logo4site 0

vk  fb fb  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

«Вниз по Волге»

Содержание материала

Приволжский федеральный округ

Первая остановка — Приволжский федеральный округ.

Приволжский федеральный округ расположен в центре Европейской части РФ. Территория ПФО составляет 7,27 % от территории Российской Федерации. Численность населения Приволжского федерального округа по переписи населения 2002 г. — 31 млн. 154 тыс. 744 чел. (21,5 % населения России) — это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. Основу населения составляют горожане.

На территории округа расположено пять крупнейших российских городов с населением более 1 млн: Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Пермь. ПФО — один из самых многонациональных округов. В нём проживают русские, татары, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, коми-пермяки — всего около 140 представителей различных наций, народностей, этнических групп. Зарегистрированы 179 национально-культурных автономий.

Национальный состав:

  1. Русские — 21 млн 148 тыс. 120 чел. (67,88 %)
  2. Татары — 4 млн 63 тыс. 720 чел. (13,04 %)
  3. Чуваши — 1 млн 417 тыс. 228 чел. (4,55 %)
  4. Башкиры — 1 млн 349 тыс. 633 чел. (4,33 %)
  5. Мордва — 655 тыс. 926 чел. (2,11 %)
  6. Удмурты — 560 тыс. 764 чел. (1,8 %)
  7. Марийцы — 511 тыс. 919 чел. (1,64 %)
  8. Украинцы — 401 тыс. 614 чел. (1,29 %)
  9. Казахи — 228 тыс. 16 чел. (0,73 %)
  10. Коми-пермяки — 106 тыс. 643 чел. (0,34 %)
  11. Армяне — 105 тыс. 73 чел. (0,34 %)
  12. Белорусы — 94 тыс. 158 чел. (0,30 %)
  13. Азербайджанцы — 84 тыс. 183 чел. (0,27 %)
  14. Лица, не указавшие национальность — 78 тыс. 535 чел (0,25 %)
  15. Немцы — 71 тыс. 460 чел. (0,23 %)
  16. Евреи — 29 тыс. 618 чел. (0,09 %)

Республика Башкортостан

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Припев:
Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины — и всегда
Процветай, Башкортостан!

Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво —
Он свободой, братством окрылен.

Припев

Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.

Припев
Флаг Республики Башкортостан
Герб Республики Башкортостан

Республика Башкортостан — регион в составе Российской Федерации, названный по имени коренного народа — башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона — 02.

23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика — первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.

Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке — с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе — с Оренбургской областями, на западе — с Республикой Татарстан, на северо-западе — с Удмуртской республикой.

Протяженность территории с севера на юг составляет 550 км, с запада на восток — более 430 км.

Республика занимает 7 место в России по численности населения — 4 млн. 51,6 тыс. человек, плотность населения — 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человек в среднем по России.

Столица Башкортостана — город Уфа с населением 1 млн. 50 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города — Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.

Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Средняя температура января — −18°C, июля — +18°C.

Время в Башкортостане опережает московское на 2 часа, общемировое по Гринвичу — зимой на 5 часов, летом — на 6.

Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки.

Башкортостан — многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3 % населения республики составляют русские, 29,8 % — башкиры, 24,1 % — татары. Коренное население республики — башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.


Башкирия — край величественной природы и удивительных людей. Вековые заповедные леса, горные реки с хрустально чистой водой, ковыльные раздолья плоскогорий, ухоженные хлебные поля придают ей неописуемую красоту и завораживающую привлекательность.

В соседних и дальних землях нашу республику хорошо знают по тем небывалым достижениям, каких добился ее трудолюбивый народ. Славен на весь мир уникальный башкирский мед. Благодатный кумыс с незапамятных времен излечивал страждущих и придавал бодрости сотням тысяч россиян.

Нефть и медная руда, сода и стальные пружины, золотое зерно и строевой лес, авиамоторы и вертолеты, автобусы и троллейбусы, станки, продукты нефтехимии… Всем богат и известен Башкортостан!

Не напрасно же веками наш край называют жемчужиной Урала.

Оно так и есть. Как сказал поэт, если Урал — золотое ожерелье на груди Матушки-России, то Башкирия — самая дорогая жемчужина в этом украшении.

Четыре с половиной столетия прошло с тех пор, как башкирские племена и роды добровольно вошли в состав Русского государства.

Подписанный договор между Русью и Башкортостаном стал не просто документом согласия, дружбы и братства, а началом державного обустройства нового по форме евразийского многонационального государства, названного впоследствии Российской империей.

Во всемирной славе России — немалая доля созидательного труда и ратных подвигов башкирского народа. Можно сказать, что в ее государственном флаге есть нити, сотканные башкирами!

И мы, жители многонационального Башкортостана, гордимся этим. У нас одна судьба, единый путь в будущее.

Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов


Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 672 с.: ил.

Башкортостан: краткая энциклопедия

Энциклопедия представляет собой систематизированный свод знаний о Башкортостане и по своему профилю относится к типу национально-региональных энциклопедий. В ней представлены основные сведения по истории, археологии, этнографии, культуре, общественному и государственному устройству, о природе, населении, экономике, народном хозяйстве, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, социальном страховании, здравоохранении, о важнейших направлениях науки, литературы, искусства, архитектуры, философии, религии, народном образовании, средствах массовой информации, книгоиздательском деле, физкультуре, спорте, туризме, международных связях Республики Башкортостан. Значительное место в однотомнике уделяется биографическим статьям о видных государственных, общественных, военных деятелях, крупных ученых, писателях, мастерах искусства, новаторах производства. В него вошли также биографические статьи об известных людях, своей жизнью и творчеством связанных с Башкортостаном, и выдающихся деятелей из башкир независимо от места рождения и проживания.

Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой обзорный (монографический очерк), характеризующий историю края с древнейших времен до наших дней, развитие политической, социально-экономической и культурной жизни Башкортостана. Во второй части помещено более 2600 статей, расположенных в алфавитном порядке и посвященных конкретным событиям и явлениям, объектам, людям, отдельным понятиям.

С любовью о Башкортостане: альбом. – Уфа: Белая река, 2002. – 200 с.: ил.

С любовью о Башкортостане

Человечество обладает нетленной памятью. Оно способно возвращаться на тысячелетия назад, вглубь своего уже давно ушедшего прошлого, и найти там зерна, которые взошли ростками уже сегодня и могут одарить урожаем даже завтра. Генетическая память народа – органичной частицы человечества в целом — неразрывна. Судьба каждого народа, если даже он в созвездии человечества и не блистал звездой первой величины, не бывает маленькой и неинтересной.

Переломным моментом в истории Башкортостана явилось изъявление воли основных башкирских родов о добровольном вхождении народа в подданство великой Руси. Несмотря на дальнейшие неоднократные осложнения отношений между царской властью и свободолюбивыми башкирами, покровительство главы могущественного государства и близость великого русского народа сыграли решающую роль в судьбе Башкортостана. Это тот счастливый случай, когда в отношениях между братьями приоритетом является не сила, а мудрость.

Асфандияров, А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с.: ил.

Башкирия после вхождения в состав России

В целом, изучение истории включения любой территории, в том числе и Башкирии, в состав Российского государства представляет определенный научно-познавательный интерес и поныне актуально. Определенный интерес представляют и опубликованные фольклорные материалы, касающиеся особенно истории семьи и брака у башкир. Краткий анализ источников и литературы по теме данной работы свидетельствует о том, что историческая литература и материалы дали нам возможность вкратце показать административно-территориальное устройство Башкирии, самоуправление и охарактеризовать политику правительства по адаптации края в состав России. Цель данной работы — проследить становление Башкирии во внутреннюю область Российского государства, превращение в его органическую часть. Для ее достижения делается попытка — решить следующие основные задачи: показать хотя бы схематично формы административно-территориального управления краем и эволюцию башкирского самоуправления, а также охарактеризовать политику правительства по сближению башкирского общества по важным параметрам общественной жизни с государственной структурой России. Название «Башкирия» — русская адаптация термина «Башкорт иле» — Страны башкир, позже Башкортостана.

