Виртуальная информационная программа «Праздники народов Среднего Урала: Ханука»

hanuka3
История праздника и информация о мероприятиях в Екатеринбурге



Ханука в Екатеринбурге

Еврейский культурный центр «Менора» приглашает посетить детский праздник, посвященный Хануке 6 декабря в 12.00 по адресу пр. Ленина, 56а.
Источник: http://menora-ural.ru/events/hanuka-dlya-samyh-malenkih

 

hanuka menora
Праздничное мероприятие для взрослых состоится 13 декабря в 19.00 в клубе «Ever-jazz» по адресу ул. Тургенева 22) (вход по пригласительным билетам!)
Источник: http://menora-ural.ru/events/nastoyashchie-chudesa-tvorim-my-sami

hanuka everjazz


Также информацию о многочисленных праздничных мероприятий, посвященных Хануке, смотрите на официальном сайте Екатеринбургского еврейского общинного центра «Синанога»: http://www.evrei-ekaterinburg.ru/templates/events.htm

 

История праздника

hanuka1После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского плена в 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н. э. по европейской хронологии), Иудея (еврейское государство) потеряла государственную самостоятельность и стала частью Персидской империи. Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив наголову войско персов, захватил Иудею в 3448 г. (312 г. до н. э.). Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан.

Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти правителя его сподвижники бились насмерть двадцать два года, деля ее на куски. Эрец Исраэль (земля Израиля) около ста лет относилась к египетской монархии, а с 3559 г. (200 г. до н. э.) перешла под власть сирийцев.

В 3610 г. (150 г. до н. э.) сирийский трон занимает Антиох Четвертый, по прозвищу «Эпифанос» («Великолепный»). Его предшественников не очень занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги – этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон «статус-кво». Антиох же огнем и мечом насаждал греческий язык и культуру. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение Субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин.

После длительной борьбы с греко-сирийскими войсками Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Храм стоял в запустении, грязи и скверне.

25 числа месяца Кислева 3622 г. (138 года до н. э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В память об этом чуде мудрецы и постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.

Заповедь зажигания ханукальных свечей

С древних времен распространился обычай исполнять заповедь о зажигании ханукальных огней способом, который в Талмуде называется мегадрин мин гамегадрин, «Лучшим из лучших». А именно: каждый член семьи зажигает свой светильник, причем в первый вечер – один огонек, во второй – два, и так далее, пока на восьмой вечер не будут зажжены все восемь огней.

Женщины обязаны помнить об этом обряде, так как чудо Хануки избавило их от жестоких страданий и, кроме того, особую роль в этом сыграла женщина, но тем не менее, не принято, чтобы женщины зажигали ханукальные светильники: они исполняют свой долг, присутствуя при зажигании огней мужем или отцом и отвечая «амен» на благословения, которые он при этом произносит. Даже незамужняя женщина сама не зажигает ханукальный светильник. По ее просьбе это может сделать какой-либо мужчина, даже если сам он уже исполнил эту обязанность. Но женщина обязана при этом присутствовать и отвечать «амен» на благословения, которые он произносит.

Мальчики начинают зажигать ханукальные огни за некоторое время до достижения ими совершеннолетия, но в последнее время широко распространился обычай приучать к исполнению этой заповеди даже самых маленьких – как только они могут зажечь светильник и произнести благословения.

«Хануке гелт» – ханукальные деньги

По обычаю, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям (независимо от их возраста) «ханукальные деньги» («хануке гелт» на идиш или «дмей ханука» на иврите), которые в принципе могут быть ими использованы по своему усмотрению. Однако часть этих денег надо отдать на цдаку́ (одна из заповедей). Детей следует приучать к этому с малых лет, тем более что в дни Хануки принято давать на цдаку больше денег, чем обычно.

Особенности ханунальной недели

hanuka2Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Вс-вышний совершил для предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься – даже жениху и невесте, если день их бракосочетания совпадает с этими днями. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено.

В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают. Основой для этого обычая послужило чувство глубокой благодарности женщин ко Вс-вышнему за чудо Хануки, поскольку издевательства, которым они подвергались во времена греческого владычества, были особенно тяжелыми: греческие правители присвоили себе право первой ночи с каждой выходящей замуж девушкой.


