Народное творчество. – 2011. – № 6

Хасанова, Г.   Возрождаем семейные ценности / Г. Хасанова // Народное творчество. – 2011. – № 6. – С. 15–16.

У многих тюркских народов была традиция записывать свою родословную. Башкиры называли родословную «шежере», что с арабского языка переводится, как дерево.

В последние годы возрождается традиция изучения шежере. С каждым годом растёт число людей, интересующихся своей родословной. В шежере указывались лишь лица мужского пола, ведь именно они продолжатели рода, носители фамилий. Правительство республики проводит праздник родословной «Шежере байрамы», где каждый желающий со своей семьей может рассказать о традициях, быте и укладе своей семьи, её умении в ремесле и кухне, танцах и рукоделии. В оценочном жюри конкурса принимают участие краеведы и общественные активисты. Номинации добавляются по ходу конкурса — всех участников награждают памятными подарками. По итогам было принято решение о разработке комплекса мероприятий с целью сбора информации о шежере рода гирей — старейшего из племён.

Народное творчество. – 2010. – № 6

Заварзина, Д.   Очарование тундры в миниатюре / Д. Заварзина // Народное творчество. – 2010. – № 6. – С. 20–21.

Резчик по кости из Таймырского дома народного творчества, мастер-художник Николай Киргизов в 2009 году стал победителем Конкурса творческих работников, работников организаций культуры и образовательных учреждений Министерства культуры Красноярского края. Николай уже давно стал городским жителем, но тематика его работ неизменно связана с тундрой, с бескрайними, необозримыми и необыкновенно притягательными просторами.

Герусова, Л.   О чём поют цимбалы / Л. Герусова // Народное творчество. – 2010. – № 6. – С. 22–23.

Михаил Иванович Богодухов родился в Журавке – небольшом сельце на берегу Дона, что в Богучарском районе Воронежской области. В этом селении было много украинских переселенцев, и неотъемлемой частью их национальной культуры были цимбалы, которые звучали на всех сельских праздниках.

Народное творчество. – 2010. – № 4

Лященко, А.   Дни Балхара в Москве / А. Лященко // Народное творчество. – 2010. – № 4. – С. 13–14.

Дагестан уникален своей многонациональностью, причудливым сочетанием различных культур, красочной мозаикой традиций и нравов, свойственных множеству народностей и этнических групп, населяющих этот регион.

В марте в Московском доме национальностей состоялась выставка «Дни Балхара в Москве».

Никитина, Е.   Красочное мироощущение / Е. Никитина // Народное творчество. – 2010. – № 4. – С. 35–38.

Автор статьи, выпускница Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова рассказывает о своем творческом пути и новых изысканиях в области несправедливо забытого украинского народного промысла — петриковской росписи.

Гасырлар авазы — Эхо веков. – 2011. – № 3/4

Галлям, Р.   Дозорная книга Григория Кузьминского из фондов Российского государственного архива древних актов / Р. Галям // Гасырлар авазы — Эхо веков. – 2011. – № 3/4. – С. 21–24.

Дозорные книги являлись одной из разновидностей писцового делопроизводства в Русском государстве XVI – первой четверти XVII века. В отличие от периодически проводившихся писцовых описаний земель и подворных переписей населения в государственном масштабе, дозорные книги фиксировали промежуточные изменения в хозяйствовании, землевладении и землепользовании различных категорий населения. Подробный рассказ о сведениях из этой книги автор представляет читателям данного материала.

Шагапова, И.   Шамсуддин Заки (К 190–летию со дня рождения) / И. Шагапова // Гасылар авазы — Эхо веков. – 2011. – № 3/4. – С. 216–218.

190 лет исполнилось со дня рождения известного поэта-суфиста, крупного поэта-лирика Шамсуддина Заки. Габдулла Тукай называл его «Матерью Марией» среди поэтов того времени. Он был долгожданным ребёнком в семье, но появился на свет слепым. Биографы поэта отмечают его яркую одарённость: он знал наизусть не только Коран, но и многие другие книги на арабском и персидском языках и впоследствии стал мударрисом — преподавателем в медресе, знатоком методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.

