Идель. – 2010. – № 11

Мухаметзянов, Х.   In memoriam / Х. Мухаметзянов // Идель. – 2010.  – № 11.  – С. 30–33.

15 октября в Казани в двадцать первый раз прошёл День памяти её защитников, павших при обороне татарской столицы в 1552 году. Организаторами мероприятия выступили Всетатарский общественный центр имени Марата Мулюкова, Всемирный форум татарской молодёжи и движение нового поколения «Узебез».

Для всех татар в мире, испытывающих патриотические чувства, это, безусловно, очень значимый день, и часть из них проявляет свои национальные чувства публично, в виде общественных акций.

Егоров, А.   Услышать «голос прошлого» / А. Егоров // Идель. – 2010. – № 11. – С. 64–67.

Отношение к прошлому в современном российском обществе противоречивое. С одной стороны, налицо повышенный интерес к кино и литературе на исторические темы, коллекционированию предметов старины, генеалогии, с другой — приходится констатировать, что интерес этот в большинстве случаев носит поверхностный и избирательный характер. Так, иметь дома красиво оформленную родословную — это можно, а вот над тем, чтобы сохранить для потомков воспоминания родной бабушки о коллективизации или, скажем, жизни деревни в годы Великой Отечественной войны, мало кто задумывается.

Между тем устные свидетельства современников событий прошлого имеют не только воспитательное, но и несомненно научное значение. Есть даже такое направление в современной историографии — устная история. О том, что это такое и чем так называемые «устные» источники привлекают внимание специалистов, и пойдет речь в статье.

Идель. – 2010. – № 10

Зайнуллина, Г.   «Наша идентичность — непередаваемое „мон“» / Г. Зайнуллина // Идель. – 2010. – № 10. – С. 18–23.

Каждый народ стремиться сохранить свою самобытность. Татары — второй по численности этнос России, — прошедший длинный и сложный путь в своей истории, стараются адаптироваться к глобализации и сохранить позицию одного из лидирующих и государствообразующих народов России.

В этом голу татарское сообщество проходит серьезное испытание. Всероссийская перепись населения поможет выявить численность татар в стране. Республика Татарстан и общетатарские организации заботятся о том, как сохранить число татар в стране. Как известно две трети татар живут за пределами республики, и многие беспокоятся, чтобы доля татар не уменьшилась.

В последние годы изменились ситуация и условия в регионах проживания татар. Наряду с глобализационными процессами наблюдаются рост национального самосознания, консолидация народа и интеграции с Республикой Татарстан. Какую роль играет Татарстан в национально-культурном развитии России, вы узнаете из интервью с заместителем премьер-министра, министром культуры Республики Татарстан Зилей Валеевой.

Мир Севера. – 2011. – № 4

Огрызко, В.   Родного слога боль и торжество / В. Огрызко // Мир Севера. – 2011. – № 4. – С. 22–34.

Если верить переписи населения России 2002 года, то в стране живёт 3200 ительменов. Но истинных знатоков ительменского языка по утверждению профессора Александра Володина осталось уже не больше сорока человек. На ительменском языке писали три автора: Клавдия Халоймова, Татьяна Гуторова и Нэля Суздалова. В глобальном плане уже ничего не изменить. Ительменский язык обречён. И никакие спешно издаваемые буквари этого не изменят. Вопрос в другом: неужели трагическая история древнейшего народа бесследно канет в Лету и никого ничему не научит? А это уже зависит от нынешних художников, их дара и темперамента.

Мир Севера. – 2010. – № 5/6

Тангалычев, К.   Соплеменники стихии / К. Тангалычев // Мир Севера. – 2010. – № 5/6. – С. 9–11.

Для физически малочисленного народа важно ощущать себя духовно многочисленным — вопреки статистике. И потому ханты самоотверженно остаются в мире — вместе со своими вечно живыми предками, духами, богами. Вместе со священными — тоже живыми — деревьями, полянами, мысами, озёрами. Предки и природа — живые, они — часть народа, потому что и современные ханты не покинули их.

Магариф. – 2011. – № 8

Поздеева, Г.   Содружество культур и языков / Г. Поздеева // Магариф. – 2011. – № 8. – С. 75–77.

Многонациональная среда есть условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют практически на протяжении всей истории человечества.

План урока «Содружество культур и языков», представленный в журнале преподавателем обществознания Гульназ Поздеевой, поможет педагогам и другим сотрудникам просветительской сферы в разработке мероприятий по данной тематике.

Магариф. – 2011. – № 7

Зелепугина, Г.   Профилактика наркомании в виртуальном мире / Г. Зелепугина // Магариф. – 2011. – № 7. – С. 39–41.

Галина Петровна Зелепугина — учитель русского языка и литературы г. Лениногорска — эффективно работает над методической проблемой «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе использования информационно-коммуникативных технологий». Опытный педагог предлагает вниманию читателей журнала план урока-практикума «Жизнь без наркотиков», в котором комбинируются классические и современные методы и средства обучения.

Магариф. – 2010. – № 11

Удиярова, Т.   Исследовательская деятельность по краеведению / Т. Удиярова // Магариф. – 2010. – № 11. – С. 64–65.

Одной из проблем общеобразовательной школы является подготовка учеников к ведению исследований. По данным статистики, талантливые люди — не редкость. Для формирования человека с высоким интеллектуальным уровнем не достаточно просто учить его в школе: таланту нужна стимулирующая развитию среда. Задача педагога создать атмосферу творческой деятельности, развивать способности и поддержать устремление ребёнка; не учить его, а научить учиться.

Казаки. – 2011. – № 6

Сазонов, А.   Казачество в XXI веке: преемственность традиций и проблемы возрождения / А. Сазонов // Казаки. – 2011. – № 6. – С. 29–32.

Самое дорогое, что было у казака — это земля, на которой он родился и вырос, научился её защищать. Для русского казачества это было Поле между Доном и Волгой, по Северному Донцу. Позднее — просторы по реке Кубани и на Черноморском побережье, где совместным заселением и участием в охране линий обороны родилось Кубанское казачество. Для пятигорцев, черкасцев из предгорий Северного Кавказа — земли Ставрополья, Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Чечни. Для казаков присоединивших просторы Сибири — земли по рекам от Урала до Амура и побережья Тихого океана. Для украинских казаков — Поднепровье. Для белорусцев — земли Полесья.

Автор статьи знакомит читателей с историей и духовной культурой казачества.

Литвиненко, Т.   Где прародина казачества? / Т. Литвиненко // Казаки. – 2011. – № 6. – С. 34–39.

Когда спрашиваешь у современных казаков, откуда произошло казачество, все в один голос говорят: «Известное дело — с Дона». Однако рек с названием «Дон» или производным от него — великое множество по всей Евразии. Для ответа на этот вопрос придется углубиться в древнейшую историю человечества и изучить одну из версий, уходящую вглубь веков.

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.