Слово «ысыах» дословно можно перевести как «изобилие», и это неслучайно, ведь данный праздник тесно связан с божествами солнечного света и плодородия.
В Якутии очень суровый климат, нередко зимой температура может упасть до – 60°С. Поэтому и лето сюда приходит поздно – в конце июня. В это время и принято встречать Ысыах. До начала Великой Отечественной войны этот праздник отмечали 22 июня – в день летнего солнцестояния. Но после окончания войны по этическим соображениям (дата совпала с началом войны – 22 июня 1941 г.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня. А с 1999 г. в Якутии Днем национального праздника Ысыах объявлено 21 июня.
Историки считают, что праздник зародился в степях Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, татар, башкир. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов – делить год на две половины, а сам Ысыах является своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Этот праздник как знамение завершающего года (дыыл) и начало нового года (сыл). Новым годом называют период окончания хозяйственного цикла.
Первые письменные упоминания об Ысыахе принадлежат голландскому путешественнику И. Плесу и относятся к концу XVII в. Он ехал в Китай через Сибирь и стал свидетелем этого праздника. Позже, в своих записях, он написал, что это очень яркий праздник, отличающийся особой торжественностью и пышностью костров, которые разводят якуты и поддерживают во время всего празднования.
Традиционно Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Но для якутского народа Ысыах – не только повод для веселья. Это праздник, который чтит память предков. Учитывая тот факт, что в Якутии не только очень холодная, но и длинная зима, для жителей этого региона короткий промежуток лета – это единственная возможность встретиться со своим родом. Ысыах как культ торжества и радости жизни, был праздником семейным. К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду. Семейные традиции праздника включали приглашение всех близких и дальних родственников, совместная трапеза и благословения уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова». Через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни. Непрерывность жизни подчеркивается на Ысыахе той ролью, которая принадлежит в ней старикам и особенно детям. Участие в таких обрядах представителей всех поколений символизирует вечное продолжение человеческого рода.
Участники торжества должны были приходить в традиционной праздничной одежде, женщины надевали серебряные украшения. Праздничная одежда у якутов передавалась из рода в род. Прийти на праздник в повседневной одежде рассматривалось как нарушение праздничного этикета.
Ысыах устраивался под открытым небом. Выбирали красивые места с широкой поляной и площадкой для тюсюлгэ – деревянного сооружения, состоящего из двух или нескольких столбов, соединенных перекладиной. Около тюсюлгэ собирали всю резную кумысную посуду. На восточной стороне от тюсюлгэ ставили от одной до четырех сэргэ или коновязей (ритуальные столбы или деревья). Верхушки сэргэ увенчивались изображениями головы коня, а бока покрывались художественной резьбой. Сэргэ украшали разноцветными жертвенными лентами – саламой. В качестве сэргэ также использовались молодые березки, между которыми натягивали волосяные веревки с разноцветной саламой, берестяной посудой, охотничьими трофеями. Расстилали меховые ковры с деревянными кубками для питья. На круг перед народом выходили танцоры с чаронами – сосудами из цельного куска дерева, благословляли народ и поздравляли с приходом благодатного лета.
Во время празднования проводятся состязания в верховой езде, перетягивании палки, якутской национальной борьбе, по прыжкам. Особое внимание следует обратить на народные игры, разыгрываемые на Ысыахе. У якутов в старину, на исходе старого года и наступлении нового, выбирали двух молодых людей, из которых одного наряжали в одежду из шкуры белого жеребенка, другого – в одежду из шкуры рыжего или черного жеребенка. Первый из них назывался сыном айыы (доброе божество) и олицетворял собой духа хозяина нового года, а другой – сыном абаасы (злой дух) и символизировал дух хозяина старого года. Они начинали бороться. Это называлось состязанием за первенство или состязанием за молочную пищу. При этом определялось угощение, которое поступало в пищу победителю – кумыс с маслом. Победителем должен был оказаться сын айыы.
Символическая напряженность спортивных состязаний носила ритуальный характер. На Ысыахе было много разных состязаний, целью которых было «завоевание счастливой доли». Например, такие игры, как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука и конные скачки можно рассматривать как своеобразный диалог с судьбой. В основе ритуальных игр лежат обменные акции, одним из таких символических обменов является обмен удачей, счастьем. Проводились и шуточные состязания, когда победителем становился тот, кто больше съедал пищи и выпивал кумыса. Это своеобразный «обряд едоков». Здесь судьба участников игры реализовывалась через обрядовое воплощение еды, то есть чем больше выпито и съедено, тем больше счастья заслуживал победитель в будущем году. Магическое поверье «загадать на свою судьбу» сохраняется до сих пор. Все действия, происходившие в первый день Нового года, служили образцовой моделью, которая переносилась на весь год.
На главном якутском празднике также совершали ритуальные гадания, которые заранее были ориентированы на положительный результат. На Ысыахе давалась уникальная возможность прорыва своей судьбы: человек как бы стирал свое прошлое и переигрывал заново судьбу. С этой точки зрения Ысыах можно рассматривать как «игру с судьбой», где главными в празднике были не небесные божества, а сами люди – люди, которые не только молили о благополучии, но и завоевывали свое счастливое будущее.
Главным элементом Ысыаха является хоровод осуохай, означающий жизненный круг и символизирующий всеобщее единение людей. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий – олонхосут, в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, участники при этом менялись. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Осуохай отдает дань уважения матушке природе за то тепло и свет, что она дарит людям, пусть даже совсем недолгий промежуток времени.
Кульминация праздника – обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока – кумысом. В соответствии с древним обрядом шаман окроплял кумысом всех присутствующих. Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и человека и одновременно служит данью благодарности «небесным божествам».
Ысыах – единственный праздник якутского народа, сохранивший свой самобытный характер и в настоящее время. В этом уникальность календарно-праздничной культуры народа саха, его притягательная сила в жизнеутверждающем начале: продолжение жизни, начало новой семьи, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью и добру. Здесь ярко отразилась экологическая культура якутов с ее почитанием природы и бережным отношением ко всему живому. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, музыкальная культура, фольклор.
Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа, это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.
В Свердловской области Ысыах отмечают екатеринбургские якутяне – участники Свердловского областного национально-культурного сообщества саха «ААН ДОЙДУ». Ежегодно на открытых площадках города проводится гуляние с национальными играми, угощениями и концертной программой.