Шарфутдинов, Д.   Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей / Д. Шарафутдинов // Гасылар авазы — Эхо веков. – 2011. – № 3/4. – С. 298–304.

В этногенезе, создании духовной культуры волжских булгар участвовало и местное население: марийцы, мордва, удмурты и чуваши. Наглядным примером этих взаимосвязей являются культовые комплексы тысячелетней давности, связанные с сакральными функциями местных племенных центров: возвышенности — места жительства духов — хозяев мест, где проводились языческие моления и пожертвования.

Автор статьи предлагает подборку фактов и исторических документов для тех, кто чтит память и историю своих предков.

Гасырлар авазы — Эхо веков. – 2011. – № 1/2

Юнусова, Г.   Загид Валеевич Хабибуллин / Г. Юнусова // Гасырлар авазы. – 2011. – № 1/2. – С. 79–82.

Имя самобытного татарского композитора и скрипача Захида Валеевича Хабибуллина широко известно в Поволжье и Прикамье. Он создал огромное количество массовых и лирических песен, некоторые из которых стали подлинно народными, а также содержательные инструментальные пьесы. Интонации его песен вытекают из татарской национальной песенной традиции.

Автор статьи предлагает подборку фактов биографии Хабибуллина и исторические документы, связанные с его творческим путем.

Гасырлар авазы — Эхо веков. – 2010. – № 3/4

Тагиров, И.   Книга о татарском следе в истории / И. Тагиров // Эхо веков. – 2010. – № 3/4. – С. 209–219.

Выдающийся учёный-синолог Э. Х. Паркер долгие годы оставался неизвестным широкой публике. Между тем его изыскания внесли огромный вклад в изучение древнетюркской истории. Они коренным образом ломают некоторые представления, созданные учёными европоцентристских взглядов, о древних тюрках как об отсталых, варварских племенах. Вниманию читателей предлагаются первые две главы из книги «Тысяча лет из истории татар».

Татарстан. – 2011. – № 7

Шаймиев, М.   Число гостей в Болгаре превзошло все ожидания / М. Шаймиев // Татарстан. – 2011. – № 7. – С. 82–85.

18 июня 2011 года в древнем городе Болгаре прошёл традиционный праздник «Изге Болгар жыены», посвящённый 1122-ой годовщине официального принятия ислама Волжской Булгарией. Об истории и особенностях празднования этой даты повествует нам автор статьи.

Татарстан. – 2011. – № 2

Ахмадуллин, Н.   Между западом и востоком / Н. Ахмадуллин // Татарстан. – 2011. – № 2. – С. 6–11.

Ещё памятны те времена, когда Россию во многих уголках мира считали страной ядерных ракет, медведей и балалаек. Не так давно и название «Татарстан» за рубежом было знакомо немногим, и даже иные политики, услышав его, полагали, что речь идёт о Казахстане. Сегодня несколько забавно вспоминать про это, но так было. За прошедшие пару десятилетий мир стремительно изменился, на карте появились новые государства, земной шар опутала глобальная «паутина». Изменились и Россия, и, конечно, Татарстан. За короткое время республика прошла путь от мало кому известной автономии до одного из ведущих субъектов Российской Федерации, гармонично включилась в международные экономические отношения. Бренд «Республика Татарстан» стал авторитетным и в международном политическом смысле.

Мустафин, Р.   Культура не знает границ и расстояний / Р. Мустафин // Татарстан. – 2011. – № 2. – С. 30–33.

Культурный календарь Татарстана исключительно богат международными фестивалями профессионального искусства, давно уже получившими мировое признание. Так, в 2010 году прошли XVII Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина, XXIII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, II Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны», II фестиваль молодёжной режиссуры «Ремесло».

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.