Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: армяне»

armyaneАрмянская история и культура уникальна. Свое начало она берет во 2-ом тыс. до н.э. Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: армяне» познакомит Вас с основными моментами формирования армянского этноса, его культуры, традиций и обычаев.


Историческая справка

Культура

Архитектура

Хачкары

Прикладное искусство

Живопись, скульптура

Литература

Театр

Музыка

Фольклор

Праздники и обряды

Кухня

Одежда

Современное положение

Историческая справка

Армяне (самоназвание – хай) – народ, основное население Армении (около 3 млн. человек) и Нагорного Карабаха (145,6 тыс.). Традиционно проживают в Грузии, Иране, Турции, Ливане, Сирии. Крупные общины армян имеются в США, России, Франции и других странах. Общая численность к началу XXI в. по оценочным данным – от 7 до 10 млн. человек. Говорят на армянском языке, насчитывается более 40 диалектов. Пользуются также языками стран проживания. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие – христиане, большинство приверженцы Армянской апостольской церкви, есть армяно-католики (униаты), католики и протестанты. Христианство распространялось среди армян с первых веков н.э. (в 301 стало государственной религией).

Начало формирования армянского этноса на территории Малой Азии относится ко 2-му тыс. до н.э.: происходило постепенное смешение близкородственных парфянам племён – представителей индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи с племенами хеттов и хурритов. Хеттская держава включала в себя территорию обитания предков армян — страну Хайаса (отсюда, предположительно, этноним хай), часть которой называлась «Арматана» (отсюда, вероятно, этноним армян). Важную роль в этнической консолидации армян сыграли государства Урарту (IX-VI вв. до н.э.), возглавившее процесс объединения племён Армянского нагорья, и Великая Армения (III в. до н.э. - 387 н.э.). В начале V в. создан армянский алфавит. С VII в. армяне подвергались завоеваниям арабов, сельджуков, монголов, с XVII в. находились под властью Османской империи (западные армяне) и Персии (восточные армяне). В 1-й трети XIX в. большая часть Восточной Армении была присоединена к Российской империи. Наличие двух центров формирования национальной культуры усилило этнокультурную специфику этнографических групп запада и востока Армении. Ощутима разница между элементами этнической культуры горских и равнинных армян. Основа традиционного хозяйства — пашенное земледелие, виноградарство, садоводство в долинах и предгорьях; пастбищное или отгонное скотоводство в зависимости от ландшафта (разводят крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, ослов и мулов). Из ремёсел наиболее развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное искусство и ювелирное дело (чеканка, филигрань, эмаль).

01
карта царства Хайаса

До начала XX в. сохранялась большая патриархальная семья с жёсткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Сельские поселения скученной планировки, дома нередко соединялись тайными ходами. Основной тип жилища — глхатун (тун) наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Глхатун освещался через дымоход и имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины. В более тёплых районах хозяйственные и жилые постройки возводились отдельно, в более холодных — совмещались под одной кровлей. Менее распространён дом с глинобитными стенами и плоской крышей. Городские поселения имели уличную планировку. Городские дома — полутора- или двухэтажные, из камня, кирпича или туфа, с верандой, приусадебным участком земли. Тонир в домах этого типа стали выносить за пределы жилища. В горах крыша одного дома служила двориком другого, занимавшего следующий по высоте уровень. В районах отгонного скотоводства существовали временные сезонные поселения. Богатый фольклор содержит множество жанров (сказки, песни, эпос и др.).

02

Жилой комплекс 1930-х гг.

Культура

Архитектура

«Айастан - карастан» - так по-армянски называют эту землю - «Армения - страна камня».

Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.

Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и пр. Раннесредневековое зодчество (V-VI века) представлено, в основном, базиликами. Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое, как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается над другими. В конце VI-VII веках получила своё развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и увенчан огромным куполом, видным из дальних уголков храма. Позднее храмовый облик менялся, простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы, к примеру, купольный барабан. Но в целом, традиционные храмовые постройки имеют общие основные черты.

03
Замок Амберд, VII в.

Особый вид храмовой армянской архитектуры - монастырский ансамбль. Он слагался из целого ряда элементов - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - трапезной, библиотеки, ризницы и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда воздвигали небольшую церковь. Возникновение первых монастырей исследователи относят к VII веку, расцвет их строительства приходился на XII век.

04
Древнеармянский языческий храм Гарни, I век

По земле Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца - Гарни (III-II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина (IV в.), храм Звартноц (VII в.), средневековая жемчужина Гегард (IV-XIII в.в.).

