сил – лютой зимы и молодой весны.

Еще одним обрядом, магически действующего на урожай является «Году». Это культ вызова солнца.

На основе этих обрядовых танцев созданы различные виды народных танцев, которые подразделяются на трудовые («пастушеские»), обрядовые (ритуальные, свадебные), бытовые, военные, спортивные, хороводно-игровые и другие.

Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, все внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с легкостью встает на пальцы, стремительно опускается на колено и т.д.


Современное положение

По данным последней переписи населения 2010 г., в Свердловской области проживает 14215 азербайджанцев, что составляет 2,4% от общего числа азербайджанцев, проживающих на территории России.

На территории Свердловской области действуют:

Свердловская областная общественная организация «Азербайджан» Всероссийского Азербайджанского Конгресса

620027 Россия Свердловская область
г. Екатеринбург ул. Мамина-Сибиряка, 36, оф. 108
Телефон: +7 (343) 355-94-12, 355-94-40
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Контактное лицо: Шыхлински Шахин Мутвалиевич, Валиев Нияз Гадымович, Асадов Максед Маджидович

Региональный общественный фонд «Азербайджан ВАК-Урал» Свердловской области

620027 Россия Свердловская область
г. Екатеринбург ул. Мамина-Сибиряка, 36, оф. 108
Телефон: +7 (343) 355-94-12, 355-94-40
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Контактное лицо: Шыхлински Шахин Мутвалиевич, Валиев Нияз Гадымович, Асадов Максед Маджидович

Региональная общественная организация «Центр культурных начинаний азербайджанского народа»

620075 Россия Свердловская область
г. Екатеринбург ул. Гоголя, 25
Телефон: +7 (343) 371-28-96, +7-912-282-16-28
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Контактное лицо: Джафаров Гидаят Али-оглы

«Клуб азербайджанской молодёжи» — региональное отделение АМОР

620027 Россия Свердловская область
г. Екатеринбург ул. Мамина-Сибиряка, 36, оф. 108
Телефон: +7-912-277-27-74
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Контактное лицо: Валиев Вусал Ниязович

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.