Порядок зажигания свечей

В первую ночь Хануки (с 24 на 25-е Кислева) перед тем, как зажечь первый огонек, произносят три благословения:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛ ХАНУКА.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукалъный светильник!

БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, ШЕАСА НИСИМ ЛААВОТЭЙНУ, БАЯМИМ АЭМ БАЗМАН АЗЭ.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, явивший чудеса отцам нашим в те времена, в эти дни (года)!

БАРУХ АТА АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ, ШЕГЕХИЯНУ ВЕКИЙМАНУ ВЭИГИАНУ ЛАЗМАН АЗЭ.

Благословен ТЫ, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

В остальные дни Хануки перед зажиганием огней произносят только первые два благословения.

Женатые мужчины зажигают ханукальные огни, подпоясавшись гартлом (специальным черным поясом с кистями) и только после того, как произнесут все полагающиеся благословения.

В первый вечер зажигают огонь в крайней справа чашечке ханукального светильника, в следующий вечер прибавляют еще одну, слева от первой, в третий — ближайшую слева от второй и т. д. Огни зажигают слева направо: сначала в новой чашечке, потом в ближайшей к ней справа и т. д.

Ханукальные огни должны гореть, по меньшей мере, в течение получаса после появления звезд. Следовательно, всего они должны гореть минимум 50 минут. В пятницу, когда их зажигают еще раньше, следует налить в чашечки светильника соответственно больше масла или взять свечи большего размера.

Не принято зажигать один ханукальный огонь от другого и тем более зажигать от него шамаш. Если один из огней погас раньше, чем истекло минимальное время горения ханукальных светильников, его зажигают снова с помощью шамаша или какой-нибудь другой свечи. Благословения при этом не произносят.

Нельзя переносить ханукальный светильник прежде, чем пройдет минимальное время, которое должны гореть ханукальные огни. После этого светильник разрешается перенести, даже если огни еще не погасли.

Ханукальные огни зажигают также в синагогах – чтобы еще шире распространить известие о чуде. Ханукальный светильник принято ставить у южной стены, параллельно к ней, так, как когда-то стояла менора в Храме. Кроме того, в синагоге ханукальный светильник ставят выше 80 см от пола.

Зажигают ханукальные огни в синагоге во время молитвы «Минха», перед «Алейну», и произносят все положенные благословения; после этого читают (или распевают на известный мотив) «Ганерот галалу». Однако никто, даже тот, кто зажигает огни, не исполняет этим своего долга в отношении заповеди: каждый обязан зажечь ханукальные огни у себя дома и произнести все благословения. Исключение делают только для того, кто зажег их в синагоге впервые в этом году: придя домой, он уже не произносит благословения «Шегехеяну», если он в доме один (для жены и других взрослых домочад-цев это благословение он повторяет).

Принято, что ханукальные огни (включая шамаш) горят в синагоге также во время молитвы «Шахарит»; их зажигают, не произнося при этом благословения.

После зажигания свечей произносят:

АНЕРОТ АЛАЛУ АНУ МАДЛИКИН АЛ АНИСИМ ВЕАЛ АНИФЛАОТ ВЕАЛ АТШУОТ ВЕАЛ АМИЛХАМОТ ШЕАСИТА ЛААВОТЕЙНУ БАЯМИМ АЭМ, БАЗМАН АЗЭ.

Эти свечи мы зажигаем (в память) о спасении и о знамениях, и о чудесах, которые Ты руками святых коганим твоих, явил отцам нашим, в те времена, в эти дни (года) и на протяжении всех восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом — можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему — за знамения твои, и за чудеса твои, и за спасение, посланное тобою.

МАОЗ ЦУР ЙЕШУАТИ. ЛЭХА НАЭ ЛЕШАБЕАХ. ТИКОН БЕЙТ ТЕФИЛАТИ. ВЕШАМ ТОДА НЕЗАБЭАХ. ЛЕЭТ ТАХИН МАТБЭФХ. МИЦАР АМЕНАБЭАХ. АЗ ЭКМОР. БЕШИР МИЗМОР. ХАНУКАТ АМИЗБЕАХ.

Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять. Да будет воздвигнут дом молитвы моей, и там мы принесем благодарственную жертву. Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю, тогда я завершу псалмовой песней освящение жертвенника.

Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью — исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения, например, или для какой-либо работы. Чтобы не нарушить этот запрет, шамаш, которым зажигают огни, помещают выше остальных огней (чтобы его можно было отличить от них). Таким образом, свет шамаша освещает большую площадь, и если необходимо что-нибудь сделать около ханукального светильника, считается, что воспользовались именно светом шамаша.

Принято сидеть возле горящих ханукальных огней около получаса. Как говорил Любавический Ребе, р. Шмуэль, «стоит прислушаться к тому, что рассказывают ханукальные огни...» (исключение составляет пятница, когда торопятся закончить последние приготовления к Субботе), Лучше всего использовать это время для занятий Торой, поскольку в избавлении от запрета изучать Тору состоит суть Хануки.

Ханука в Субботу

В пятницу сначала зажигают ханукальные огни, затем – субботние свечи. Таким образом, ханукальные огни зажигают еще до захода солнца, но, несмотря на это, произносят полагающиеся благословения.

Обычно в пятницу во время Хануки «Минху» молятся раньше обычного.

Ханукальный светильник, даже потухший, в течение всей Субботы запрещается передвигать или переносить. Если в светильнике, зажженном в пятницу, огни погасли прежде, чем истекло необходимое время, запрещено зажигать их снова. На исходе Субботы, после «Маарива», в синагоге сначала зажигают ханукальные огни и лишь, потом совершают «Гавдалу». Дома поступают наоборот: сначала совершают «Гавдалу», а потом зажигают ханукальный светильник.

Законы ханукального светильника

Наиболее подходящим для исполнения этой заповеди считается металлический светильник (так называемая ханукия), в который наливают оливковое масло. Если оливкового масла нет, можно зажечь свечи или заправить светильник любым другим маслом — желательно таким, которое не коптит и горит ярким, чистым пламенем. В качестве фитиля для ханукального светильника можно использовать любой материал, пригодный для этой цели, но лучше всего делать фитиль из ваты или льняных нитей.

В качестве шамаша («слуги») – девятого светильника, от которого зажигают остальные восемь, принято использовать свечу из воска. Свечи или чашечки с маслом должны стоять на одной линии (не полукругом и не зигзагом) и на одном уровне (одна не выше и не ниже остальных).

Расстояние между ними должно быть небольшим, но не настолько, чтобы одна свеча плавилась от жара другой или чтобы пламя стоящих рядом светильников сливалось.

Оставшееся в чашечках светильника масло и обгоревшие фитили после Хануки сжигают, так как они служили для исполнения заповеди и их запрещается использовать для какой-либо будничной цели. Но оставшееся в бутылке масло, которое заливали в ханукальный светильник, можно использовать без ограничений.

Согласно первоначальному постановлению мудрецов, ханукальные светильники следует зажигать у входа в дом, чтобы напомнить или дать возможность узнать людям, проходящим по улице, о чуде, совершенном Вс-вышним для нас. Именно так поступали в эпоху Мишны и Талмуда.

Постепенно распространился обычай зажигать ханукальные светильники в доме. Принято ставить ханукальные светильник на стул в проеме двери с левой стороны от входящего, чтобы мезуза (прикрепляемый к внешнему косяку двери свиток, содержащий часть текста молитвы Шма.) находилась напротив ханукального светильника, с правой стороны от входящего.

Если в семье ханукальные светильники зажигают несколько человек, следует позаботиться, чтобы светильники стояли в разных местах – тогда сразу будет видно, сколько огней горит в этот вечер. Светильник должен находиться не ниже 24 см и не выше 80 см от пола. Если он стоит несколько выше – не беда. Но если ханукальный светильник стоит на высоте 9,6 м и выше, заповедь не считается исполненной (поэтому не следует ставить ханукальный светильник на окно квартиры, находящееся от земли выше 9,6 м).