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа: Гилем, 2002. – 480 с.: ил.

Народы Башкортостана

Впервые представлен свод разнообразных сведений о народах Республики Башкортостан — своего рода энциклопедия истории и культуры башкир, а также татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов, русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев, латышей, живущих здесь на протяжении нескольких столетий. В историографии Башкортостана это первое издание подобного рода. Историки, лингвисты, этнографы, краеведы-любители, государственные учреждения и научные общества на протяжении XVIII–XX вв. собирали материалы об их быте, нравах культуре. Эти материалы рассеяны по городам России. Все эти сведения были тщательно систематизированы авторами этой книги, дополнены материалами их собственных полевых этнографических исследований и представлены в настоящем издании. Каждому народу посвящена отдельная глава. Многие материалы, картосхемы и иллюстрации публикуются впервые.

Для специалистов: историков, этнографов, социологов, языковедов, фольклористов. Книга также рассчитана на широкий круг читателей и может быть использована в качестве энциклопедического и научно-справочного пособия о народах республики и учебника по истории и культуре Башкортостана и сопредельных территорий Волго-Уральского региона.

Башкиры: этническая история и традиционная культура / Н. В. Бикбулатов, Р. М. Юсупов [и др.]. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. – 247 с.: ил.

Башкиры: этническая история и традиционная культура

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой серию историко-этнографических очерков, посвященных основным этапам исторического развития башкирского народа, характеристике его антропологического состава, материальной и духовной культуры. Задуманная в начале 1990-х годов как очерк «Башкиры» под авторством Н. В. Бикбулатова для серийного издания «Народы СНГ» Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, она со временем переросла в коллективную монографию.

По существу эта книга представляет собой некий итог и является этапной для башкирской этнографии. Она восходит к фундаментальным исследованиям выдающегося учёного-этнолога С. И. Руденко, в ней также нашли отражение выводы, содержащиеся в трудах известного этнолога Р. Г. Кузеева и многих других учёных республики. Вместе с тем это результат собственных научных изысканий авторов — сотрудников отдела этнографии и антропологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, которые в течение нескольких десятков лет принимали участие в экспедициях по изучению почти всех этнографических групп башкир как в Башкортостане, так и за его пределами: в Курганской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской и Челябинской областях. (История изучения традиционной башкирской этнографии изложена в отдельной главе).

В книге можно найти общие сведения о башкирах, происхождение этнонима «башкорт» и основные этапы этнической истории народа. Отдельная глава посвящена духовной культуре башкир (основу очерка о семейных обрядах и обычаях составила их совместная монография «Семейный быт башкир XIX–XX вв.»).

В монографии раскрыты не все аспекты этнической истории и традиционной культуры башкир, практически не затрагиваются ранние этапы этногенеза, обычное право, народная медицина и т. д. Однако авторы на примере башкирского этноса стремились показать, что в человеческом сообществе всё самоценно, что нет великих и малых народов — каждый вносит свой штрих в богатую палитру истории.

Башкортостан. Культура и искусство: фотоальбом. – Уфа: Китап. – 2000. – 44 с.

Башкортостан. Культура и искусство

Цветок Курая стал частью официальной символики Башкортостана — Государственного герба и флага. Семь лепестков курая — это символ единения народов, живущих на древней земле башкир. Много веков прошло с тех пор, как воин-башкир срезал высохший стебель курая и сыграл на нем первую мелодию. С тех давних пор росла и развивалась культура башкирского народа. Современная культура и искусство республики — симфоническая музыка, балет, опера, эстрада, национальная вышивка, кулинария и прочие колориты республики.

Урал-батыр: башкирский народный эпос / пер. А. Хакимов; авт. предисл., ред. А. Сулейманов. – Уфа : Китап, 2005. – 295 с. : ил.

Урал-батыр

«Урал-батыр» относится к разряду героических сказаний, созданных на основе древних мифологических представлений и мифа башкир. Зародившись в недрах первобытнообщинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа. Создатели и хранители эпических сказаний — народные сказители — сэсэны. Благородная миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение. В сказании особый интерес представляют воззрения башкир на мир. В сказании прослеживается культ коня, характерный для фольклора кочевых скотоводческих народов. Подвиг Урал-батыра, совершенный во имя бессмертия природы и избавления человечества от злейших врагов, сделал его самым популярным и любимым в народе, подобно Прометею из древнегреческих мифов. «Урал-батыр», созданный гением народа на основе древней мифологии, является бесценным памятником не только башкирской, но и мировой культуры.

Башкирское народное искусство / под общей ред. С. Шитовой. – Уфа: Демиург, 2002. – 360 с.: ил.

Башкирское народное искусство

Книга знакомит читателя с древнейшими видами народного искусства башкир: вышивкой, ткачеством, украшением металла, кожи, дерева. В очерках дается подробнее описание башкирского орнамента, народного костюма, убранства коня, вооружения, декора жилища древних башкир. Издание позволяет проследить тесную связь современной культуры республики с национальными традициями, историей, традиционной обрядностью. Великолепный текстовой и художественный материал позволит насладиться искусством башкирских мастеров прошлого.

Шитова, С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир / С. Н. Шитова. – Уфа: Китап, 2006. – 200 с: ил.

Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир

В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое, социально знаковое, религиозное значение.

В книге исследуется колоритное искусство южных башкир. В центре внимания типичные для евразийских степей ремесла, связанные прежде всего с освоением шерсти: кошмоделие, изготовление сукон и тканей, производство паласов. Представлены наиболее яркие виды декора на мягких материалах: вышивка, аппликация, лоскутная мозаика, украшение тканей кораллами, бисером, серебряными подвесками.

Осмысление богатейшего художественного наследия в контексте формирования башкирской этнической культуры позволило выделить «кочевнический» пласт в башкирском народном творчестве XVIII–XX вв. Историко-культурные аналогии подтверждают древность этих традиций.

Этнографическое описание дополнено рисунками, таблицами узоров, фотографиями. Значительная часть материалов публикуется впервые.


Республика Марий Эл

Марий Эл, ты — как мать
Для каждого в судьбе.
Где бы ни был — вспоминать
Твой сын будет о тебе.

Припев:
Славься, наш край родной,
Цвети в счастье и в труде.
Гордимся всегда тобой
И поем, Марий Эл, о тебе!

Свою честь сохранит
Народ наш на века,
И дружба как гранит
Всегда с братьями крепка.

Припев
Флаг Республики Марий Эл
Герб Республики Марий Эл

Республика Марий Эл (мар. Марий Эл Республик) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Географическое положение

Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении Волги. Большая часть республики приходится на левобережье Волги.

Климат

Климат умеренно континентальный с длинной холодной зимой и тёплым летом. Средняя температура летом +18 – +20°С. Самая жаркая погода — в середине июля. Воздух прогревается до +24 – +28°С. Осенью погода холодная и влажная с преобладанием сильных пронизывающих ветров и дождей. Возможны ранние заморозки и снег. Ноябрь — самый ветреный месяц. Зима, как правило, начинается в ноябре. Средняя температура зимы −18 – −19°С. Самый холодный месяц — январь. Республика Марий Эл — отличное место для занятий зимними видами спорта: лыжи, коньки. Весна, в целом, прохладная и сухая.

Животный и растительный мир

Марий Эл расположена в подтаёжной зоне. Почвы преимущественно дерново-подзолистые, болотные, серые лесные. Смешанные леса (сосна, пихта, ель, берёза) занимают свыше 50 % территории (в основном на западе и в центральных районах). По речным долинам — дубово-липовые леса. Сохранились волк, бурый медведь, лисица, лось, рысь, бобр, крот и др. Боровая и водоплавающая птица.