Хачкары

05В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» - камень.

Хачкары представляют особый вид искусства – декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века - изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.

06Центральный символ любого хачкара - процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест - символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и воздух.

Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.

Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком.


Прикладное искусство

07Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.

В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.

08Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во 2 тысячелетие до н. э.

Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян. Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами


Живопись, скульптура

09Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией – сцены Страшного Суда и Рождества, жизнью знати, занятиями народа.

10Живопись, с присущими ей эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться иконопись.

Особый вид церковной живописи занимает миниатюра – яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII-XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная живопись.

Великим художником-маринистом, творчество которого принадлежит мировой культуре, но прежде культурам двух народов - русского и армянского, был Иван (Ованес) Айвазовский.


Литература

11Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V-VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца», а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.

Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци (X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали (X в.), Фрика (XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.


Театр

12Театральное искусство на территории Армении развивается еще со времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида искусства – древними греками - в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии.

По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (I в. н.э.). И хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX века.

В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета.


Музыка

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные - тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.

13
Бамбир

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.

Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка развиваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, бытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.

В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А. Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А. Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».

Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.

XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов - Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.

Фольклор

14Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.

Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви.

Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям - царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки.


Праздники и обряды

15Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающиеся из поколения в поколение. Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство. Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне.

Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

Армянские национальные праздники: Праздник «Терендез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна...

Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Кухня

Кухня Армении – такая же древняя, как и ее история, как земля, на которой она сложилась. Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2000 лет. Обилие мяса на армянском столе – это результат древнейшего развития скотоводства на Армянском нагорье, что привело к разнообразию домашнего скота и птицы. Скотоводство стало также источником разнообразных молочных изделий - в основном кувшинных и бурдючных рассольных сыров, а также кисломолочных продуктов, являющихся производными для традиционных армянских блюд и напитков.

16
Лаваш

Раннее возникновение земледелия в плодородных долинах Армении обусловило использование широкого ассортимента зерновых в армянской кухне - полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых - фасоли, бобов, чечевицы, горного гороха. А также широкого спектра – овощей и зелени. Без них армянское застолье никогда не состоится.

17
Долма

Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь-очаг стала назваться тонир и сохраняет это название по сей день. Посуду армяне тоже использовали глиняную. В тонире выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда. Кстати. В дальнейшем тонир перекочевал ко всем народам Закавказья, став неотъемлемой частью национальной кулинарии. Армении вообще внесла очень много от своей кулинарной культуры в народы, которые в разные годы правили в стране. Так, многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через персов и турок уже как блюда их национальных кухонь (например, долма). В свою очередь кухни Турции, Ирана и арабских стран обогатили кулинарную культуру Армении.

18
Бастурма и сыр чечил

Технологии приготовления армянских блюд довольно сложна. Сложность составляет трудоемкий процесс приготовления множества мясных, рыбных и овощных блюд, построенных на фаршировании, взбивании, приготовлении пюре- и суфлеобразных масс, требующих больших затрат времени и труда. Армяне очень любят блюда из рубленого мяса, а также всевозможные варианты начиненных блюд.

Тепловая обработка блюд тоже трудоемка. Одно и то же блюдо или пищевое сырье, например мясо, может быть подвергнуто и обжариванию, и отвариванию, и тушению в тонире, отчего многие блюда армянской кухни просто тают во рту.

Особенность армянской кухни – огромное количество зелени и специй в приготовлении блюд. Армянские повара используют 300 видов дикорастущих трав и цветов, которые употребляются в качестве приправ или даже основного блюда.

Популярны острые ароматные специи: перец, кинза, пажитник, черный перец, мята, эстрагон, базилик, чабрец и, конечно же, чеснок и лук, а для кондитерских изделий - корица, кардамон, гвоздика, шафран и ваниль.

Что удивительно в армянской кухне практически не применяют жиров. Большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идет в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия. Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является кунжутное масло.

Армянская кухня во многом схожа с кухней других кавказских стран. Но в то же время и отличается от них. Грузины, например, употребляют множество ингредиентов, стремятся к сложной гамме вкусов. Армяне, наоборот, больше всего ценят естественность вкуса. Мясо традиционно тоже не жарят и режут крупными кусками. Его либо варят, либо тушат или запекают.

Все эти особенности наделяют армянскую кухню уникальным, неповторимым, потрясающим вкусом и ароматом, делая ее находкой для любого гурмана и ценителя истинных кулинарных традиций.