Ханукальный светильник зажигают после захода солнца, между «Минхой» и «Мааривом» (и потому молитву «Маарив» в Хануку читают несколько позже обычного) в том доме, где живут постоянно, и в той комнате, где обычно едят.

Когда наступает время зажигания ханукальных огней, запрещено есть и вообще заниматься чем бы то ни было – даже изучением Торы. Если же начали что-либо делать, надо прерваться, чтобы исполнять заповедь вовремя. Более того, еще за полчаса до наступления этого времени желательно прекратить любые занятия, кроме изучения Торы.

Традиционные блюда

В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи (латкес на идише) и пончики. С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное — в особенности блюда, приготовленные из сыра.

latkesЛаткес. Для традиционных ханукальных картофельных оладий вам понадобится 5 больших очищенных картофелин, 1 крупная луковица, 4 яйца, 1/3 стакана муки из мацы (при ее отсутствии подойдет любая мука высшего сорта), несколько долек чеснока, чайная ложка соли, 1/4 ч.л. перца, 1/3 стакана растительного масла для жарки. Натрите картошку и луковицу на мелкой терке. Вбейте яйца и как следует перемешайте. Добавьте муку из мацы, посолите и поперчите. Выдавите зубчики чеснока. Полученная смесь должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Разогрейте масло на сковородке и затем наливайте по 1 столовой ложке смеси на сковородку.


ponchikiПончики: Ингредиенты на 25-30 суфганиет:
Мука – 1 кг. + еще немного. Дрожжи – 80 гр. Теплое молоко – 380 мл. Сахар – 100 гр. Яйца – 3 шт. Сливочное масло – при комнатной температуре – 85 гр. Соль – 5 гр. Лимонная цедра с 2 лимонов. Сахарная пудра для украшения и клубничный джем или любая другая начинка для суфганиет. Масло для жарки – 1.5-2 литра.

Способ приготовления в миксере – можно, конечно же, и в ручную:
1. Выкладываем половину количества муки и все остальные ингредиенты в миксер и тщательно перемешивает при помощи насадки-крюка до получения однородной массы.
2. Добавляем остальную муку и замешиваем тесто с крюком на средней скорости около 5-6 минут.
3. Накрываем тесто в миксере и даем ему подняться. Тесто должно увеличить свой размер в 2 раза.
3. Выкладываем тесто на слегка присыпанный мукой стол.
4. Разделяем тесто на кусочки весом около 50 гр. и катаем из них шарики. Каждый шарик выкладываем на кусочек пекарскои бумаги размером в 1.5-2 раза больше шарика.
5. Смазываем шарики сверху тонким слоем растительного масла чтобы не дать тесту засохнуть и накрываем полотенцем.
6. Даем шарикам подойти пока они не увеличатся в 2 раза в размере. Между тем подогреваем масло. Масло должно быть глубиной минимум в 3.5-5 см. Температура масла должна быть около 180 гр.
7. Выкладываем суфганиет в масло вместе с бумагой – через несколько секунд она сама отклеится и от нее можно будет избавиться. Желательно не жарить больше 2-3 суфганиет вместе, чтобы не остудить масло.
8. Жарим на каждой стороне не больше 2-3 минут до золотистого цвета. Если цвет появляется слишком быстро, значит масло слишком горячее и наши пончики получатся твердыми. Если цвет появляется слишком медленно, значит масло слишком холодное и тогда пончики получаться очень жирными.
9. Выкладываем готовые пончики на бумагу, чтобы впитать остаточное масло. Даем им отдохнуть 5-6 минут, наполняем той или иной начинкой и посыпаем сверху сахарной пудрой.


Список использованной литературы:

1.    Мануйлова Ю. Еврейские праздники, обычаи, обряды [Текст] / Юлия Мануйлова. – Ростов на Дону : Феникс, 2001. – 320 с.
2.    Латкес. Национальные кухни. Еврейская кухня [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://gotovim.ru. – Загл. с экрана. – 03.12. 2015.
3.    Пончики на Хануку [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://captaincook.co.il/ponchiki. – Загл. с экрана. – 03.12. 2015

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.