Государственно-политическое устройство

Основной закон республики — Конституция Республики Марий Эл.

Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной и судебной власти самостоятельны.

Население

Население — 700 118 человек (2009), 711 540 — в 2006, 728 000 — в 2002. Плотность населения — 30,2 чел./км² (2009), удельный вес городского населения — 63,4 % (2009).

Национальный состав

В городском населении Йошкар-Олы и Волжска, а также ряде сёл в окрестностях Йошкар-Олы и на западе республики преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе — горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл.

Коренное население Республики — марийцы.

Марийцы (прежнее официальное название-черемисы) являются аборигенами Средней Волги, относятся к угро-финской языковой группе. Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу с востока и с юга. Но с присущими именно ему этническими особенностями марийский народ сложился в основном на занимаемой ныне территории. Следовательно, он является здесь автохтонным, коренным населением. Само название народа — «мари», «мары» восходит к значению «человек», «мужчина», «муж». Этногенез этого народа ученые относят к концу 1 тысячелетия нашей эры. На основе смешения пришлых с востока и юга племен сложился антропологический тип, включающий европеоидные и монголоидные черты.

Нелегкая судьба выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Еще на стадии выхода из первобытнообщинного состояния. Не успев сформировать свое государство, древние марийцы подверглись внешним завоеваниям. Их покоряли хазары, булгары, татаро-монголы. Но и в Хазарском каганате, и в Волжской Булгарии, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве сохранялся марийский этнос.

В середине 16 века произошло присоединение Марийского края к России в результате продолжительных войн Московского государства с Казанским ханством. Это сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Ответом было естественное возмущение, сопротивление («черемисские войны» второй половины XVI века).

В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 1930-х годов оставались соха, лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

Марийцы — единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов.

Ниже представлены книги, рассказывающие об истории, культуре, фольклоре и искусстве этого народа.

Йошкар-Оле 420 лет (1584–2004) : документы и материалы по истории города. – 2-е изд., доп. – Йошкар-Ола : Марийское книжно изд-во, 2004. – 435 с. : ил.

Йошкар-Оле 420 лет (1584–2004)

История каждого населенного пункта, каждой своей местности интересна по-своему. И город Йошкар-Ола имеет свое историческое прошлое, в котором были и свои исторические будни, и радостные и горестные события. Поколения за поколением провели здесь свою жизнь, сделав город таким, каким он является сегодня. Представленный вашему вниманию сборник документов и материалов по истории г. Йошкар-Олы включает в себя сведения о 420 летнем историческом пути столицы Республики Марий Эл. Большинство документов дано в сокращении. Книга рассчитана на широкий круг читателей: преподавателей высших учебных и средних заведений, студентов, учащихся и всех кто интересуется историей родного края.

Марийцы: историко-этнографические очерки. – Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2005. – 336 с. : ил.

Марийцы: историко-этнографические очерки

Изучение этнической истории и культуры народов России представляет большой научный и практический интерес, позволяет сохранить и передать потомкам знания, накопленные предшествующими поколениями, и богатый практический опыт жизнеустройства предков, формировать историческую память общества, упрочить этническое самосознание, способствовать культурному просвещению и межкультурной коммуникации.

Авторы надеются, что данная книга позволит значительно пополнить существующие сведения об удивительно богатом самобытными культурными традициями народе мари, даст возможность составить системное представление о взаимосвязи его культуры с культурными достижениями народов России.

Представленные очерки затрагивают основные аспекты многообразных культурно-бытовых традиций народа. Они написаны с позиций современной этнологии, на основе обобщения сведений, взятых из опубликованных и архивных источников, а также материалов, собранных участниками этнографических экспедиций, проведенных во всех регионах компактного проживания марийцев. В книге не ставилась задача в полной мере отразить все имеющиеся этнографические сведения. Для авторов очерков было важно помочь читателям глубже осмыслить народную культуру как чутко реагирующий на внешние и внутренние изменения живой, постоянно развивающийся организм.

Иванов, А. Г. История марийского народа : учебное пособие / А. Г. Иванов. – Йошкар-Ола : Марийское книжно издательство, 1999. – 160 с. : ил.

История марийского народа

История каждого народа — большого или маленького — интересна, увлекательна и поучительна. Она уходит своими корнями в глубину веков, в жизнь и дела многих поколений, сменявших друг друга. Исторические пути народов на разных этапах времени сталкивались, переплетались, соприкасались. Эти связи носили разнообразный характер — военный и мирный, хозяйственный и культурный. Но при любых обстоятельствах неизменным было одно: ни один народ не мог жить и развиваться в изоляции от других. Это является основой понимания исторического процесса в отношении любого народа, в том числе и марийского.

В данной книге можно ознакомиться с историей марийского народа с древнейших времен до наших дней. Издание рассчитано на широкий круг читателей: для учащихся школ, изучающих историю родного края и всех кому интересен этот народ.

Этнография марийского народа : учебное пособие / сост. Г. А. Сепеев. – Йошкар-Ола : Марийское книжно изд-во, 2001. – 184 с. : ил.

Этнография марийского народа

В последние годы все более повышается интерес к вопросам их традиционной и современной культуры, быта, обрядов и обычаев. Стремление познать историческое прошлое марийского народа, его корни и истоки, культурно-бытовые взаимоотношения с соседними народами, изменение и развитие традиций в разные периоды под воздействием различных факторов характерно сегодня не только для специалистов, но и широкой общественности Республики Марий Эл.

Представленное издание направлено на то, чтобы в научно-популярной форме познакомить читателей с основными этнографическими сведениями о марийцах.

Шкалина, Г. Е. Традиционная культура народа мари / Г. Е. Шкалина. – Йошкар-Ола : Марийское книжно издательство, 2003. – 208 с.

Традиционная культура народа мари

Научно-популярное издание раскрывает феномен мировидения и мироощущения народа мари в рамках традиционной культуры, а также его поведенческой модели, сложившейся в течение долгого исторического времени.

В книге подробно рассмотрены древние представления мари о Вселенной и мире, о духе и душе, загробной жизни и культе умерших. Особое место занимают такие проблемы, как языческий пантеон богов, феномен шаманства, традиции народного целительства.

Никитин, В. В. К истокам марийского искусства / В. В. Никитин, Т. Б. Никитина. – Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2004. – 152 с. : ил.

Альбом «К истокам марийского искусства» составлен докторами исторических наук В. В. Никитиным и Т. Б. Никитиной на основе коллекций фонда Марийского НИИЯЛИ им. В. М. Ломоносова, Марийского национального музея им. Т. Е. Евсеева м археологического музея Марийского ГУ. Был собран уникальный материал («эпос в камне, кости, глине и металле») застывший во времени, хранящий многовековую мудрость коллективного разума, способность предков передавать посредством отвлеченного художественного творчества, выраженного графикой, резьбой, лепкой, литьем или прорисовкой, самые сокровенные и самые нужные для живых и их потомков понятия, на которых веками стояли обычаи и обряды.

В книгу включен альбом иллюстраций и каталог коллекций. Издание адресовано историкам, археологам, искусствоведам, этнографам и широкому кругу читателей, интересующихся древней историей и искусством народов Среднего Поволжья.

Молотова, Т. Л. Марийский народный костюм / Т. Л. Молотова. – Йошкар-Ола : Марийское книжно издательство, 1992. – 112 с. : ил.

Марийский народный костюм

Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, на протяжении веков, он, особенно женский, обогащался и видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности.

