logo4site


vk fb fb fb insta youtube
      
 Виртуальная справкаgb400glaz400
  Онлайн пункт выдачи книг Подкасты СОМБBOOK pamyatx150 pero300   Уралэтно cal200

 

 

Выставка плакатов «Эпосы народов России»

X2VNw8xI93Y

Свердловская областная межнациональная библиотека приглашает познакомиться с выставкой плакатов «Эпосы народов России».

Эпос – это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Тема эпоса стала основной и в Календаре знаменательных и памятных дат народов Среднего Урала «УРАЛЭТНО-2021». Двенадцать месяцев - двенадцать плакатов, рассказывающих об одном из эпосов.

ОЛОНХО

Олонхо – самый крупный эпический жанр якутского фольклора. В нем воспеваются боевые подвиги боотуров (богатырей), которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников, ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков.

25 ноября 2005 г. ЮНЕСКО своим решением признала олонхо Шедевром устного и нематериального наследия человечества, что подтверждает высочайшее культурное значение этого памятника устного народного творчества якутов и вклад якутского народа в общемировую культуру.

Словом «олонхо» обозначают и отдельные сказания. Например, крупнейший памятник героического эпоса якутского народа — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

Осьмикрайняя,

Об осьми ободах,

Бурями обуянная

Земля — всего живущего мать,

Предназначенно-обетованная,

В отдаленных возникла веках.

И оттуда сказание начинать…

КАЛЕВАЛА

«Калевала» – карело-финский поэтический эпос,  важный источник сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. Состоит из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвёл определённый отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности.

Ежегодно, 28 февраля, отмечается День «Калевалы». Именно в тот день в 1835 году Элиас Лённрот, создатель этой не просто замечательной, а уникальной поэмы, скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к ней, после чего рукопись передал в типографию.

Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы…

АЛПАМЫШ

Народный героический эпос, бытующий в виде самостоятельных сказаний у ряда тюркоязычных народов (у узбеков — «Алпамыш», у казахов и каракалпаков — «Алпамыс», горноалтайцев — «Алып-Манаш», у башкир — «Алпамыша и Барсын-хылуу», у казанских татар — сказка «Алпамша»), а также у таджиков. Цикл среднеазиатских эпических сказаний о богатыре Алпамыше и его подвигах сложился, по-видимому, вXIV-XVII вв., когда народы Средней Азии вели борьбу против джунгарских правителей – хунтайджи. Все версии отличаются сюжетным сходством, но каждое сказание очень самобытно, окрашено местным колоритом. Наиболее обширный вариант сказания об Алпамыше записан от узбекского сказителя Фазила Юлдаш-оглы (14 тыс. стихов).

В узбекской, каракалпакской и казахской версиях «Алпамыш» — эпос племени кунграт. Герой и его возлюбленная, их семья и родичи принадлежат к «шестнадцатиколенному племени Кунграт». В эпосе ярко изображены быт, социальные взаимоотношения, обычаи, мировоззрение этого племени.

МАСТОРАВА

«Ма́сторава» — эрзянский и мокшанский героический эпос, впервые опубликован в 1994 году, создан Шароновым Александром Марковичем на основе героических мифов, песен и сказаний эрзян, русских и мокшан в 1974-1991 гг.

В «Мастораве» представлены космогоническая мифология мордвы, небесный и земной пантеон, героическая эпика. В эпосе представлены старинные песни и сказания, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Представлены языческие боги и герои: Инешкипаз (творец мира), Анге (жена Инешкипаза, богиня красоты), Идемевсь (Дьявол, антипод Инешкипаза), Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня земли), Кудадей (основатель мордовского народа), Нарчатка (мокшанская княгиня, смелая воительница с врагами), Саманька (девушка, помогающая Ивану Грозному покорить Казань) и др. Вместе взятые, они образуют коллективный образ народа.

Бог воочию увидеть хочет,

Чем живет народ, о чем хлопочет,

Что за мысли разумом их правят,

Да каким трудом эрзянин занят.

О явлении узнав Инешки,

Собрались эрзяне без задержки,

Прибыли к нему со всей округи,

Обступили молча.

БЫЛИНЫ

Русские народные былины о приключениях богатырей — один из самых старинных видов фольклора, относящийся к эпосу. Они были сформированы в X-XI веках, когда Киевское государство переживало свой расцвет.

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности — по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают эпическим народным произведениям других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях: именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря.

УРАЛ-БАТЫР

«Урал-Батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя.

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».

Урал со старшим братом вдвоем,

Считая дни, месяцы, годы,

Где через черный бурелом,

Где через горы, а где бродом —

Двигались вместе одним путем…

НАРТСКИЙ ЭПОС

Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Это древнейший памятник духовной культуры народов Кавказа - нартиаду считают своим культурным наследием осетины, абхазы, адыги, абазины, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии. 

Нартский эпос зарождался в горах Кавказа и прилегающих к ним территориях на протяжении тысячелетий. Большинство кавказоведов полагает, что он начал формироваться в VIII – VII веках до нашей эры. Часть исследователей утверждает, что истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э. Политеистическая система верований, характерная нартскому эпосу, говорит о том, что он начал зарождаться задолго до появления Христианства и Ислама на Кавказе.