Одежда

19

Возраст национального армянского костюма составляет около трех тысяч лет. И, несмотря на такой внушительный возраст, он со временем претерпел лишь незначительные изменения.Мужской костюм обычно состоял из сшитой цветной рубашки шапик, которая, в зависимости от достатка ее обладателя, изготавливалась из шелка или хлопка,  и широких шаровар шалвар. Характерными особенностями рубашки были низкий воротник и боковая застежка. Шалвары шились обычно из шерсти или хлопка темного цвета. Их пояс украшался плотной тесьмой хонджан, ширина которой составляла около двух сантиметров. Жители сельских районов носили шалвары с обмотками так, что из-под них был виден узор шерстяных носков.

23

Стоит отметить, что одежда армян, живших в разных районах, могла сильно отличаться. Например, восточные армяне поверх нательной рубашки обычно надевали архалух – распашную длинную накидку, с низким воротником, застегивающуюся от ворота до талии на мелкие крючки или пуговицы. А поверх архалуха одевалась темная шерстяная чуха (разновидность черкески).

21
Чуха с прорезными рукавами. Шуша. XIX в.

В свою очередь армяне, населявшие западные области, вместо архалуха носили елак – некое подобие жилета, из-под которого виднелась рубашка и расшитыми рукавами. А на елак одевался бачкон – короткая, до талии, куртка с цельнокроеными рукавами и без застежек. Шаровары вартик в этих областях обычно сужались к щиколоткам, поскольку широкие шаровары были совсем неудобны при работе.

Украшались предметы одежды в основном вышивкой всевозможными растительными орнаментами. Талия несколько раз обматывалась плотным шарфом, который был сложен в несколько слоев. Образовавшиеся при этом складки использовали, как карманы и хранили в них  кисеты, кошельки. За пояс обычно затыкали нож или трубку. Шубы из овчины без пояса спасали  мужчин от холода зимой. В районах с более мягким климатом шубы заменялись короткими безрукавками из козьего меха – казахик.

22Гардероб женщин был менее разнообразным. В основном традиционная одежда для женщин состояла из длинной рубахи – халав, красного (у восточных армян) или белого (у западных армян) цвета, по бокам которой были вшиты косые клинья. Халав отличался  широкими прямыми рукавами и  округлой горловиной. Под халав обычно надевались  длинные штаны похан. Чаще всего их шили из красного хлопка, а у щиколоток присбаривали. Та часть, которая выглядывала из-под рубахи, украшалась тесьмой и золотыми нитками. Поверх рубахи армянки восточных областей зачастую надевали архалух,  который обычно изготавливался из ситца, шелка или сатина – в зависимости от достатка. Женский архалух чаще всего был синего, зеленого или фиолетового цвета. Застегивался он только на талии. Глубокий вырез на груди подчеркивал особое изящество женской фигуры. Чуть ниже бедер на  архалухе делали  два боковых разреза, так что на нем получалось три полы: одна широкая сзади, и две поуже – по бокам. Благодаря этому он получил еще одно название – ерек пешкани, что буквально означает «в три полы».

По особым случаям армянки надевали поверх архалуха платье минтана, которое по покрою практически не отличалось от архалуха, но не имело боковых разрезов. Талию обматывали длинным шерстяным или шелковым шарфом. Позднее его заменили на золотые и серебряные пояса. Также в комплект праздничного женского наряда входило большое покрывало, которое надевалось при выходе на улицу. Обычно это был белый четырехугольник из тонкой шерсти. Пожилые армянки носили покрывала синего цвета. Все без исключения женские костюмы украшались богатой  вышивкой, а также расшивались шнурами разной толщины и цвета.

Обязательным для костюма западных армянок был передник гогноц, расшитый национальной тесьмой. Он имел узкий пояс, тканный или вязаный, на котором обычно имелась надпись «На доброе здоровье» или «На радость».

Зимней одеждой армянок были бархатные шубы, отороченные куньим или лисьим мехом.


Современное положение

По данным последней переписи населения 2010 г., в Свердловской области проживает 11501 армян, что составляет 1% от общего числа армян, проживающих на территории России.

Региональная общественная организация «Армянская община «Ани-Армения».

Армянская община в Екатеринбурге была создана в 1988 году и первоначально называлась «АНИ». В 1993 году община официально зарегистрировалась и стала называться Общественная организация «Армянская община «Ани-Армения».

С 1996 года и по настоящее время председателем общины является Масис Хачикович Назарян.
г. Екатеринбург, ул Восточная 15А
Телефон:    +7 (343) 254-37-50 Общий
Сайт:    www.aniarmenia.ru

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.