Книга посвящена народному костюму марийцев, живущих в основном в пределах Марийской республики. Рассматриваются технология изготовления народного костюма, типологическая классификация различных форм женской и мужской одежды, особенности формирования, функциональное назначение и тенденции его развития. Рассчитана на этнографов, историков, работников культуры и на всех кто интересуется культурой марийского народа.

Тойдыбекова, Л. С. Марийская мифология: этнографический справочник. – Йошкар-Ола: 2007. – 312 с.

Марийская мифология

Данный этнографический справочник призван помочь заинтересованному читателю разобраться в ментальности марийского народа, понять религиозно-мифологическую картину мироздания как своеобразную систему. Книга «Марийская мифология» содержит статьи, посвященные марийским богам, мифологическим персонажам, некоторым символам, понятиям традиционной духовной культуры мари.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кто интересуется культурой марийского народа.


Республика Татарстан

Күпме юллар йөрдем, дөнья күрдем,
Назлы җилләр йөзем сыйпады.
Сиңа кайткач гына, туган ягым,
Күкрәгемә шатлык сыймады.
Тик бер генә көнгә аерылсам да
Ямансулап сине юксынам.
Синнән башка миңа, туган ягым,
Бу дөньяда тормыш юк сыман.
Тик бер генә көнгә аерылсам да
Ятим калган кебек буламын.
Тик син генә яшәү матурлыгы,
Гүзәллеге якты дөньяның!
Флаг Республики Татарстан
Герб Республики Татарстан

Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, имеющий собственную конституцию. Отношения с правительством России регулируются договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 года.

Географическое положение

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы. Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Климат

Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Средняя температура января (самый холодный месяц) −16°C, июля (самый теплый месяц) +25°C. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. Вегетационный период составляет около 170 суток.

Почвы

Почвы отличаются большим разнообразием — от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики (32 % площади). На территории региона встречаются особенно плодородные мощные чернозёмы, а преобладают серые лесные и выщелоченные чернозёмные почвы.

Полезные ископаемые

Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика располагает 800 млн тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 млрд тонн.

Население

В Республике Татарстан проживают представители 107 национальностей. Численность экономически активного населения в Республике Татарстан на 1 января 2008 года составила 1790,1 тыс. человек, или 47,0 % от общей численности населения республики. Население Татарстана по состоянию на 2009 год — 3768,6 тыс. чел., городское — 74,9 % (2009). Плотность населения ~ 55,4 чел./км² (2009).


Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племён, кочевавших в VI–IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII–XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III–IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V–VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII–VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь племена угроязычных башкир и марийцев и в X веке создали государство — Болгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний 1237 и 1240 годов, Волжская Болгария была окончательно захвачена монголо-татарами. Болгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось. В XIII–XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка языка и культуры болгар. Окончательно болгарский язык исчезает после разгрома Тамерланом Золотой Орды в 1395 году. В конечном итоге побеждает современный татарский язык. По другой версии (Закиев М. З.) булгары и кипчаки (в том числе мишаре) говорили на одном и том же языке, поэтому смены языка у булгар после вхождения в состав Золотой Орды не было.

В XV–XVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар), астраханских, сибирских, крымских и других. Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

Татарский энциклопедический словарь / ред. М. Х. Хасанов. – Казань : Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 703 с. : ил.

Татарский энциклопедический словарь

Татарский энциклопедический словарь — первое универсальное справочное издание о прошлом и настоящем Татарстана и татарского народа. Он разработан и подготовлен к печати Институтом Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан.

В книге более 16 тысяч статей, из них свыше 7 тысяч посвящены биографиям государственных и общественных деятелей, учёных, мастеров искусств, деятелей культуры, образования и здравоохранения, военачальников, священнослужителей, спортсменов, крупных организаторов и знатных людей промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, связи, транспорта, торговли, финансового и банковского дела и т. д.

В Татарском энциклопедическом словаре представлены также статьи о природе, флоре и фауне, полезных ископаемых, экономике РТ, по археологии, истории, этнографии, литературе, просвещению, науке, технике, искусству, народному творчеству, о средствах массовой информации и т. д. В отличие от других изданий такого типа, в словаре не ставилась задача охватить весь круг современных знаний. В книгу, как правило, включены лишь те понятия и термины, которые имеют непосредственное отношение к истории татарского народа и Татарстана.

В словаре даны краткие справки обо всех ныне существующих населённых пунктах РТ, областях, краях и республиках РФ и других странах, издавна являющихся местами компактного проживания татар.

Рашитов, Ф. А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие для национ. школ, гимназий, лицеев. – Саратов: Детская книга, 2001. – 288 с: ил. – (Знай и люби родной край).

История татарского народа: с древнейших времен до наших дней

В предлагаемой книге систематически излагается история одного из крупнейших коренных этносов России.

Необходимость в такого рода изданиях диктуется по крайней мере двумя обстоятельствами. Первое — в истории становления и развития России огромная роль принадлежала этноконфессиональному фактору. Россия складывалась и развивалась как полиэтническая и поликонфессиональная страна. Поэтому российскую историю можно представить не иначе как историю населяющих эту страну многочисленных народов.

Второе обстоятельство — формирование в России системы нацио¬нального образования.

Пособие снабжено контрольными вопросами и заданиями, хронологической таблицей.

Султанбеков, Б. Ф. Татарстан. XX ВЕК: Личности, события, документы / Б. Ф. Султанбеков. – Казань: Хэтер, 2003. – 296 с.

Татарстан. XX ВЕК: Личности, события, документы

В книге публикуются очерки, связанные с рядом драматических эпизодов создания Татарстана, ряд из них связан с событиями всесоюзного значения. Многие из материалов опираются на документы, в недавнем прошлом сугубо засекреченные, сама ссылка на них могла еще недавно послужить поводом для репрессий. В разделе «Рецензии» дается оценка некоторым публикациям, представляющим интерес для учителей. Раздел «Публицистика» в основном посвящен размышлениям автора над проблемами нашей современности, включая и фрагменты автобиографической повести.

Книга послужит дополнением к учебникам истории Отечества и истории Татарстана, даст материал для внеклассной работы. Ее содержание возможно заинтересует и широкие круги любителей истории. Тем более, что некоторые очерки связаны с Казанью. Они помогут самой широкой аудитории составить первоначальное представление о жизни города в прошедшем веке.

Исхаков, Д. М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа) / Дамир Исхаков. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 159 с.: ил.

Татары: популярная этнография

Данная работа посвящена этногенезу и этнической истории татар на до-национальном и национальном этапах. В книге достаточно детально прослеживается формирование основных этнических компонентов татарского народа и становление средневековых татарских этнических общностей в XIII–XVI вв. Рассматривается также образование этноса волго-уральских татар во второй половине XVI – начале XVIII вв. Во второй части исследования на основе новейших теоретических представлений анализируется процесс складывания и развития татарской нации. Уделяется внимание национальному возрождению на рубеже XX–XXI вв., а также состоянию и перспективам татарской нации.

Татары / ред.: Р. К. Урамзанова, С. В. Чешко. – М.: Наука, 2001. – 583 с.: ил. – (Народы и культура).

Татары

Коллективная монография «Татары» — очередной том серии «Народы и культуры», издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН в рамках долговременного исследовательского проекта совместно с научными центрами Российской Федерации и других государств бывшего СССР. В монографии представлены материалы по этнополитической истории, демографии, антропологии и диалектологии, о быте, хозяйстве и духовной культуре татарского народа, второго по численности в Российской Федерации. Хронология охвата — с древнейших времен до конца XX в.; народ — собственно татары Поволжья и Урала, включая группы, расселенные за пределами основных районов их проживания — в Западной Сибири, Астраханской области и т.д., а также другие тюркоязычные группы Российской Федерации, известные сегодня под этнонимом «татары» рассчитано на широкий круг читателей.