ДОРВЫЖЫ

Национальный эпос удмуртского народа, его собирали поэты и ученые в течение нескольких веков. Попытка создать единый свод удмуртского героического эпоса была предпринята одновременно в начале XX в. удмуртским поэтом, ученым К. Гердом и русским историком, этнографом М. Худяковым. Работа над рукописью была завершена в 1922 г. и хранилась в архивах Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. В 1986 г. в Ижевске в научном сборнике Удмуртского института истории, языка и литературы Уро РАН вышел сокращенный текст М. Худякова на русском языке «Песнь об удмуртских батырах». В 2004-м г. благодаря вольному переводу поэта и ученого В. Ванюшева эпос зазвучал на удмуртском языке под названием «Дорвыжы».

«Доржвыжы» построен на песнях, легендах и преданиях удмуртского народа. Это история северных удмуртов — калмезов и частично ватка, о том, как боги создали землю и зерпалов — великанов, о золотом веке Кылдысина, когда люди жили в гармонии с природой и боги им покровительствовали. Сказание о батырах переносит на древнюю чепецкую землю, где вдоль реки появились городища Донды и его сыновей — Идны, Весья, Зуя, Ватка…

Пусть те подвиги героев,

о которых пели струны,

служат в жизни нам примером,

старики пусть мудры будут,

пусть отважны молодые,

пусть удмурты помнят храбрость,

силы доблестных батыров,

пусть внимая древним песням,

станут лучше и добрее.

ДЖАНГАР

«Джангар» - калмыцкий героический эпос, в нем воспевается страна вечной молодости Бумба, где все живут в довольстве и благополучии под защитой Джангара и его 12 баа­ров (богатырей). Проникнутый духом героизма и патриотизма, эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды — джангарчи пользовались огромной любовью и уважением в народе. Эпос является не сказочно-богатырским, а историко-героическим.

«Джангариаду» можно признать удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний, она рисует его настоящий мир, его повседневную, настоящую жизнь, но только возведенную в идеал; она является действительно национальной поэмой.

Счастья и мира вкусила эта страна,

Где неизвестна зима, где всегда - весна,

Где, не смолкая, ведут хороводы свои

Жаворонки сладкогласные и соловьи,

Где и дожди подобны сладчайшей росе,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе,

Где неизвестна старость, где молоды все,

Благоуханная, сильных людей страна,

Обетованная богатырей страна.

ШАРВИЛИ

«Шарвили» — лезгинский народный героический эпос, а также имя героя эпоса. «Шарвили» – это история народа, рассказанная самим народом.

В эпосе отражена борьба лезгинского народа с иноземными завоевателями за сохранение своей независимости, свободы и государственности. Эпос призывает лезгинский народ к сплочённости и единству. В нем с большой любовью изображаются доблесть и бесстрашие героя, его самоотверженность и бескорыстие. Народ в лице Шарвили собрал воедино самые благородные качества, самые положительные черты характера своих сыновей. Шарвили наделен огромной силой. Это храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Шарвили защищает не личные, а общественные интересы. Он до конца предан народу и ради него готов пожертвовать собственной жизнью.

Шарвили, в отличие от героев других эпосов, – реальная историческая личность, живший в Дагестане в начале III века, несмотря на грандиозную мистификацию его образа.

Перизада, ветер свежий

Поутру дыханье нежит.

Ты любовь свою воспой,

Если милый не с тобой.

С ветки яблоко сорвали

Краснощекое, мне дали.

Настигая тут и там,

Милый ходит по пятам.

НИМНГАКАН

Нимнгакан – эпическое произведение в эвенкийском фольклоре, рассказывающее о подвигах эвенкийских богатырей и предках эвенкийского народа. Основные его сюжеты – подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпическая биография двух братьев или брата и сестры.

Наиболее значительным из всех жанров эвенкийского фольклора нимҥакан является у эвенков Якутии, Хабаровского края, Приамурья, нимкан у сахалинских эвенков, улгур у забайкальских. У всех других групп эвенков термином «нимҥакан» называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов.

МАНАС

«Манас» — главный киргизский эпос и имя его главного героя — богатыря, объединившего киргизов. «Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.

«Манас» – это не просто крупнейший киргизский эпос, это жемчужина эпического наследия всего киргизского народа, памятник его языка и духовности. В эпосе рассказываются тысячелетняя история кыргызов, жизнь общества, социальная, экономико-политическая обстановка, войны, которые велись за независимость, отношения с соседними народностями. Именно это объёмное произведение стало тем звеном, которое соединяет целые поколения киргизского народа. Через героический эпос сохранялись и передавались от отца к сыну колоссальные опыт и знания о прошлом. В "Манасе" сочетаются правда и вымысел, мифы и реальные исторические факты.

День эпоса «Манас» в Кыргызстане - 4 декабря.

В этом мире только звезды

Вечно правят свой путь при извечной луне,

Только вечное солнце всегда с востока встает,

Только земля черногрудая на извечном месте своем…

А тем временем скалы осыпались в прах,

И ветры умчали ту пыль в бесконечные дали.

Города воздвигались,

И на старых фундаментах новые стены вставали…

mkrf2

mkso