Ногманов, А. И. Самодержавие и татары: очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков / А. И. Ногманов. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – 215 с.: ил.

Самодержавие и татары: очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков

Книга посвящена законодательству второй половины XVI–XVIII вв. о волго-уральских татарах. Подробное исследование эволюции законодательной политики русского правительства, с царствования Ивана IV Грозного до конца правления Екатерины II сопровождается историко-правовыми очерками, в которых более выпукло представлены те стороны жизни татарского населения Среднего Поволжья и Приуралья, которые в разное время были предметом особого внимания верховной власти: торговля, духовная жизнь, лашманская повинность и др. На основе анализа обширного законодательного материала автор рассматривает основные вехи на пути определения правового статуса татар в многонациональной Российской империи, показывает сложность и противоречивость этого процесса. В приложениии к изданию дан перечень наиболее значимых документов по теме исследования.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей татарского народа.

История татарской литературы нового времени (XIX – начало XX в.) / ред. Ф. А. Садыкова. – Казань: Фикер, 2003. – 471 с.

История татарской литературы нового времени (XIX – начало XX в.)

В этой коллективной монографии дается всесторонний и целостный анализ развития татарской литературы в течение XIX и начала XX века (до 1917-го года). Изучены основные проблемы этого сложного пути, в частности, вопросы традиций и новаторства, творческой индивидуальности, жанрового разнообразия. Особенно большое внимание уделено новому прочтению творческого наследия классиков татарской литературы.

Данный труд адресуется студентам, преподавателям школ и вузов, научным работникам и широкому кругу читателей.

Сокровища культуры Татарстана: историческое наследие, культура и искусство. – СПб. : Иван Федоров, 2004. – 590 с. : ил.

Сокровища культуры Татарстана: историческое наследие, культура и искусство

Республика Татарстан, расположенная в центре Российской Федерации, в месте слияния двух великих рек Восточной Европы Волги и Камы, обладает богатыми историческими традициями и уникальным культурным наследием. Именно богатейшее историко-культурное наследие живущих в Татарстане народов — одна из причин привлекательности республики. Восстанавливаются утерянные и забытые имена и памятники культуры и быта народа, неизвестные ранее события прошлого. Об этом и многом другом рассказывает представленная вашему вниманию книга.

Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. – Казань : Мастер Лайн, 1999

Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан

Настоящее издание представляет собой Свод памятников истории и культуры административных районов Республики Татарстан. Следует отметить, что эти памятники (за небольшим исключением) долгое время комплексно, по единой методике и на должном научном уровне не обследовались и не изучались.

В настоящий Свод включены сохранившиеся недвижимые памятники по состоянию на конец 1997 г. В него не вошли движимые памятники материальной и духовной культуры, хранящиеся в библиотеках архивах, музеях и других учреждениях.

Книга адресована историкам, архитекторам, искусствоведам, музейным работникам, краеведам, сотрудникам органов охраны и использования памятников, всем интересующимся культурным наследием Республики Татарстан.

Золото и серебро казанских татар = Казан татарларынын алтын hэм комеше = Gold and silver of the kazan tatars : из собраний Национального музея Республики Татарстан. – Казань : Заман, 2002. – 160 с. : ил.

Золото и серебро казанских татар

Золото и серебро в украшениях, монетах, предметах быта татарского народа с древнейших времен и до наших дней — тема книги, написанной научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан. В книге использованы изобразительные материалы (украшения, монеты, фотографии, национальные костюмы) из фондов НМ РТ — крупнейшего хранилища национального достояния татарского народа.

Валеев, Ф. Х. Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – 2-е изд., доп. – Казань : Татарское книжное издательство, 2002. – 104 с. : ил.

Древнее искусство Татарстана

Представленная вниманию читателя работа открывает новую страницу в обобщающем исследовании истории искусства Татарстана. Ее появлению предшествовали серия монографических исследований, главы в нескольких коллективных монографиях, а также более сотни статей, опубликованных в различных научных сборниках и журналах. Кроме этого, привлекались материалы археологических раскопок, и среди них так называемой салтовской или салтово-маяцкой культуры. Это создало предпосылки для появления такого труда, в котором искусство и архитектура волжских булгар и их потомков — казанских татар — рассматриваются в генезисе, как единый непрерывный процесс, включающий в себя преемственность древних и средневековых традиций, и в т.ч. салтовской культуры.

Памятники художественного творчества волжских булгар и казанских татар требуют комплексного историко-искусствоведческого подхода к их исследованию, отражающему как художественное мировоззрение в его историческом развитии, так и жизненную практику народа, воплощающуюся в его материальной и духовной культуре. Предлагаемая работа ставит своей задачей дать целостную картину развития искусства Татарстана с древнейших времён с характеристикой всех составляющих это искусство компонентов: от художественно-технических средств до национально-самобытной образности и стиля в их генетической закономерности развития.


Удмуртская Республика

Солнце горит в алых гроздьях рябин,
Новый день встречает земля,
Реет твой Флаг над простором равнин,
О Удмуртия моя!

Припев:
Воссияй, Отчизна моя,
Счастьем путь нам озаряй!
Да хранит Господь тебя,
Расцветай, любимый край!

Краше тебя нет на свете земли,
Широки леса и поля,
Весть о тебе вдаль несут журавли,
Славься, Родина моя!

Припев

Каму и Волгу питала века
Родников живая вода,
В горе и славе с Россией всегда
Ты, Удмуртия моя!

Припев

Флаг Удмуртской Республики
Герб Удмуртской Республики

Площадь

42,1 тысячи квадратных километров, что составляет 0,25 % общей площади Российской Федерации.

Столица

Ижевск — 611 тыс. человек

Города

Воткинск — 96,9 тыс. человек, Глазов — 97,1 тыс. человек, Можга — 49,7 тыс. человек, Сарапул — 98,8 тыс. человек.

Административное деление

5 городов, 25 сельских районов, 11 поселков городского типа, 2119 сельских населенных пункта.

Географическая характеристика

Удмуртская Республика является республикой в составе Российской Федерации. Она расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой — 1129 км, Санкт-Петербургом — 1904 км, Екатеринбургом — 800 км, Казанью — 395 км. Удмуртская Республика на западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермской, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном.

Население

1 млн. 605,7 тыс. человек. Около 70 % жителей республики сосредоточено в городах и поселках городского типа. Плотность населения 38,6 чел. на квадратный километр.

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года: русских — 60,1 %, удмуртов — 29,3 %, татар — 7,0 %. В Удмуртии проживают представители более ста национальностей. Коренное население — удмурты. Это один из древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси. Общая численность удмуртов в мире — около 750 тыс. человек. 67 % процентов из них живут в Удмуртской Республике.

Природа и климат

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом. Самый холодный месяц — январь; среднемесячная температура воздуха −9,9°C. Самый теплый — июль; средняя температура месяца 20,9°C. Территория Удмуртии — свыше 42 тысяч квадратных километров — превосходит такие западноевропейские страны, как Бельгия и Швейцария, и примерно равна площади Дании.

Основными природными ресурсами являются лес и нефть. На территории республики открыто 114 месторождений нефти. По состоянию на 1 января 2002 года начальные суммарные извлекаемые запасы нефти оцениваются в 819,7 млн. тонн, из них разведанные — 354 млн. тонн. Накопленная добыча на 1 января 2002 года достигла 260,4 млн. тонн. Из общего объема добытой нефти 96 % реализуется за пределами республики. Годовая добыча нефти колеблется на уровне 7–8 млн. тонн.

46 % территории Удмуртии покрыто лесами, половина из которых являются хвойными. Расчетная лесосека по главному пользованию составляет более 2,3 млн. м3. Республика также располагает запасами торфа и азотнометановыми месторождениями, стройматериалами (кварцевые пески, глины, известняки), богата минеральными источниками и лечебными грязями.

Конституция Удмуртской Республики. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 88 с.

Конституция Удмуртской Республики

Верховный Совет Удмуртской Республики, выражая волю народа Удмуртской Республики к сохранению исторически сложившейся государственности, исходя из ответственности за обеспечение благополучия ее граждан, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, признавая, что народ Удмуртской Республики является частью многонационального народа Российской Федерации, подтверждая стремление к сохранению целостности Российского государства, принимает Конституцию Удмуртской Республики.

Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск: Удмуртия, 2004. – 800 с.

Удмуртская Республика: энциклопедия

Книга состоит из двух частей. Первая представляет обзорные (монографические) статьи о национально-государственном и административном устройстве, природных ресурсах республики, истории края с древнейших времен до наших дней, развитии социально-экономической, научной, культурной жизни Удмуртии. Во второй части помещены статьи, посвященные событиям и явлениям, отдельным понятиям, истории промышленных и аграрных предприятий, учреждений науки и культуры. Значительное место занимают биографические статьи о видных государственных и общественных деятелях, крупных ученых, писателях спортсменах, о всех кто внес заметный вклад в развитие экономики и культуры Удмуртии.

Полное описание России: Удмуртия / сост. Т. Князева; ред. А. Тарунов. – М., 1995. – 192 с. – (Памятники Отечества).

Полное описание России: Удмуртия

На удмуртской земле столетиями добрыми соседями живут разные народы. Древние финно-угорские племена оставили здесь следы своей высокой культуры и искусства. Их потомки — удмурты — сохранили идущие из глубины веков духовные воззрения, мифы и предания о богах и эпических героях, свои традиции и бытовую народную культуру, тесно связанную с природными особенностями приуральской стороны. Близость к исламскому миру и 200-летняя христианская «колонизация» края предопределили самобытность исторических и архитектурных памятников нового времени. Важное положение между Волгой и Уралом стало причиной быстрого превращения малодоступного когда-то уголка России в развитый промышленный регион, связанный, прежде всего с обработкой металла и изготовлением оружия. Богатства края из века в век приумножали люди. Они творили историю, которую надо знать и тем, кто трудится на этой земле, и всем, кто думает о будущем страны. Открыв этот альманах, вы имеете возможность сделать своим малознакомое прошлое, как Удмуртской земли, так и всей России.

Удмуртская Республика. – Ижевск: Удмуртия, 2001. – 32 с.

Удмуртская Республика

Брошюра «Удмуртская Республика» — информационное издание в котором собраны сведения о природно-климатических, исторических, культурных, национальных особенностях Удмуртии, ее государственном устройстве, административном делении, экономическом потенциале.

Эта книга рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна всем, кто стремится узнать больше об Удмуртии.

Удмуртия. Навеки с Россией / сост. А. Р. Балтин, В. И. Чулков. – Ижевск: Регион-Пресс, 2008. – 304 с.: ил.

Удмуртия. Навеки с Россией

Эта книга рассказывает об основных событиях и исторических вехах, которыми отмечено 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства.

Два столетия формировавшаяся как часть оборонного края Российской державы, современная Удмуртия является динамично развивающимся регионом с мощным промышленным и научным потенциалом, сложившейся инфраструктурой и современным сельским хозяйством. Многонациональная республика сохранила и развивает неповторимое своеобразие языка и культуры населяющих её народов. В центре внимания составителей книги новый шаг в становлении государственности Удмуртии в составе Российской Федерации — введение в ней поста Президента республики и успешная реализация президентской Программы социально-экономического развития региона, ориентированной на удовлетворение потребностей конкретного человека.

Составители широко использовали в книге материалы, документы и фотографии, хранящиеся в республиканских государственных и муниципальных, личных архивах и собраниях, находящиеся в распоряжении Пресс-службы Президента и Правительства Удмуртской Республики.

Голдина, Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р. Д. Голдина. – Ижевск: Удмуртский университет, 2004. – 422 с.

Древняя и средневековая история удмуртского народа

Проблема происхождения и древней (дописьменной) истории народов — одна из самых актуальных и важных в исторической науке. Любой народ, даже самый немногочисленный, имеет право знать свои истоки, все перипетии своей исторической судьбы. В данной книге впервые на основании археологических, лингвистических, антропологических, этнографических и других материалов изложены основные этапы древней и средневековой истории удмуртского народа. Большое внимание в книге уделено контактам, взаимодействию удмуртского этноса с другими народами.

Адресована преподавателям вузов и школ, студентам и всем интересующимся историей и культурой удмуртского народа и народов Удмуртии.

Материалы по истории Удмуртии: с древнейших времен и до середины 19 в.: сборник статей / ред. Л. А. Наговицин. – Ижевск, 1995. – 176 с.

Материалы по истории Удмуртии: с древнейших времен и до середины 19 в.

В настоящее время учеными Удмуртии накоплен большой и разнообразный новый материал по истории края, в т. ч. из ранее труднодоступных или слабоизученных фондов и семейных архивов. Часть источников использована в опубликованных в последние годы монографиях, учебных пособиях, сборниках статей по проблемам древней истории, становления и развития феодальных и капиталистических отношений в регионе, национально-государственного строи¬тельства, истории гражданской войны и другим.

Вместе с тем значительная часть новых материалов еще не введена в научный оборот, ощущается и острая потребность в работах обобщающего характера, адресованных широкому кругу читателей.

Учитывая это, институт приступил к публикации серии книг под общим названием «Материалы к изучению истории Удмуртии». Они не заменяют будущий коллективный труд «История Удмуртии», но все же дают наглядное представление об исторических процессах, проходивших в крае с далекого прошлого и до современности.

Настоящий сборник первый среди книг вышеуказанной серии. Хронологически его статьи охватывают время с первобытнообщинного строя до середины XIX в.

Удмуртский республиканский краеведческий музей / сост. Т. Н. Уракова [и др.]. – Таллинн, 1992. – 47 с.

Удмуртский республиканский краеведческий музей

Удмуртский республиканский краеведческий музей был организован в 1920 году. Это год образования автономии удмуртского народа. Именно тогда активизировалась деятельность Удмуртского комиссариата в пропаганде среди населения национального самосознания и политической активности, издается доступная литература по истории, культуре и обычаям удмуртов; печатают свои работы такие просветители, как Т. К. Борисов, К. Герд, М. Ильин и др.; увеличиваются тиражи газет и других печатных изданий. Это, безусловно, формировало общественную среду, в которой происходило создание национального музея.

Первыми экспонатами стали случайные поступления от учебных заведений и организаций города: картины, нумизматика, заводская производственная коллекция и экспонаты сельскохозяйственной кустарной выставки 1921 года.

Для посетителей музей открылся 20 ноября 1920 года.

Батурина, Е. Н. Удмуртские фольклорные танцы / Е. Н. Батурина. – Ижевск, 2002. – 148 с.

Удмуртские фольклорные танцы

Удмуртское народное творчество ярко представлено семейными обрядами, праздничными народными гуляниями и развлечениями. Любой праздник, начинающийся с определенного ритуала, молитвенных заклинаний, пожертвований, магических действий, переходил в развлечения, ряженья, игры, песни. Неотъемлемой частью праздничных гуляний были танцы. Местом исполнения могли быть и лесная поляна, и поле, и дом. В настоящем издании представлены записи удмуртских фольклорных танцев, осуществленных во время экспедиций преподавателей и учащихся Удмуртского республиканского училища культуры по Удмуртии и районам компактного проживания удмуртов в соседних республиках — Башкортостан и Татарстан, а также в Кировской области.

Краткий удмуртско-русский, русско-удмуртский словарь: около 3000, 3500 слов / Р. Ш. Насибуллин, С. А. Максимов; ред. Л. И. Калинина. – Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. – 368 с.

Краткий удмуртско-русский, русско-удмуртский словарь

Удмурты в последнее время возвращаются к истокам своего языка и культуры и в то же время испытывают потребность в совершенствовании владения русским языком. В целях удовлетворения этих потребностей населения впервые издается карманный словарь, состоящий из двух частей: удмуртско-русской (более 3000 слов) и русско-удмуртской (около 3500 слов). Данный словарь-минимум наиболее употребительных слов будет верным ориентиром для тех, кто хочет научиться говорить и писать по-удмуртски. Он послужит пособием для воспитателей детских садов, для учителей школ, гимназий и лицеев.

Предназначен для всех, кто интересуется удмуртским языком.

Родной земли просторы: хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии. 1–4 классы / сост. В. М. Черыгова. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2004. – 382 с.

Родной земли просторы: хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии. 1–4 классы

В настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человек с исторической культурой своего народа. Автор составитель задумала и выполнила большую и благородную работу. Ею рассмотрен огромный материал словесной культуры Удмуртии — из опубликованного фонда удмуртского (в переводах на русский язык) и русского фольклора, из опубликованных произведений удмуртских (в переводах на русский язык) и русских писателей Удмуртии. Для юного читателя в книге собраны удмуртские и русские сказки, пословицы, поговорки, загадки. Они поведают о неповторимой красоте родной природы, мудрости народов Удмуртского края.

Хрестоматия предназначена не только для учащихся, учителей, студентов но и для широкого круга читателей.

Климов, К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. – Ижевск: Удмуртия, 1979. – 142 с.

Удмуртское народное ткачество
Сорока пестра, сорока пестра,
Но варежки будут сороки пестрей,
В пятнах узорных ястреб летящий,
Но будут узорней, чем ястреб, чулки.
Радуга цветная, цветистая радуга,
Но радуги ярче фартук мой.

Прядение и ткачество на территории Прикамья были известны в глубокой древности. Орнамент узорного ткачества удмуртов передавался из поколения в поколение. В узорном ткачестве удмуртов заметны определенные территориальные различия. На севере республики оно тесно связано с культурой родственных финно-угорских народов, на юге — с тюркским искусством: первоначально с булгарами, позднее — с татарами и башкирами.

Настоящая книга призвана познакомить с прекрасными традициями, выработанными удмуртскими мастерицами прошлого. Эти традиции не должны быть забыты. Образцы узорного ткачества, отличаясь неповторимым художественным своеобразием. Должны служить источником вдохновения для мастеров современного удмуртского декоративного стиля.

Голубкова, А. Н. Музыкальная культура Удмуртии: учебное пособие / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2004. – 348 с.

Музыкальная культура Удмуртии

Книга является первым учебным пособием по музыкальному искусству Удмуртии. Авторы, музыковеды-искусствоведы с огромным опытом работы, ставят своей главной задачей сжато изложить основные этапы формирования древней культуры удмуртского народа, ознакомить с богатым фольклорным наследием, с проблемами становления профессионального композиторского творчества и исполнительства, с событиями музыкальной жизни. Культура каждого этноса синкретична (неразделима) — все её составные части взаимосвязаны, и без разностороннего познания менталитета этноса сложно понять достоинства национальной музыки. Поэтому авторы постарались не ограничиваться анализом песенного фольклора, а делать небольшие экскурсы в историю удмуртского народа, давать пояснения о мировоззрении и миропонимании, о бытующих и бытовавших обрядах, обычаях, ритуалах коренного населения.


Чувашская Республика

Когда весны широкий свод
Лучи живые щедро льёт, —
На добрый лад судьбу верша,
О крае родном поёт душа.

Припев:
Поклон тебе,
О Родина,
Красавица
На все времена.
Поклон тебе,
О Родина,
Да славится
Родная страна!

Припев

Народ народу — друг и брат,
Отныне и чуваш крылат,
На добрый лад судьбу верша,
О силе людской поёт душа.

Припев

Отца на смену выйдя в путь,
Ты, юность, им опорой будь.
На добрый лад судьбу верша,
О жизни большой поёт душа.
Флаг Чувашской Республики
Герб Чувашской Республики

Чувашская Республика (Чувашия, чуваш. Чăваш Республики) — республика в составе России.

География

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между её притоками Сурой и Свиягой.

Граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге.

Полезные ископаемые

Месторождения фосфоритов с запасами руд в 148,7 млн т, горючих сланцев с запасами в 199,1 млн т, месторождения торфа.

Парки Чувашии

Национальный парк «Чаваш Вармане»

Присурский заповедник

Административно-территориальное деление

В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов.

Миграция

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей.

Этнический состав

По данным переписи 2002 года, на территории республики проживали представители 106 этносов, численность чувашей более двух третей, русских — более четверти.


Чувашская Республика — это родина не только для родившихся здесь чувашей, русских, татар, мордвы и представителей других национальностей, ее считают «второй родиной» и чуваши, родившиеся и живущие за ее пределами. Республика представляет собой в определенной мере форму осознания всеми чувашами самостоятельности и самоценности своей истории, культуры и языка, реализации права на свободное саморазвитие и государственную поддержку.

Современная Чувашская Республика, будучи субъектом Российской Федерации, не располагает статусом полностью суверенного (независимого) государства. Реальное положение Чувашии в составе Российской Федерации соответствует статусу Республики с широкой автономией в полном смысле этого понятия.

Формирование чувашского этноса начинается в 7–8 вв., когда в Среднее Поволжье переселяется значительная часть тюркоязычных, в основном, булгарских племен, которые начали сливаться с местным финно-угорским населением. К названию племени сувар (или суваз, суас), родственного болгарам, некоторые исследователи возводят название чуваш. Этническое развитие чувашского этноса протекает сначала в рамках Волжской Булгарии — государственного образования X – начала XIII вв., затем Золотой Орды и Казанского ханства. В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В середине XVI в. чуваши становятся поданными Русского государства, в XVIII в. происходит их христианизация. В 1920 г.была создана Чувашская АО, преобразованная в 1925 г. в АССР. Современное название национальной государственности чувашей — Чувашская республика.

Традиционное занятие чувашей — земледелие, при преобладании к началу XX в. трехполья. Главными культурами были зерновые — рожь, полба, овес, ячмень и др., из технических лен и конопля. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой — резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка и т. д.

Чувашская энциклопедия. – Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 2006.

Чувашская энциклопедия

Настоящее издание подготовлено в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «О подготовке и издании многотомной чувашской энциклопедии» от 19 августа 2002 г. в Чувашском государственном институте гуманитарных наук и Чувашском книжном издательстве. В работе над энциклопедией приняли участие также специалисты вузов, архивных учреждений, библиотек и музеев республики, журналисты и краеведы, сотрудники министерств и ведомств, научных и культурных организаций Чувашии — всего около 300 человек.

Значительное место в энциклопедии занимают биографические статьи, доля которых составляет около 40 %, по объёму — свыше трети издания. В совокупности они представляют персонифицированную историю народа и республики. С максимальной полнотой показаны исторические личности и современники, уроженцы Чувашии и представители чувашской диаспоры, жившие и живущие за пределами республики, если их деятельность имеет большое значение для развития экономики и культуры России, Чувашии и чувашского народа. Создатели энциклопедии большое внимание уделяют также деятелям российской и зарубежной науки, образования, искусства, организаторам производства, которые изучали историю, язык, музыкальное творчество, культуру и быт чувашского народа, вели большую работу по подготовке национальных кадров и развитию экономики республики.

Чувашская энциклопедия предназначена как для специалистов, так и для массового читателя и призвана в значительной мере удовлетворить большой интерес, проявляемый широким кругом читателей к различным сферам развития Чувашии, истории и культуры чувашского и других народов, проживающих в республике. Книга даст возможность жителям других регионов многонациональной России больше узнать о Чувашской Республике, чувашском народе.

Трифонова, З. А. Города Чувашии: книга-альбом / З. А. Трифонова. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2008. – 238 с.

Города Чувашии: книга-альбом

Книга-альбом содержит сведения о географическом положении, городской символике, истории возникновения и развития, населении и выдающихся земляках, а также хозяйственном профиле 9 городов республики. Демонстрирует их природные, историко-культурные, а также социально-хозяйственные объекты градообразующей и градообслуживающей сферы. Адресована широкому кругу читателей.

Данилов, В. Д. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): учебное пособие для образовательных учреждений / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2003. – 304 с.

История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века)

Перед вами учебник, который познакомит вас с прошлым и настоящим республики Чувашия. Чувашская пословица гласит: «Адун марйине ан тунтер» — «Не разваливай печь своего отца», что значит — не забывай своего прошлого, своих корней.

За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Вместе с русским и другими народами нашей многонациональной Родины чуваши строили великое государство, доблестно защищали его в годы нашествий иноземных захватчиков, и при этом упорный и трудолюбивый народ всегда являл собой умение жить в согласии, творить и созидать.

Чувашская земля родила многих выдающихся людей — героев войны, космонавтов, просветителей, писателей, ученых, поэтов, артистов и политиков. Имена П. Егорова, А. Крылова, К. Иванова, В. Чапаева, М. Михайлова, Н. Мордвинова, Н. Ашмарина, А. Николаева, Н. Павловой и многих других известны далеко за пределами нашей республики.

В учебном пособии раскрыты вопросы истории и культуры чувашского народа с древнейших времен до конца XX века, даны новые оценки, утвердившиеся в исторической науке. Пособие снабжено необходимым учебно-методическим и справочным материалом, который поможет организовать учебно-познавательную деятельность учащихся средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей в соответствии с современными требованиями к преподаванию.

Каховский, В. Ф. Происхождение чувашского народа. – 3-е изд., пере-раб. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2003. – 463 с.

Происхождение чувашского народа

Книга посвящена изучению проблемы происхождения чуваш¬ского народа, для решения которой автор использовал археологические, антропологические, этнографические источники, данные языка, сведения древних и средневековых авторов. Рассматриваются параллели и соответствия элементов культуры предков чувашей и других народов.

Предлагаемая вниманию читателя книга В. Ф. Каховского «Происхождение чувашского народа» является определенным вкладом в историческую науку. Впервые она была издана в 1963 г., но по указанию партийных органов изъята из продажи по политическим мотивам в связи с обострением советско-китайских отношений. Повторно выпущена в 1965 г. без раздела о чувашско-китайских культурных параллелях, который вновь включён в настоящее издание.

Рассчитана на широкий круг читателей: научных работников, преподавателей, студентов и всех тех, кто интересуется древней историей и вопросами происхождения чувашского народа.

Сбоев В. А. Заметки о чувашах. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 142 с.

Заметки о чувашах

Книга известного русского ученого-этнографа и писателя XIX в. посвящена этнографическому исследованию чувашей. В ней описаны их материальная культура и земледелие, религия, свадебные и погребальные обряды. Большой интерес представляют подробные описания народных праздников, исследования о чувашском языке, собранный им фольклорный материал и т. д. Публикуется по изданию 1856 г.

Юхма, М. Древние чувашские боги и герои: легенды и мифы древней Чувашии / М. Юхма. – Чебоксары, 1996. – 226 с. : ил.

Древние чувашские боги и герои: легенды и мифы древней Чувашии

Книга «Древние чувашские боги и герои» знакомят читателей с древнейшей культурой чувашского народа и воссоздает стройную систему учений о добре и зле, о богах и демонах, о героях и предателях. В книге ярко обрисовано все то, чем сильны были их предки, кому они молились, какими героями восторгались и как воспитывали тех, кто защищал их жизнь, кто помогал им отстоять свободу, независимость и будущее.

Все это великое достояние чувашского народа. Перед нами открывается мир больших чувств, крупных характеров, героических поступков и яркой символики, мир, уходящий своими корнями в историю, в глубь живого, земного, человеческого.

Легенды и мифы, приведенные в издании, родились на земле Чувашии давно-давно. Сколько лет каждому из них? Сто, пятьсот, тысяча? А, может, две тысячи, три тысячи?..

Сочиняя их, люди говорили о своих радостях, бедах, надеждах, рисовали жизнь такой, какой она была, какой они хотели ее видеть.

Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась эта мудрость народа и дошла до наших дней.

Афанасьев, П. Писатели Чувашии: биобиблиографический справочник / П. Афанасьев. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2006. – 558 с.

Писатели Чувашии

В биобиблиографическом справочнике «Писатели Чувашии» представлены основные сведения о писателях, сыгравших заметную роль в развитии чувашской художественной литературы. В книгу включены также писатели-чуваши, пишущие на русском языке, проживавшие и живущие ныне за пределами республики. О каждом писателе (всего 322 имени) дана краткая биографическая справка и характеристика его творчества, библиография основных произведений, перечень литературно-критических работ и список литературы о творчестве.

Фамилии авторов и их псевдонимы расположены в алфавитном порядке.

В отличие от предыдущих справочников в новое издание вошли возвращенные в последнее время имена незаслуженно забытых писателей, оставивших яркий след в чувашской литературе.

Справочник составлен на основе изучения книжных фондов Государственного архива печати Чувашской Республики, личных дел писателей, хранящихся в правлении Союза профессиональных писателей Чувашии. Библиографические сведения предоставлены Национальной библиотекой Чувашской Республики.

Жачева, Е. Н. Чувашская вышивка = Чаваш терри : техника и приемы / Е. Н. Жачева. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. – 238 с. : цв.ил. – (Из опыта народных мастеров).

Чувашская вышивка

Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества, которым владела каждая женщина. Данная книга одновременно является и исследованием, и методическим руководством для начинающих вышивальщиц, и художественным альбомом.

Многие любители национального прикладного искусства хо¬тят овладеть секретами чувашской вышивки. В процессе освоения этого непростого дела у них возникает немало вопросов. Для работы с учащимися и детьми необходимы также наглядные образцы. Некоторые итоги творческих поисков публиковались нами в 1990-х гг. в республиканских журналах. Однако в разрозненных статьях трудно дать ответы на все вопросы. И чтобы создать цельное представление о теме, зародилась идея издать материал в одной книге.

Книга призвана помочь педагогам, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков, а также всем, кто желает самостоятельно научиться вышивать, освоить этот массовый вид художественного творчества. Читатель может ознакомиться с названиями некоторых реконструированных швов и их разновидностей, с техническими приемами их выполнения, впервые они классифицированы по назначению, способу исполнения, степени трудности, направлению.

Материал книги изложен доступным языком, в определенной последовательности, что облегчает его усвоение. Этому же способствуют и многочисленные иллюстрации.

Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности / В. В. Николаев. – М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. – 400 с. : ил.

Чувашский костюм от древности до современности

Книга представляет собой первое, наиболее полное собрание уникальных образцов чувашского народного костюма, начиная с XVIII века и до наших дней. Особенность издания в том, что в него включены костюмы, выявленные не только в Чувашской Республике, но и в регионах России, где чуваши проживают компактными группами не одну сотню лет, — в Татарстане, Башкортостане, в Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях.

В издании прослеживается развитие чувашского народного костюма с древних времен до наших дней, впервые публикуются ценнейшие экспонаты из музеев России и зарубежья. Раскрываются истоки, художественно-эстетическое, историко-культурное значение, многообразие традиционного и современного костюма. Издание осуществлено на основе уникальных архивно-музейных источников и красочных фотографий, полученных в ходе студийных и экспедиционных съемок.

mkrf2

mkso